Библиографическое описание:
Липатова Т.В. Музей для развития познания в жизни детей // Образовательный альманах. 2023. № 6 (68). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/68-2.pdf.
Динамика экономического и социального развития последних десятилетий такова, что сегодня общее развитие человека значительно ускорилось. уже в дошкольном детстве происходит активное формирование форм познания окружающего мира - восприятия, воображения, образного мышления, интенсивное накопление детьми информации о многообразии окружающего мира. современный ребенок растет в динамичном, изменчивом мире, и система дошкольного образования должна быть гибкой, уметь приспосабливаться к социальным запросам родителей и в тоже время помочь ребенку проявлять инициативу, проектировать, выстраивать социальные связи, развиваться творчески и духовно. Выбор музея должен отражать возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции, интересы детей и определенную ограниченность тематики.
Музей - это не просто выставка экспонатов, но и действующее звено непосредственно образовательной деятельности. Здесь можно проводить работу по развитию речи-рассматриванию иллюстраций, рассказывание сказок, половиц и поговорок, отгадывание загадок, рассказывание о предметах по карточке-схеме, составлять рассказы по серии картинок с одним содержанием, расширению и обогащению словаря детей словами, которыми мало пользуются современные люди. Дети чувствуют свою причастность к музею: они участвуют в обсуждении тематики. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а есть интерактивные, в которых детям разрешено познавать различными способами все экспонаты. Самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать.
Результаты работы с детьми в музее:
· Введение ребёнка в мир искусства.
· Способствование возникновению ценностного отношения к искусству, интереса к музеям и выставкам.
· Формирование «образа музея» как собрания предметов красоты культурно – исторического значения.
· Развитие художественного восприятия, понимания языка искусства, образного мышления
Принцип подбора похода в музей с детьми:
· принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
· принцип опоры на интересы ребенка;
· принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
· принцип наглядности;
· принцип последовательности;
· принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Эта новая форма работы с детьми, формирует умение самостоятельно анализировать, систематизировать полученные знания; овладение миром через общение с другими, совместную творческую деятельность и самостоятельный поиск ответов.
Именно интерактивность позволяет ребенку самому участвовать в жизни музея, формирует принципиально новое отношение ребенка к музеям в целом. Воспитательно-образовательное пространство, способствующее социокультурному развитию детей.
Походы в музеи с детьми представляет собой новую форму работы с детьми и удивляет своей многозадачностью: формирует представления о музее; формирует проектно-исследовательские умения и навыки; формирует активную жизненную позицию; развивает креативное и логическое мышление; вовлекает родителей в жизнь ДОУ; формирует умение самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания; обогащает кругозор дошкольника; овладение миром через общение с другими, совместную творческую деятельность и самостоятельный поиск ответов.
Интерактивные музеи позволяют ребенку самому участвовать в жизни музея, видеть результаты своего труда и формирует принципиально новое отношение ребенка к музеям в целом.
Принципы работы в музее предельно просты: наглядность, освоение детьми окружающей территории и полученных знаний, учет возрастных особенностей ребенка, дифференцированный подход к каждому ребенку.
Использование музейной педагогики, как средства социокультурного развития детей обусловлено потребностью в обновлении содержания воспитательно-образовательного пространства.
Вместе с педагогами и детьми обеспечивается равенство возможностей для каждого ребенка в получении качественного образования на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, формируем предпосылки для учебной деятельности.
Музей обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области:
-социально-коммуникативное развитие;
-познавательное развитие;
-речевое развитие;
-художественно-эстетическое развитие, что полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту.
Литература:
1.Васильченко Н.Р. Нравственно-патриотическое воспитание средствами музейной педагогики / Н.Р. Васильченко — Дошкольная педагогика, № 5, 2009.
2.Виниченко В. Ребенок в пространстве музея / В. Виниченко — Дошкольное воспитание, 2003, № 5.
3.Рыжова Н.А. Мини-музей в детском саду / Н.А. Рыжова, Л.В. Логинова, А.И. Данюкова — М.: Линка-Пресс, 2008.
4.Тихонова О.Г Дошкольнику о музейной культуре: Методическое пособие для воспитателей, педагогов ДОУ и родителей / О.Г. Тихонова. — М.: АРКТИ, 2006.
Липатова Т.В. Музей для развития познания в жизни детей // Образовательный альманах. 2023. № 6 (68). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/68-2.pdf.
Динамика экономического и социального развития последних десятилетий такова, что сегодня общее развитие человека значительно ускорилось. уже в дошкольном детстве происходит активное формирование форм познания окружающего мира - восприятия, воображения, образного мышления, интенсивное накопление детьми информации о многообразии окружающего мира. современный ребенок растет в динамичном, изменчивом мире, и система дошкольного образования должна быть гибкой, уметь приспосабливаться к социальным запросам родителей и в тоже время помочь ребенку проявлять инициативу, проектировать, выстраивать социальные связи, развиваться творчески и духовно. Выбор музея должен отражать возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции, интересы детей и определенную ограниченность тематики.
Музей - это не просто выставка экспонатов, но и действующее звено непосредственно образовательной деятельности. Здесь можно проводить работу по развитию речи-рассматриванию иллюстраций, рассказывание сказок, половиц и поговорок, отгадывание загадок, рассказывание о предметах по карточке-схеме, составлять рассказы по серии картинок с одним содержанием, расширению и обогащению словаря детей словами, которыми мало пользуются современные люди. Дети чувствуют свою причастность к музею: они участвуют в обсуждении тематики. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а есть интерактивные, в которых детям разрешено познавать различными способами все экспонаты. Самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать.
Результаты работы с детьми в музее:
· Введение ребёнка в мир искусства.
· Способствование возникновению ценностного отношения к искусству, интереса к музеям и выставкам.
· Формирование «образа музея» как собрания предметов красоты культурно – исторического значения.
· Развитие художественного восприятия, понимания языка искусства, образного мышления
Принцип подбора похода в музей с детьми:
· принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
· принцип опоры на интересы ребенка;
· принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
· принцип наглядности;
· принцип последовательности;
· принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Эта новая форма работы с детьми, формирует умение самостоятельно анализировать, систематизировать полученные знания; овладение миром через общение с другими, совместную творческую деятельность и самостоятельный поиск ответов.
Именно интерактивность позволяет ребенку самому участвовать в жизни музея, формирует принципиально новое отношение ребенка к музеям в целом. Воспитательно-образовательное пространство, способствующее социокультурному развитию детей.
Походы в музеи с детьми представляет собой новую форму работы с детьми и удивляет своей многозадачностью: формирует представления о музее; формирует проектно-исследовательские умения и навыки; формирует активную жизненную позицию; развивает креативное и логическое мышление; вовлекает родителей в жизнь ДОУ; формирует умение самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания; обогащает кругозор дошкольника; овладение миром через общение с другими, совместную творческую деятельность и самостоятельный поиск ответов.
Интерактивные музеи позволяют ребенку самому участвовать в жизни музея, видеть результаты своего труда и формирует принципиально новое отношение ребенка к музеям в целом.
Принципы работы в музее предельно просты: наглядность, освоение детьми окружающей территории и полученных знаний, учет возрастных особенностей ребенка, дифференцированный подход к каждому ребенку.
Использование музейной педагогики, как средства социокультурного развития детей обусловлено потребностью в обновлении содержания воспитательно-образовательного пространства.
Вместе с педагогами и детьми обеспечивается равенство возможностей для каждого ребенка в получении качественного образования на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, формируем предпосылки для учебной деятельности.
Музей обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области:
-социально-коммуникативное развитие;
-познавательное развитие;
-речевое развитие;
-художественно-эстетическое развитие, что полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту.
Литература:
1.Васильченко Н.Р. Нравственно-патриотическое воспитание средствами музейной педагогики / Н.Р. Васильченко — Дошкольная педагогика, № 5, 2009.
2.Виниченко В. Ребенок в пространстве музея / В. Виниченко — Дошкольное воспитание, 2003, № 5.
3.Рыжова Н.А. Мини-музей в детском саду / Н.А. Рыжова, Л.В. Логинова, А.И. Данюкова — М.: Линка-Пресс, 2008.
4.Тихонова О.Г Дошкольнику о музейной культуре: Методическое пособие для воспитателей, педагогов ДОУ и родителей / О.Г. Тихонова. — М.: АРКТИ, 2006.