На сегодняшний день военно-патриотическое воспитание является основной задачей в стране, и поэтому эта система патриотического воспитания детей и подростков в общеобразовательных учреждениях требует создания специальных программ и алгоритма осуществления этой задачи.
На уроках английского языка учащиеся получают навыки, чтобы занять и отстаивать гражданскую позицию, задача учителя пробудить в детях чувства не безразличности, более уважительного отношения и умения сопереживать к другим людям. Для крепкой мотивации к предмету в ходе урока решаются многие задачи психологического и социального характера, коммуникативную задачу считают решенной, когда нет страха говорить на языке, когда ученик уже думает не над способом выражения мыслей, а о том, как сказать.
Самыми эффективными формами и методами реализации задач патриотического воспитания школьников являются: метод творческих проектов, компьютерные презентации, научно-исследовательская работа, ролевые игры, технологии диалогов культур.
Технология диалога культур помогает формировать у обучающихся уважительного отношения к культурам разных стран, сравнивать их, воспитывает патриотизм, гордость за свою страну. Данная технология основана на знании культурных ценностей Родины. Главное, не только научить ученика сравнивать культуру своей и чужой страны, но и развить умения оценивания и понимания, а также делать анализ и уметь делать выводы, основываясь на свой опыт, а не только получать факты от учителя. Этого можно достичь только если применять различные виды деятельности: читать разные тексты с определенными целями, анализировать, обсуждать и сравнивать с культурой своей страны, так образуется диалог двух культур. Уроки-праздники, урок-конференция, брей-ринги, батлы, круглые столы, видео-путешествие, урок-экскурсия – это различные виды уроков, которые нужно применять в педагогической работе. Такие уроки можно проводить на любые темы.
Безусловно, проектная деятельность играет немаловажную роль в военно-патриотическом воспитании. Она в полной мере отвечает всем требованиям ФГОС, так как является личностно-ориентированной. Если правильно организовать проектно-исследовательскую деятельность, это позволит развивать и формировать у учащихся способность самостоятельной добычи знаний, умение сортировать нужную информации и правильно ее применять, выдвинуть гипотезы, делать правильные выводы. Проекты можно делать самые разные темы: «Моя семья», «Моё село», «Он – наш герой», «Мой папа/дед Защитник Отечества», «Герои моего села», «Если бы я был королем природы» и др. Такие темы воспитывают желание сделать мир лучше и не оставаться неравнодушным к тому, что окружает их. Примеры тем для сочинений: «Victory Day» - «День Победы», «We were fighting for Our Native Land» - «Мы сражались за Родину», «Our forefathers had been fighting» - «Наши предки воевали. По теме «Наши предки воевали» обучающимся можно дать задание изучить генеалогическое древо своей семьи, а потом предоставить проекты родословных вплоть до седьмого поколения. Следовательно, изучение прошлого своей семьи имеет наиважнейшее значение в становлении патриота и гражданина и по-настоящему утвердиться в жизни. И мы любим свою большую Родину под названием Земля.
На уроках английского языка, особенно на тех, где используется метод проектов, очень эффективно применяются компьютерные презентации, так как позволяют проводить занятия на более современном уровне, представить результаты своей проектной деятельности. Результативность использования метода проектов в патриотическом воспитании отражается как в качестве продемонстрированных презентаций, подобранного детьми иллюстративного материала для аргументации, правильности употребления лексических единиц и грамматических конструкций, так и в растущем интересе к материалу не только страноведческого, но и патриотического характера.
Следующим эффективным приемом работы в упомянутом выше направлении является ролевая игра, которая является формой коллективного взаимодействия.
Пример таких игр. Так, на уроке по теме «День победы» в рамках раздела «Праздники» можно провести игру-конференцию. Цели этого урока пробудить чувства патриотизма на примере подвигов сверстников учеников в ВОВ; развитие умения читать с общим охватом содержания, с целью извлечения конкретной информации, развитие навыков монологического высказывания. Разделить класс на две группы: представители российской и британской волонтерской организации. «Представителям» каждых стран предложить рассказать про жизнь в эпоху Второй мировой войны, а после выступлений задать друг другу интересующие вопросы. Так же на этом уроке целесообразно организовать просмотр презентации: «Мировая художественная литература о Второй Мировой Войне».
Не менее эффективным методом воспитания патриотизма является поэзия: заучивание и чтение стихотворений. Например, проводить конкурсы чтецов, конкурсы на лучшие переводы стихотворений.
Необходимость работы в таком направлении, применяя различные формы и методы, повысив эффективность воспитания патриотизма детей в процессе обучения английскому языку. Эффективные результаты патриотического воспитания зависят от беспрерывной и насыщенной работы с применением различных форм и методов преподавания.
Таким образом, воспитание патриотизма и гражданственности должно осуществляться через содержание изучаемого материала путем применения различных методов и приемов. Кроме того, надо помнить, что общение на английском языке — это межкультурное взаимодействие. Проводить уроки патриотической направленности жизненно необходимо в наши дни. С помощью иностранного языка в межкультурной коммуникации удается решать все поставленные задачи по патриотическому воспитанию учащихся. Этому способствуют материалы различной направленности о своей и иностранной культуре, просмотр видеоматериалов и различные формы урочной и внеурочной деятельности. В итоге коммуникативная направленность предмета способствует формированию личности, не только толерантную к иностранной культуре, но и способную в рамках устного общения отстоять собственные интересы и гражданскую позицию. Различные методы, приемы и современные технологии помогут сделать уроки интересными и познавательными, но главная цель — привить учащимся уважение и любовь к своей родине, чтобы им захотелось, если возникнет такая необходимость рассказать о ней и «защитить» средствами иноязычной коммуникации.
Библиографический список
1. Агапова, И.А., Давыдова, М.А. Патриотическое воспитание в школе / И.А. Агапова, М А. Давыдова. - М.: Айрис-пресс, 2002. - 224с.2. Егошина, Н.Г. Краеведение на уроках английского языка как средство воспитания гражданина и патриота: Учеб.-методич. пособие для преподавателей англ. яз / Н.Г. Егошина. Йошкар-Ола, 2007. - 197 с.
3. Колотий, C.B. Воспитание гражданина и патриота средствами краеведения / С. В. Колотий // Инновации в образовании. 2006. - № 6. -С. 142-145.
4. Миролюбов, A.A. Культуроведческая направленность в обучении иностранным языкам / А. А. Миролюбов // Иностранные языки в школе. -2001.-№5.-С. 11-14.
5. Пассов, Е.И., Кузовлев, В.П., Коростелев, B.C. Цель обучения иностранным языкам на современном этапе развития общества / Е.И. Пассов,
6. Bell, J. Doing Research Project: A Guide for first-time Researchers in Education and social Science / J. Bell. Great Britain: Open University Press? 1995/- 176 p