НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Холоднякова И.В. Проблемы профессиональной ориентации старших дошкольников

Оригинaл материала размещен в выпуске № 5 (55) https://f.almanah.su/55.pdf

Развитие профессионального самоопределения ребенка является одной из приоритетных задач нынешнего дошкольного образования. Формирование у воспитанников дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) первичных представлений о мире профессий обосновывается требованиями Федерального государственного образовательного стандарта ДО, и национального проекта «Образование» до 2024 года, где ключевой целью выдвигается развитие успешной, социализированной личности. Одним из решающих факторов успешного процесса социализации ребенка дошкольного возраста выступает профессиональная профориентация и освоение опыта трудовой деятельности.
Профессиональная профориентация дошкольников – это комплекс мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей детей с целью оказания им помощи в разумном выборе будущей профессиональной деятельности на основе индивидуальных особенностей воспитанников ДОУ.
Дошкольное образовательное учреждение, являясь первым и главным институтом социальной социализации ребенка, служит первой ступенью в формировании и развитии базовых знаний о мире профессий. Именно здесь ребенок начинает свое знакомство с обширным выбором профессий. Данное знакомство начинается с просмотра мультфильмов с положительными персонажами, которые трудятся; с игровой деятельности с мамой, повторяя действия представителей различных профессий (врач, продавец, учитель, водитель); с бесед родителей с детьми об их профессиональной деятельности, кем работают их бабушки, дедушки. Раннее ознакомление детей с азами профессий заключается не в навязывании им того, кем он должен стать в будущем (например, кто-то в семье работает в данной деятельности, и ты должен пойти по его стопам), а в знакомстве с различными видами профессиональной деятельности, чтобы помочь воспитанникам ДОУ сделать правильный, осознанный выбор будущей профессии. В процессе ознакомления дети учатся с уважением относиться к любого рода трудовой деятельности, получают базовый опыт профессиональных действий, что эффективно воздействует на процесс профессиональной ориентации. Чем больше ребенок будет знать о разнообразии мира профессий, тем ему легче будет сделать свой собственный жизненный выбор «своего» дела.
Ознакомление детей дошкольного возраста с трудовой деятельностью взрослых является достаточно раскрытой проблемой, однако современные реалии характеризуются постоянным появлением новых факторов, оказывающих непосредственное влияние на процесс трудового воспитания подрастающего поколения. Ключевыми проблемами профессиональной ориентации детей дошкольного возраста являются:
1.                Недостаточная вовлеченность родителей в процесс профориентации детей.
На процесс успешной социализации ребенка, как общеизвестно, оказывают прямое воздействие родители воспитанников. С этой целью педагогам ДОУ необходимо сотрудничество с ними, создание партнерских отношений для блага детей. Вовлеченность родителей может быть в следующих формах:
-создание наглядных пособий о различных профессиях, макетов и атрибутов ролевых игр;
-проведение тематических встреч, подразумевающие рассказ родителей о своей профессиональной деятельности.
2.                Недостаточный уровень мотивации сотрудников ДОУ к внедрению в их деятельность различных инновационных методов и технологий.
С целью формирования мотивационной установки сотрудников ДОУ необходимо внедрение модели непрерывного образования. Усложнившиеся требования к дошкольному образованию выдвигают процесс социализации и социальной адаптации в обществе как непростую задачу, которую сможет решить лишь тот педагог, обладающий совокупностью определенных умений и навыков работы с детьми. С этой целью необходимо реализовать такие методы, как круглые столы, обмен педагогами своим опытом и знаниями.
3.                Однообразные  формы и методы работы с детьми.
В работе с детьми, в условиях информатизации современного общества и цифрового образовательного пространства, важную роль играет применение наглядных форм и методов обучения. К формам и методам работы с детьми с целью создания у них видения о мире профессий, можно отнести:
- подготовка рисунков «Профессия моих родителей», «Кем я хочу стать» и организация конкурса, целевой установкой которого будет являться выбор наилучшего рисунка;
- создание интерактивных мультимедийных презентаций как одно из визуальных средств представления материала о какой-либо профессии, демонстрирующей ее ключевые аспекты, трудовые функции, общее содержание профессии;
- организация технологии ролевой игры. Ведущим видом деятельности для ребенка и необходимым средством реализации задач ранней профориентации выступает игра. Она представляет собой свободную, естественную форму погружения в реальную действительность. Технология ролевой игры способствует расширению и уточнению знаний о профессиях, о предметах труда, результате трудовой деятельности. Например, это может быть «Кассир», «Косметолог», «Банкир», «Врач-стоматолог» или «Школа». Благодаря данному роду деятельности воспитанники ДОУ получают конкретные представления о функциях, которые выполняет продавец, врач или учитель, о специфике их работы.
- проведение различных мастер-классов. В данном случае речь идет как о приглашении специалистов той или иной сферы деятельности, так и о мастер классе, к примеру, повара детского сада. Дети получат возможность в реалиях увидеть, в какую одежду одет повар, процесс приготовления еды и, в особенности, полученный результат. Данная форма будет способствовать не только повышению любознательности дошкольников, но и значительно повысит их аппетит и уважение к труду повара. К мастер-классам также необходимо привлекать родителей воспитанников. К подобным мастер-классам можно отнести: украшение тортов, сборка КАМАЗа (для мальчиков), как правильно ухаживать за растениями и т.п.
- также актуальной на сегодняшний день формой является организация экскурсии на производство. Благодаря экскурсиям дети получат возможность увидеть процесс труда своими глазами, наблюдать за рабочим процессом, задать интересующие вопросы непосредственным рабочим того или иного предприятия. Следует отметить, что данная форма деятельности по развитию профориентации будет способствовать психическому и речевому развитию, формированию любознательности.
4.                Недостаточный уровень исследовательской и проектной деятельности.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, проектная деятельность является одним из основных видов образовательной деятельности. Исследовательская и проектная деятельность направлены на поисково-познавательную деятельность воспитанников ДОУ. В данных исследовательских проектах, созданными родителями и детьми, мамы и папы рассказывают о своей профессии, наглядно демонстрируя фотографии своего рабочего места, подбирают стихотворения, песни о своей профессии. Участие в различного рода проектах откроет перед детьми возможность проявления таких качеств, как самостоятельность, активность, творчество, которые, непременно, помогут в дальнейшем обучении в школе, а в будущем – в эффективном профессиональном самоопределении.
Подводя итог о методах профориентационной работы, можно сделать вывод, что с целью эффективного формирования у детей дошкольного возраста представлений о том, что такое профессия, поддерживать интерес к их изучению, крайне важно грамотно использовать методы ознакомления детей с миром профессий. Отобразим наглядно применение названных форм и методов ранней профориентации детей (рис.1).



 





Педагоги













Рисунок 1. Модель формирования ранней профориентации

Таким образом, неотъемлемым условием всестороннего и полноценного развития личности ребенка является его профессиональная ориентация. Очень важно, как можно раньше создавать необходимые условия для подрастающего поколения, в которых бы формировались и развивались такие личностные качества, как самостоятельность, трудолюбие, продуктивность, желание проявить себя. Так и начинается путь в мир профессий и в успешную трудовую деятельность.


Библиографический список.

1.    Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов — Балашов: Изд-во «Николаев», 2004.
2.    Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду: Для занятий с детьми 3-7 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2014.
3.    Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации: Методическое пособие – Самара: Изд-во ЦПО, 2013.
4.    Ранняя профориентация дошкольников: Пособие по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста / Авт.-сост.: Сальникова Т. Г.– Николаевск-на-Амуре, 2015.
2022