НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Новикова Н.В., Слюнина О.В. Развитие речи дошкольников 4- 5 лет посредством развития мелкой моторики

Библиографическое описание:

Новикова Н.В., Слюнина О.В. Развитие речи дошкольников 4- 5 лет посредством развития мелкой моторики // Образовательный альманах. 2023. № 5 (67). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/67-1.pdf.

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев».

В.А. Сухомлинский

Аннотация: в статье рассмотрена проблема развития мелкой моторики детей дошкольного возраста. Раскрыта роль развития мелкой моторики в речевом развитии детей. Приведен ряд методов развития мелкой моторики рук.

Ключевые слова: мелкая моторика, развитие речи.

Дошкольный возраст играет ключевую роль в развитии ребенка. В это период жизни формируются основные психологические механизмы деятельности и поведения. Навыки мелкой моторики руки имеют важное значение для физического и психического развития ребенка. Поэтому изобразительные, конструктивные, музыкально-исполнительские, трудовые умения, овладения родным языком зависят от уровня развития мелкой моторики рук.

Слово «моторика [от лат. motor приводящий в движение] – двигательная активность организма, отдельных его органов или их частей».

Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной системы.

К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. [

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению.

Правильное развитие мелкой моторики определяет формирование у ребенка сенсомоторной координации – согласованного действия рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности.

Поскольку в настоящее время увеличивается число детей с нарушением речевого развития; слабо развитым вниманием, памятью, мышлением можно считать проблему развития мелкой моторики рук актуальной.

Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Для развития мелкой моторики рук родителям необходимо использовать такие методы, как массаж кистей и пальцев рук, игры с мелкими предметами (мозаики, пазлы и всевозможные конструкторы), игры с песком и водой, аппликация (как вырывная, так и при помощи ножниц), оригами, всевозможные плетения, лепка, рисование, штриховки и графические упражнения.

Каждое занятие дошкольников по развитию речи целесообразно начинать с артикуляционной гимнастики, что улучшит процесс координации речевого аппарата. Также актуально вводить в работу с детьми элементы самомассажа и включать в физкультурные минутки различные логоритмические игры как средство профилактики речевого нарушения.

Эффективным средством развития мелкой моторики дошкольников является использование настольных игр, складывание пазлов, доступных ребенку младшего возраста (из 5–10 деталей), сборка конструкторов (например, «Лего»), игры в трансформеры, создание поделок из природного. Большинство методов и средств развития мелкой моторики дошкольника подразумевают воздействие на ладони и пальцы ребенка и манипулирование при помощи пальцев предметами.

Для развития координации движений целесообразно использовать такие задания и упражнения: расстегивание и застегивание пуговиц; завязывание и развязывание ленточек, узелков, шнурков; перекладывание мелких предметов; плетение из ниток различных поделок; аппликации; конструирование; лепка, рисование и штриховка; пальчиковая гимнастика; массажные упражнения.

Развитию силы тонуса рук детей среднего дошкольного возраста могут способствовать используемые педагогами и родителями такие задания и виды деятельности: работа со штампами; лепка из пластилина, глины; работа с бумагой (мять, рвать, разглаживать, резать); использование различных приспособлений (массажные мячики, валики, ежики); работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание); изготовление поделок из природного и бросового материала.

Развитию силы рук дошкольников помогают: работа со шнуровками; использование игровых предметов (пирамидка, матрешка); нанизывание бусинок; пальчиковые игры; мозаика; конструкторы; складывание разрезных картинок; игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров); выкладывание узоров из счетных палочек.

В 4 года ребенок начинает совершать движения кистью и пальцами. Он ловит большой и маленький мяч, образуя руками «чашечку»; способен резать по линии, наливать воду в кружку одной рукой; часто знает, какая рука доминирует. Четырехлетние дети могут рисовать карандашом простые формы и фигуры, рисуют красками, выстраивают конструкции из кубиков. Они научаются ловить мяч, что свидетельствует о развитии у них зрительномоторной координации (ручной ловкости и способности к экстраполяции).

На пятом году жизни совершенствуются ранее приобретённые умения, появляются новые интересы, например выпиливание лобзиком, вышивание крестиком, вязание крючком и др. Ручные умения приучают ребёнка преодолевать трудности, развивают его волю и познавательные интересы. Чем больше он задаёт вопросов, тем больше «получает» руками ответов.

Проведя анализ литературы по исследуемой теме, мы приходим к выводу, что взаимосвязь мелкой моторики и развития речи доказана.

Таким образом, сущность развития моторики в нормальном онтогенезе ребенка заключается не только в биологически обусловленном дозревании соответствующих морфологических субстратов мозга, но и в накоплении им на этой основе индивидуального двигательного опыта, обретаемого исключительно в процессе речевого общения с окружающими людьми.

Библиографический список1. Борозинец Н. М. Логопедические технологии: учеб.-метод. пособие / Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцова. – Ставрополь, 2008. – 224 с.

2. Гуревич М.О., Озерецкий Н.И. Психомоторика. – М., 1930. – Т. 1. –342 с.

3. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функции мозга ребенка // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Под ред. М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной. – М., 1999. – С. 12-22.

4. Кольцова М. М. Движение и развитие сенсорной речи/ М. М. Кольцова. – Москва: Сов. Россия, 2000. – 210 с.

5. Любина Г., Желонкин О. Рука развивает мозг // Ребенок в детском саду. – 2003. – № 5. – С. 31-34.

6. Озерецкий Н. И. Методика исследования психомоторики / Н. И. Озерецкий. – Ленинград: Госмедиздат, 1930.
2023