НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Котан Я. М. Педагогические условия организации творческой домашней работы

Оригинал материала размещен в выпуске № 7 (45) https://f.almanah.su/45.pdf


Аннотация. Домашняя самостоятельная работа учеников – главная и неотделимая часть учебного процесса. Ее цель – расширить и углубить познания, знания, полученные на уроках, не допустить их забывание, развить индивидуальные наклонности, дарования и способности учеников. В статье представлен комплекс педагогических условий, способствующих формированию творческой самостоятельности учащихся в общеобразовательной школе. Представлены признаки творческой домашней работы.
Ключевые слова: «домашние задания», «творческая домашняя работа», «самообразование», «познавательная деятельность», «самостоятельная работа».
Abstract. Home independent work of students is the main and inseparable part of the educational process. Its goal is to expand and deepen the knowledge, knowledge gained in the classroom, prevent them from being forgotten, develop individual inclinations, talents and abilities of students. The article presents a complex of pedagogical conditions that contribute to the formation of creative independence of students in a general education school. Signs of creative homework are presented.
Keywords: homework, creative homework, self-education, cognitive activity, independent work.
Основной задачей общеобразовательной школы является формирование современных ключевых компетенций, в том числе навыков самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Сформировать и развивать самостоятельность в познавательной деятельности учащихся – значит решить одну из важнейших задач школы – научить учится.
Домашние задания – это традиционная часть обучения в отечественной школе. Да и не только отечественного. Трудно представить любую школу без домашнего задания. Более того, те редкие уроки, в конце которых учитель не задает домашнюю работу воспринимаются как праздник. Благодаря домашней работы ученик приобретает навыки самостоятельного обучения, что в дальнейшем ему пригодится. Кроме того, домашняя работа способствует выработке дисциплины и способности самостоятельно распределять свободное время.
Домашняя работа учеников – важная и неотъемлемая часть учебного процесса. Ее цель – расширить и углубить знания, умения, полученные на уроках, предотвратить их забывание, развить индивидуальные склонности, дарования и способности учеников.
Характеризуя домашнюю работу как одну из конфигураций тренировочной работы школьников, разнообразные авторы по-разному устанавливают её суть. Так, основное внимание М. А. Данилов уделяет внешней стороне этой формы, подчеркивая, что «творческая домашняя работа – это осуществление обучающимися задач без любой помощи, но под присмотром родителей либо педагога, который в случае затруднения способен преступить к совместным упражнениям» [1, с. 21].
Следующие признаки творческой домашней работы выделяет Н.Г. Казанский: «учащийся ведёт её сам без посторонней помощи; он действительно опирается на собственные знания, умения, опыт, используя их при рассмотрении вопроса, проявляя инициативу, творческое начало; содержание работы – образовательное и воспитательное - является важным, полноценным, поэтому обогащает учащегося, вызывает напряжение мышления, его развитие» [3, с. 13].
Под творческой домашней работой школьников Р.И. Лалаева понимает «такую их деятельность, которую они выполняют, проявляя максимум активности, творчества, самостоятельного суждения, инициативы» [4, с. 26].
А.В. Новикова считает, что творческая домашняя работа учащихся – «это вид учебной деятельности, при котором учащиеся выполняют индивидуальные, групповые или фронтальные учебные задания, прилагая необходимые для этого умственные и (или) физические усилия» [6, с. 21].
В практике обучения наиболее распространённым является определение Е. С. Ермаковой, так как в нём заложены указания учителю на то, как должна быть организована творческая домашняя работа учащихся, включаемая в процесс обучения: «это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально представленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических сил» [2, с. 11].
Итак, подводя итог теоретическому анализу изучения проблемы, творческая домашняя работа – это форма обучения, в которой: действия и силы учащихся направлены на решение учебной задачи, которая существует в средствах обучения, включаемых в метод, в форме заданий; взаимодействие ученика и учителя носит опосредствованный характер и строго ограничено во времени; результаты решения учебной задачи выражаются в определённой форме и соотносятся с поставленными целями.
Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о использовании творческих домашних заданий можно сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты домашнего задания.
В психолого-педагогических исследованиях показано, что процесс усвоения умений и навыков имеет свою определенную структуру: с одной стороны, это усвоение осуществляется путем практических действий по образу, а с другой – нужен постоянный самоконтроль учащихся за своей работой, сравнение своих действий с образцами [5, с. 278]. Чтобы сформировать у школьников эти умения в навыки и приучить соблюдать правила умственного труда, нужно добиваться такой организации работы, которая побуждала бы их всегда действовать определенным образом. В этом плане исключительно важно было показать учащимся, дать образец, как готовить домашние задания и добиваться успехов в учении.
Творческая домашняя работа должна быть средством сближения обучения и самообразования. Действительно, овладение общими учебными умениями и навыками, развитие интереса к самостоятельной учебной работе, формирование опыта творческой деятельности – всё это является условиями формирования потребности в познавательной деятельности. Многозначность роли домашней учебной работы, значительность её функций обуславливают её необходимость как органической части единого учебно-воспитательного процесса в школе.
Получив творческое задание на дом, ученик должен не только отчетливо представлять, что надо сделать и как следует выполнять работу в домашних условиях, но и проявить собственную инициативность и креативность.
Домашние задания создают условия широкой их дифференциации, с учетом индивидуальных особенностей, учащихся для развития познавательного интереса у младших школьников. Они имеют как продолжение работы над осознанием изученного материала в классе и отработки умений и навыков для одних учащихся, так и расширение, и углубление знаний, умений и навыков для других более способных и проявляющих интерес к данному предмету учащихся.
Необходимо дать правильно сформулированное задание. Кроме того, должны быть указаны ход и способ фиксации результатов его выполнения. Немаловажным является включение результатов домашней работы в урок, её объективная оценка.
Полезно записать задание на доске, а если есть время, то попросить одного-двух учащихся повторить его. Этот момент урока, правильно организованный учителем, снимет негативные стороны домашней работы и подготовит ученика к успешному выполнению творческого задания в отведенное для этого время. Однако методика организации творческих домашних заданий должна предусматривать предупреждение перегрузки учащихся.
Контроль за регулированием этих норм возлагается на классного руководителя. Он должен изучать возможности того или иного объема заданий, учащихся в домашних условиях, проводить работу с учителями класса нормированию домашнего задания [7, с. 89].
Хорошо, если учитель умеет учесть, то обстоятельство, что существует определенная динамика работоспособности в течение недели: понедельник – период включения; вторник, среда – период оптимальной работоспособности, четверг и последующие дни – период спада. Поэтому методика домашних заданий должна быть предусмотрена учебным планом урока, на это должно быть отведено время, давать его следует до звонка, учащиеся должны записать в дневники. Методика разъяснения выполнения домашнего задания считается правильной, если ученики осознали основные подходы к его выполнению.
Давая задание, нужно обязательно посоветовать учащимся, каким способом оно может быть выполнено, какова последовательность работы, к каким справочным материалам можно прибегнуть в случае затруднения и где их взять.
Для контроля деятельности учителя по организации домашнего задания целесообразно использовать метод изучения документации, анкетирование младших школьников и их родителей и беседы со всеми участниками образовательного процесса.
Большое многообразие и сложность правил творческого домашнего учения обусловливают необходимость проведения специальной работы по формированию у учащихся соответствующих умений и навыков. Школьникам следует помочь овладеть умением работать с учебником, правильно подходить к выполнению письменных и практических заданий, пользоваться приемами активного воспроизведения изучаемого материала и самоконтроля, вырабатывать рациональный режим работы и отдыха.
При организации познавательной деятельности существенное значение имеет формирование у учащихся соответствующих потребностей и мотивов, которые бы стимулировали их учебную работу. В данном случае важно, чтобы школьники почувствовали необходимость в овладении знаниями и проявили интерес к практическому усвоению правил рациональной организации умственного труда.
Чтобы разъяснительная работа была более разнообразной и интересной, необходимо перед учащимися и родителями выступать учителям, классным руководителям, директору школы и его заместителям. На тему об улучшении домашней работы необходимо оформлять стенды, выпускать бюллетени-молнии, эта проблема должна неоднократно обсуждаться на классных ученических собраниях.
Необходимо много внимания уделять воспитательной работе с активом. Прежде всего, активисты должны включиться в работу по овладению культурой умственного труда повышению качества домашней учебной работы с тем, чтобы создать опору в самом ученическом коллективе для реализации поставленных задач. Работа с активом должна предполагать групповые и индивидуальные беседы.
Полезно будет также каждую неделю проводить с активистами «летучки» по подведению итогов их работы, выявлению недочетов, и анализу успехов. Таким образом, разъяснительная работа будет не только разнообразной по своему содержанию, но и будет отличаться широкой масштабностью в течение продолжительного времени. Она будет способствовать обогащению учащихся званиями, воздействовать на их сознание, чувства и познавательную деятельность.
Усиление внимания и контроля за самим процессом усвоения знаний даст возможность улучшать индивидуальную помощь слабоуспевающим ученикам, формировать у них умение самостоятельной работы и оказывать на них действенное влияние. В итоге при соблюдении всех вышеперечисленных педагогических условий, творческая домашняя работа станет более доступной каждому ученику и будет способствовать развитию познавательной деятельности младшего школьника.
Итак, творческие домашние задания активизируются в благоприятной атмосфере, при доброжелательных оценках со стороны учителей, поощрении оригинальных высказываний. Немаловажную роль при этом играют открытые вопросы, побуждающие школьников к размышлениям, к поиску разнообразных ответов на одни те же вопросы учебного плана. Еще лучше, если самим учащимся позволяется ставить подобные вопросы и отвечать на них.

Список используемой литературы

1.       Данилов М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения // Современная педагогика. – 2019. – № 8. – С. 21 – 33.
2.       Ермакова Е.С. Развитие гибкости мышления детей: дошкольный и младший школьный возраст / Ермакова Е. С., Румянцева И. Б., Целищева И. И. – СПб.: Речь, 2017. – 208 с.
3.       Казанский Н.Г. Методы и формы организации учебной работы в младших классах / Н.Г. Казанский, Т.С. Назарова. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.
4.       Лалаева Р.И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. – М.: Союз, 2018. – 224 c.
5.       Мухина В. С. Феноменология развития и бытия личности. / В. С. Мухина. – М.: Институт практической психологии, 2019. – 640 с.
6.       Новикова А.В. Развитие познавательного интереса и интеллектуальных способностей детей на уроке / А.В. Новикова. – СПб.: Питер, 2015. – 116 с.
7.       Ямалтдинова Д.Г. Организация самостоятельной деятельности учащихся // Начальная школа. – 2019. – №2. – С. 89 – 92.
2021