НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Харитонова И.В. Музыкальное развитие детей раннего и младшего возраста

Библиографическое описание:
Харитонова И.В. Музыкальное развитие детей раннего и младшего возраста // Образовательный альманах. 2023. № 7 (69). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/69-2.pdf.

О восприятии музыки младенцем мы судим опосредованно, по его поведению, эмоциональным реакциям, состоянию. В ситуацию слушания музыки включается такой важный фактор, как общение взрослого с ребенком и ребенка со взрослым. В первую половину года эмоциональное общение является ведущим видом деятельности. Поэтому разведение музыкального и коммуникативного развития весьма условно. Эти два процесса взаимосвязаны, они обогащают и насыщают друг друга.

Музыкальное развитие

1–3 МЕСЯЦА

С самого рождения, попадая в царство разнообразных звуков, в том числе и музыкальных, младенец вслушивается в этот окружающий его мир. Первые жизненные музыкальные впечатления малыша связаны не со звучанием музыкальных игрушек, а с пением самого близкого для него человека, с ощущением счастья, любви и нежности.

Постепенно младенец начинает улавливать в пении отдельные интонации, которые затем становятся средством интонационно-эмоционального контакта со взрослым. Проходят недели, и ребенок начинает реагировать на пение взрослого «комплексом оживления». Не безразлично для него и звучание детских музыкальных инструментов, издающих приятные для его слуха звуки.

4–6 МЕСЯЦЕВ

Идет время. Младенец все более активно вслушивается в музыкальные звуки, в пение; внимание его становится более устойчивым, а восприятие музыки – более избирательным.

Ребенок поворачивает головку в сторону источника музыкального звучания, смотрит на него. Если слушание музыки вошло в быт малыша, то он может слушать ее 20–30 секунд без перерыва.

Ребенок явно интересуется пением близкого ему человека, улавливает его отдельные интонации.

Наряду со слушанием музыки малыш начинает проявлять двигательную активность. Истинную радость доставляют ему игровые упражнения, когда взрослый берет кисти рук маленького ребенка и под музыку (или пение) попеременно сгибает и разгибает их.

7–9 МЕСЯЦЕВ

К этому времени малыш научился сам садиться и, естественно, окружающий мир для него стал более разнообразным и увлекательным. Маленький человечек довольно направленно и с интересом следит за действиями взрослого, играющего на детском музыкальном инструменте, реагирует на перемещение взрослого или на исчезновение инструмента; радуется, когда вновь видит его.

На пение взрослых младенец отзывается первичными элементарными вокальными импровизациями (гулением), выделяет в пении интонации радости, грусти; с удовольствием включается в движения под музыку: гимнастику, пляску, игровые действия.

10–12 МЕСЯЦЕВ

Наконец малыш начинает ходить по комнате, и окружающий мир будто приближается к нему. Ребенок сам подходит к звучащему источнику музыки, проявляет интерес к нему и с удовольствием слушает потешки и простые песни – как новые, так и знакомые.

Движения под музыку становятся для него все более привлекательными. Он предпочитает двухчастную музыку: первую часть (спокойную) музыки – слушает, а на вторую (веселую и быструю) – охотно откликается движениями, словно танцует. Музыка смолкает, и малыш заканчивает плясовые движения.

К концу первого года ребенок все эмоциональнее отзывается на музыку и испытывает потребность в ней.

Задачи музыкального воспитания и развития детей до 1 года

1–3 МЕСЯЦА

Вводить в жизненное пространство младенца благозвучную музыку (по мере необходимости в моменты бодрствования).

Включать в жизнедеятельность малыша интонационное общение взрослого с ним (речевое и певческое).

В процессе пения взрослого знакомить младенца с окружающим миром:

– с близкими взрослыми (мама, папа, бабушка, дедушка);

– с игрушками (зайка, мишка и т. п.);

– с детскими звучащими игрушками (погремушка, колокольчик).

4–6 МЕСЯЦЕВ

Развивать слуховую сосредоточенность, продумав музыкальный дизайн на весь день.

В процессе пения взрослого продолжать знакомить младенца с окружающим миром:

– с другими близкими людьми (брат, сестра, тетя, дядя, няня);

– с игрушками (кукла, кошка, собачка и т. п.),

– с детскими музыкальными инструментами (дудочка).

Разнообразить предлагаемые ребенку певческие интонации (радость, грусть).

Побуждать малыша к элементарным двигательным упражнениям под музыку.

7–9 МЕСЯЦЕВ

Увлекать младенца слушанием вокальной, инструментальной музыки, доступной по содержанию, приятной по звучанию, а по длительности – соответствующей возрастным возможностям.

Приучать к восприятию музыки, побуждая эмоционально откликаться на прослушанное музыкальное произведение.

Продолжать знакомить в процессе пения с окружающим миром:

– с близкими людьми: другими взрослыми, ухаживающими за детьми,

– с домашними животными (кошка),

– с игрушками (птичка, лиса и т. п.),

– с детскими музыкальными инструментами (металлофон),

– с различными музыкальными игрушками.

Ввести в пение интонацию вопроса, продолжая демонстрировать интонации радости и грусти; побуждать ребенка к элементарным вокальным импровизациям.

Вовлекать в простейшие игровые действия под музыку.

Приобщать к элементарным движениям под музыку (в частности, к хлопкам в ладоши).

10–12 МЕСЯЦЕВ

Развивать слуховую сосредоточенность, доставляя ребенку радость от общения с прекрасной музыкой.

Активизировать элементарное восприятие музыки и побуждать к эмоциональному отклику на нее.

В процессе пения взрослого формировать доброе отношение к окружающему миру, продолжая знакомить с ним:

– с окружающими близкими людьми,

– с домашними животными (собака),

– с природным окружением (цветок),

– с игрушками (петушок, лошадка),

– с музыкальными инструментами (пианино).

Закреплять восприятие певческих интонаций (радость, грусть, вопрос).

Приобщать к элементарной активности:

– в пении (подпевать концы песни – «ай», «ах» и т. п.),

– в играх (выполнять простейшие игровые движения),

– в пляске (выполнять простые плясовые движения: хлопки, топанье ногами, легкие полуприседания).

В данный возрастной период продолжается развитие музыкальных способностей ребенка. Особенно ярко проявляется эмоциональная отзывчивость на музыку, прежде всего в процессе ее слушания, а также в элементарной исполнительской деятельности.

Происходит становление сенсорной основы музыкальности (дети начинают реагировать на выразительные отношения музыкальных звуков, различных по тембру, динамике, высоте), а также музыкального мышления и памяти.

К концу второго года ребенок имеет запас музыкальных впечатлений, связанных с окружающим миром. Он узнает знакомые произведения, выделяет явные разнохарактерные части в музыке, улавливает выразительные интонации.

Музыкальные способности малыша развиваются успешно при восприятии им музыки как вокальной, так и инструментальной. Дети проявляют к ней искренний интерес, способны самостоятельно находить звучащий источник, садиться рядом с ним и с удовольствием слушать музыку, хотя длительность непрерывного восприятия остается небольшой.

Они могут в течение 3–4 минут слушать несколько песен (или пьес), но в промежутках им необходимо менять вид деятельности. Например, можно выполнять музыкально-ритмические действия, содержательно связанные с музыкальным образом песни (после песни о зайчике – попрыгать как зайчик). Малыши чувствуют настроение, общий характер, отдельные интонации в музыке, эмоционально откликаются на нее.

На втором году вследствие интенсивного физического и психического развития повышается музыкальная активность детей. Ребенок все больше проявляет себя в пении, он с радостью подражает пению взрослого, подпевает в виде отдельных слогов («да-да-да»), слов («дом», «Катя»), звукоподражания («мяу-мяу», «гав-гав»).

В движениях под музыку малыши также становятся все более активными, поскольку у них уже развита подражательность. Появляются новые движения, перенятые у взрослых; определяются любимые, которыми они откликаются на знакомую плясовую.

У одних это могут быть «пружинки», у других – притопы ногой, у третьих – покачивание на ножках и т. п. Иногда сами ребятишки показывают взрослому, как надо плясать под знакомую им музыку. Малыши любят пляски под пение, в котором ярко выражен контраст между частями музыки (например пляска «Ай-да»). Кроме того, к концу года они выполняют элементарные движения с атрибутами (листочком, платочком), пляшут по одному, в паре со взрослым или со сверстником.

Сюжетные игры под музыку очень нравятся детям, особенно те, в которых ведущую роль выполняет игрушка, управляемая первоначально взрослым, а затем и самим ребенком. Дети то убегают от игрушки, то догоняют ее, любят искать кого-либо, будить; передают в играх несложные образы: летают как птички, прыгают как зайчики.

В деятельности малышей можно заметить первичные музыкально-творческие проявления. Так, после исполнения взрослым песни «Кукла Катя» ребенок производит соответствующие музыке движения: кукла пляшет, если звучит плясовая, или кукла спит, если слышится колыбельная.

Задачи музыкального воспитания и развития детей раннего и младшего возраста

Развивать у ребенка эстетическое восприятие музыки:

– вызывать восхищение музыкой, формировать устойчивый интерес к ней и способность получать от нее удовольствие;

– в процессе пения знакомить с окружающим миром:

с разными знакомыми людьми – взрослыми и сверстниками;

с домашними животными (корова, лошадь, петух, курица, цыпленок);

с игрушками, аналогичными домашним животным;

с музыкальными инструментами (гармошка и др.);

– способствовать становлению основ музыкальности, вызывая эмоциональную отзывчивость на музыку различного характера, темпа и динамики, а также на понятные певческие интонации (радость, грусть, вопрос, ответ);

– воспитывать слуховую сосредоточенность, предлагая послушать и различить выразительные отношения музыкальных звуков, контрастных по тембру, динамике, высоте;

– обогащать музыкальную память, стимулируя запоминание небольшого количества музыкальных инструментальных произведений, песен, танцев.

Активизировать музыкальную деятельность детей:

– в слушании музыки: побуждать показывать свое эмоциональное отношение к музыкальному образу и характеру музыки, используя возгласы, мимику, жесты, реагировать на содержание музыки соответствующими движениями;

– в пении: приветствовать элементарное проявление певческой деятельности (подпевание отдельных слогов – «да-да», «ля-ля», повторяющихся звукоподражаний – «гав-гав», «мяу-мяу» и простых слов – «Маша», «дом» и т. п.);

– в танцевальной деятельности: вызывать желание выполнять танцевальные движения в соответствии с текстом пляски (хлопать в ладоши, делать «фонарики», топать ногой, двумя ногами, покачиваться с ноги на ногу); участвовать в пляске – одному, в паре со взрослым или сверстником;

– в игровой деятельности: заинтересовать простыми игровыми приемами (искать мишку, убегать от матрешки, летать как птички).

Содействовать элементарным музыкально-творческим проявлениям.

Заключение

Музыкальное воспитание детей происходит посредством музыкальной деятельности. В этом сложном педагогическом процессе ведущая роль отводится взрослому, который, учитывая индивидуальные потребности, интересы и опыт ребенка, организует его деятельность. Особое значение приобретает применение различных методов и приемов в музыкальной деятельности, которые используются с учетом возрастных особенностей детей. Использование различных средств наглядности в музыкальной деятельности у младших дошкольников (игрушка, картинка) способствует пониманию содержания исполняемой песни (пьесы), ее запоминанию. Выразительный показ педагога формирует правильные действия подражания. Систематические занятия пением, разучивание движений под музыку, слушание ее содействуют развитию музыкальной восприимчивости детей. Эмоции, вызванные музыкой, становятся более устойчивыми, интересы - более прочными.

Целенаправленный отбор педагогом музыкального материала, системность его подачи детям содействуют музыкальному развитию ребенка.

Библиографический список

1.Балагурова С.В. Учимся петь и любить музыку// Современный детский сад. -2011.-№3.-С. 43-47.

2.Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду — М., 1981. —С. 6-61, 76 – 174.

3.Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Музыкальное воспитание и развитие ребенка в детском саду // Детский сад от А до Я.- 2010.-№3 (45).-С. 4-14.

4.Губанова Н.Ф. Активизация музыкально-творческой деятельности дошкольников // Детский сад от А до Я. -2010.-№3.-С. 84-92.

5.Губанова Н.Ф. Использование игровых методик в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников // Детский сад от А до Я. -2009.-№4.-С.60-67.

6.Дзержинская Л.И. Музыкальное воспитание младших дошкольников: Пособие для воспитателя и муз. Руководителя дет. сада. - М.: Просвещение, 1985. 3-15, 32-37,84-88

7.Зимина А.Н., Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. С. 20-34, 77-137.

8.Е.Костина.Камертон.Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста.2006 г.

9.Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Учебное пособие для студ.фак-оф дошк.воспит.высш.и сред.пед.учеб.заведений.- М.: Издательский центр «Академия»1998.-240с.
2023