Построение образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС

Семенова Е.А. Формирование внутренней системы оценки качества образования в школе

Оригинал материала размещен в выпуске № 10 (24) https://f.almanah.su/24.pdf


   Приоритетной задачей государственной политики в области образования является обеспечение высокого качества образования, основанного на фундаментальности знаний, развитии творческих компетентностей обучающихся в соответствии с потребностям личности, общества и государства, безопасности образовательного процесса и сохранении здоровья детей при постоянном развитии профессионального потенциала работников образования. Управление качеством образования любой школы определяет как комплексный, целенаправленный,  процесс достижения соответствия результатов образования необходимым требованиям, нормам и стандартам.
    Основным критерием эффективности и успешности образовательной деятельности школы и системы образования в целом является формирование внутренней системы оценки качества образования.
   Федеральный закон от 29.12.2012   № 273-ФЗ «Об образовании  в Российской Федерации»  относит формирование внутренней системы оценки качества  образования (далее ВСОКО) к компетенции школы.
    Под внутренней системой оценки качества образования в общеобразовательной организации понимается деятельность по информационному обеспечению управления учреждением, основанная на систематическом анализе качества реализации образовательного процесса, его ресурсного обеспечения и результатов.
    Цели ВСОКО включают в себя:
1.          Установление соответствия имеющегося качества обучения требованиям ФГОС;
2.       Самоаудит образовательной системы с последующим информированием учащихся и родителей о степени соответствия качества предоставляемого обучения требованиям ФГОС.
    Внутренняя система оценки качества образования ориентирована на решение следующих задач:
·          повышение качества образовательного процесса и образовательного результата;
·          систематическое отслеживание и анализ состояния образования в общеобразовательной организации для принятия своевременных и обоснованных управленческих решений;
·          максимальная полнота и точность информации о качестве образования как на этапе планирования образовательных результатов, так и на этапе оценки эффективности образовательного процесса, достижения соответствующего качества образования.
      Таким образом, на сегодняшний день в каждой школе должна в полной мере функционировать внутренняя система оценки качества образования.
    ВСОКО включает в себя три составляющих:
1.       Качество результатов освоения основной образовательной программы.
   Эта составляющая ВСОКО включает в себя внутренний анализ и оценку:
ü предметных результатов обучения (в том числе сравнение результатов обучающихся школы за ВПР, НИКО и региональные диагностические процедуры в пределах одного года или нескольких лет), результатов государственной итоговой аттестации обучающихся 9-х и 11-х классов;
ü метапредметных результатов обучения;
ü личностных результатов, в том числе  результаты определения уровня социализации учащихся;
ü достижения учащихся на конкурсах, соревнованиях, конференциях и олимпиадах различного уровня;
ü удовлетворенность родителей качеством образовательных результатов.
2.       Качество реализации образовательной деятельности.
В структуру этого раздела ВСОКО входят следующие показатели:
ü основные образовательные программы для каждого уровня образования. Основная образовательная программа должна быть размещена в открытом доступе на официальном сайте образовательной организации;
ü дополнительные образовательные программы и программы внеурочной деятельности, которые формируются на основании запросов родителей (законных представителей обучающихся);
ü реализация учебных планов и рабочих программ
ü качество уроков и индивидуальной работы с учащимися;
ü качество внеурочной деятельности, включая классное руководство;
ü удовлетворенность учеников и родителей уроками и условиями в ОО. Оценить работу по данному показателю поможет проведение опросов на официальном сайте школы или анкетирование. Которое проводится на родительских собраниях.
3.       Качество условий, которые обеспечивают образовательную деятельность.
Оценка этого показателя  может складываться из следующих пунктов:
ü материально-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса;
ü соответствие санитарно-гигиенических условий требованиям СанПин;
ü медицинское сопровождение и организация  питания обучающихся в школе;
ü кадровое обеспечение (включая повышение квалификации, ин-новационную и научно-методическую деятельность педагогов);
ü общественно-государственное управление (совет ОО, педагогический совет, родительские комитеты, ученическое самоуправление) и стимулирование качества образования;
ü программно-методические материалы, документооборот и ло-кальные нормативные акты
    ВСОКО – это современный высокоэффективный инструмент управления образованием в школе
   Результаты анализа данных ВСОКО являются основой для составления ежегодного отчета школы о результатах самооценки деятельности и публикуются на сайте учреждения.


Список литературы

1.       Влияние повышения квалификации на качество образования / Сост. Черноусова Ф.П. – М: УЦ «Перспектива», 2012. – 232 с.
2.       Готовим документы к проверке. Локальные нормативные акты школы / авт.-сост. О. Г. Важнова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 147 с. Иванов Д.А.
3.       Индивидуальный образовательный маршрут школьника. Методический конструктор. Модели. Анализ / М. А. Кунаш. – Волгоград: Учитель, 2015. – 170 с.
4.       Новая модель оценки качества образования: технология педагогической диагностики ожидаемых результатов обучения. Методическое пособие. - М.: УЦ «ПЕРСПЕКТИВА», 2012. - 40 с.
2019