Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Сидорова С.В. Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка

Оригинал материала размещен в выпуске № 10 (24) https://f.almanah.su/24.pdf


Сегодня школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем же тогда заключается задача школы? Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться.
Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.
Изменение цели образования совершенно не означает, что мы должны категорически отказаться от традиционных принципов, целей, методов, форм, средств образования. Изменить подход к обучению, дать возможность учащимся проявлять больше самостоятельности в освоении научной информации, в выборе способа получения и усвоения знаний –это то, что мы можем сделать в настоящее время.
Какие универсальные учебные действия можно формировать на уроках русского языка на материале традиционных заданий?
Например, при изучении темы: «Слитное и раздельное написание НЕ с существительными, прилагательными, наречиями» даю задание: составить таблицу «Слитное и раздельное написание НЕ с существительными, прилагательными, наречиями», включив в нее примеры. Конечно, эта таблица должна содержать обобщение знаний, полученных в предыдущих классах. После составления такой таблицы ребята понимают, что оказывается, можно не учить 3 самостоятельных правила и стараться держать их в голове до 11 класса или всю жизнь, а нужно обобщить имеющуюся информацию, придать ей более удобный и запоминающийся вид. В результате устраняется еще и негативное отношение к русскому языку, как к предмету, предполагающему изучение огромного количества правил. При выполнении этого задания формируются личностные универсальные учебные действия: смолообразование, т.е. учащиеся начинают понимать, что выполнение такого задания облегчит им учение, улучшит качество знаний и, как результат, оценку. Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний – это одно из регулятивных универсальных учебных действий – прогнозирование. Познавательные универсальные учебные действия:
1.Общеучебные универсальные действия:
- поиск и выделение необходимого материала,
- моделирование – составление таблицы,
- умение структурировать знания,
2. Универсальные логические действия:
- синтез, как составление целого из частей,
- выбор оснований для объединения разных объектов.
Поскольку задание выполняется на уроке совместно с учителем, оно дает нам возможность формировать и коммуникативные универсальные учебные действия:
- учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли с целью быть понятым другими.
Изучение темы: «Мягкий знак на конце слов после шипящих»
Задание: распределить слова в два столбика: с Ь на конце и без него.
В этом задании тоже содержится обобщение нескольких учебных тем. Ученики, выполняя это задание, должны применить ранее систематизированные знания, распределить слова в два столбика: с Ь на конце и без него. Далее мы имеем возможность выбрать форму проверки задания: можно предложить ребятам, сидящим за одной партой, поменяться тетрадями и проверить работы друг у друга, а можно открыть вторую часть доски и устроить самопроверку.
Личностные универсальные учебные действия:
Нравственно-этическая ориентация:
-знание моральных норм (честность, ответственность) – как при выполнении взаимопроверки, так и самопроверки,
-развитие доброжелательности, доверия к людям, готовности к сотрудничеству - при выполнении взаимопроверки,
Познавательные универсальные учебные действия:
Логические универсальные учебные действия:
-построение логической цепи рассуждения на основе имеющихся
систематизированных знаний (нужно определить часть речи, если это существительное, определить род, если женский род, определить склонение и т.д., т.е. ученик должен для выполнения задания составить алгоритм определения написания слова).
Изучение темы «Деепричастие»
Задание: подумайте, оцените, чему вы научились в ходе изучения темы, что умеете делать, в чем испытываете трудности, а что еще не очень хорошо усвоено и требует дополнительных тренировок. Свои ответы обозначьте значками.
Тема «Деепричастие» - совершенно новая для учащихся, ребята впервые сталкиваются с такими понятиями, как деепричастие, деепричастный оборот, пунктуация при деепричастии и деепричастном обороте. Часов на эту тему отводится мало. На уроке, предшествующем уроку повторения по теме, учащимся предлагается это задание. Учащиеся ставят в рабочих тетрадях три цифры, а рядом – значки.
1.                     Находить деепричастие в предложении
2.                     Находить деепричастный оборот в предложении
3.                     Расставлять знаки препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте
Условные обозначения:
+ - умею
? – не всегда
! – моя цель
Первоначально последний значок выглядел как минус и обозначал «не умею». Я подумала, что формировать в ребенке негативную оценку к самому себе, к своим достижениям в учебе не стоит. Минус – знак, поставить который в подобном задании не у всякого поднимется рука. Формулировка «моя цель» звучит более позитивно, а восклицательный знак – жизнеутверждающе.
Естественно, это задание не оценивается. Благодаря ему, образуется обратная связь. Я получаю информацию, о том, что усвоено учащимися в рамках темы, а что – нет, имею возможность на уроке повторения особое внимание уделить плохо сформированным навыкам, подобрать дифференцированные упражнения.
Выполнение этого задания формирует
-личностные универсальные учебные действия (смолообразование -формирование рефлексивного отношения к учению, оценивание знаний с учетом новых достижений)
-регулятивные универсальные учебные действия (само регуляция – способность к волевому усилию, к преодолению препятствий (ученик признается, что не умеет чего-то, значит, ему предстоит работа)
-коммуникативные универсальные учебные действия (планирование сотрудничества с учителем).
Подводя итог, хочется сказать, что, безусловно, необходимость формирования УУД очевидна, потому что этого требует современное общество. А современному обществу нужны люди обучаемые, способные самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни. И в этом учитель русского языка играет важную роль.
Библиографический список
Лукина Е.А. Образовательные технологии, обеспечивающие формирование универсальных учебных действий// Наука и образование: современные тренды. — 2013. — № 2 (2). — с. 46-102.
Асмолов А. Г., Карабанова О. А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: Система заданий- М.: Просвещение, 2012.
2019