НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Корюкаева О.Н. Создание сенсорного центра на территории дошкольного образовательного учреждения

Оригинaл материала размещен в выпуске № 06 (08) https://f.almanah.su/08.pdf


«Нет такой стороны воспитания, на которую
обстановка не оказывала бы влияния,
нет способности, которая не находилась бы
в прямой зависимости от непосредственно
окружающего ребенка конкретного мира…
Тот, кому удастся создать такую обстановку,
облегчит свой труд в высшей степени».
Е. И. Тихеева
В каждой ДОО развивающая предметно-пространственная среда обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции.
В процессе взросления ребенка все компоненты (игрушки, оборудование, мебель и пр. материалы) развивающей предметно-пространственной среды также необходимо менять, обновлять и пополнять. Как следствие, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся. В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов.
В процессе создания экологической тропы летом 2017 года на участке ДОО было принято решение о создании сенсорного центра. Почему мы решили создать сенсорный центр?
В ходе диагностики речевого развития детей, столкнулась с тем, что некоторые дети в младшем возрасте затрудняются правильно называть основные цвета, путаются в оттенках цветов. При различении звучания музыкальных игрушек нуждаются в помощи педагога, а также испытывают затруднения в нахождении источника звука. В среднем и старшем возрасте некоторые сложности вызывает подбор слов для характеристики свойств и качеств разных предметов таких как: легкий, тяжелый, гладкий, шероховатый, мягкий, твердый, острый, тупой, холодный, горячий и др.
У некоторых детей недостаточно развита мелкая моторика кистей и пальцев рук. Вызывает затруднения ориентировка в пространстве и собственном теле.
В последнее время возросло число детей имеющих статус ОВЗ. Эти дети нуждаются в специально организованной коррекционной помощи.
В основе вышеперечисленных проблем – недостаточный сенсорный опыт ребенка.
Сенсорное развитие (лат. sunser — ощущение) — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.
Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
Каждый ребенок рождаясь, учится, прежде всего, воспринимать внешние раздражители, такие как: звук, свет, давление, запах, ощущает перемещение предмета, его цвет, форму, размер. На основе этого личного опыта и происходит дальнейшее умственное, физическое и эстетическое развитие ребенка. Сенсорное развитие очень интенсивно происходит в раннем возрасте, но и в среднем и старшем дошкольном возрасте оно развивается и совершенствуется. Развитие сенсорики происходит путем узнавания величины, формы, запаха, цвета предмета. Чтобы в полной мере понять, что тот или иной объект собой представляет, ребенку нужно прикоснуться к нему или попробовать на вкус. Только так он в данный момент воспринимает понятия, характеризующие свойства: легкий, тяжелый, длинный, короткий, предмет и.т.д. И на основе возникающих ощущений ребенка, его сенсорного опыта совершенствуется его мышление, развивается и пополняется словарный запас.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.
Находкой стало создание сенсорного центра, который дает возможность активно познавать окружающий мир, получать разнообразный сенсорный опыт.
Цель: знакомство ребенка с окружающим миром через сенсорные прикосновения и манипуляции. Стимуляция игровой, двигательной, речевой, исследовательской и познавательной деятельности ребенка и развитие его творческого потенциала.
Сенсорный центр располагается на территории ДОУ.
Он доступен для всех детей нашего детского сада. В нем могут найти занятие, как дети раннего возраста, так и дошкольники. Он состоит из 3 игровых панелей, которые расположены в виде зигзага, для того, чтобы дети имели свободный доступ к каждой стороне. Каждая панель имеет высоту 1 м 40см и ширину 1м 20 см. Все игровые панели связаны между собой и расположены на столбах, вкопанных в землю. Стены панелей оббиты рейкой и окрашены в четыре основных цвета (красный, желтый, синий и зеленый). Каждая панель имеет свое предназначение для развития разных видов восприятия: зрительного, слухового и тактильного. На каждой панели имеется маркер обозначающий вид восприятия, которому соответствует панель.
Первая панель предназначена для развития слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти и фонематических процессов.
С одной стороны на ней располагаются разные музыкальные игрушки: колокольчики, бубенцы, гитары (большая и малая), погремушки, бубны, металлофон и др. Они крепятся к панели. С этими игрушками можно играть в разные игры:
«Угадай, на чем играю»,
«Что сначала, что потом», (какая игрушка звучала сначала, а какая потом)
«Угадай, где позвонили» (для определения направления звука) и др.
На обратной стороне панели располагаются два братца Том и Тим для характеристики согласных звуков, звуковая линейка и пособия для звукового анализа слов.
Развитию зрительного восприятия, зрительного внимания, зрительной памяти отведена вторая панель.
Она окрашена в семь основных цветов. На каждом цвете панели располагается контейнер того же цвета. Детям предлагается распределять предметы по цвету. Также эта панель оборудована оргстеклом, через которое можно посмотреть на предметы. А также имеются цветные стекла через которые можно смотреть и наблюдать за изменением цвета окружающих предметов. Это необходимо для того чтобы объяснить понятия прозрачный или цветной предмет. Закрепить названия цветов. Также здесь находится подзорная труба с помощью, которой дети могут увидеть разные предметы, выделив их из общего пространства. Дать их характеристику.
Третья панель предназначена для развития осязания и мелкой моторики кистей пальцев рук.
На этой панели располагаются игры для развития этих навыков: замочки, шпингалеты, крючки, шнуровки. Пособие «Чудесные мешочки» для игры «Узнай на ощупь». «Сортировщики» корзинки для сортировки разных природных предметов: шишек, ракушек, веточек и пр. «Весы» для определения веса предметов.
Во время игр в сенсорном центре, у детей совершенствуется аналитико-синтетическая деятельность и мышление, активизируется словарь и формируется грамматически правильный строй речи.
Также в сенсорном центре может быть проведен цикл познавательных занятий «Познай себя» для знакомства с органами чувств человека.
Сенсорный центр изготовлен в соответствии с требованиями к развивающей предметно – пространственной среде. Он содержательно насыщен, полифункционален, вариативен, доступен и безопасен. Игровой материал может меняться, дополняться.
Каждая панель сенсорного центра имеет "шпаргалочки" с описанием игр, в которые можно поиграть с ребенком.
В сенсорном центре могут играть как дети раннего возраста, так и дошкольники.
С детьми может заниматься не только учитель – логопед, но и любой специалист детского сада, а также родители ребенка. Можно работать с группой, подгруппой детей и индивидуально. Применение сенсорного центра возможно для обычных детей и детей с ОВЗ.
Сенсорный центр с любовью и заботой, созданный педагогическим коллективом, вызывает у воспитанников чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми знаниями и впечатлениями, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
Использованная литература:
1.       Е. И. Тихеева «Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста)» Пособие для воспитателей детских садов. Издание 4-е. Издательство «Просвещение», Москва, 1972 год.
2.       Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной образовательной организации: методические рекомендации / авт.-сост. Н.К. Полуянова; Авт. учреждение доп. проф. образования Ханты-Манс. авт. окр. – Югры «Ин-т развития образования». – Ханты-Мансийск: АУ «Ин-т развития образования», 2015. – 78с.
2018