Библиографическое описание:
Васильева И.С. Технология проблемного обучения в работе учителя математики // Образовательный альманах. 2024. № 3 (78). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2024/78-2.pdf.
Проблемное обучение является ведущим элементом современной системы развивающего обучения, включающей содержание учебных курсов, разные типы обучения и способы организации учебно-воспитательного процесса в школе.
Проблемное обучение характеризуется системой не любых методов, а именно, методов построенных с учетом целеполагания и принципа проблемности. Проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.
«Проблемная ситуация» и «учебная проблема» являются основными понятиями проблемного обучения, которое рассматривается не как механи-ческое сложение деятельностей преподавания и учения, а как диалектическое взаимодействие и взаимосвязь этих двух деятельностей, каждая из которых имеет свою самостоятельную функциональную структуру.
Формирование у учащихся метапредметных и личностных результатов относится сегодня к важнейшему требованию, определенному ФГОС и предполагает активное включение учащихся в процесс обучения. Технология проблемного обучения становится педагогическим инструментом решения этой задачи.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных операций.
Технология проблемного обучения позволяет:
-активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, что позволяет справляться с большим объемом учебного материала;
-сформировать стойкую учебную мотивацию, а учение с увлечением – это яркий пример здоровьесбережения;
-использовать полученные навыки организации самостоятельной работы для получения новых знаний из разных источников информации;
-повысить самооценку учащихся, т. к. при решении проблемы выслушиваются и принимаются во внимание любые мнения.
Эти уроки включают в себя все разнообразие форм и методов, особенно таких, как проблемное обучение, поисковая деятельность, межпредметные и внутрипредметные связи, опорные сигналы, конспекты и др. Проводятся нестандартные уроки, как уроки-игры, уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки-состязания.
Активизация развивающего потенциала обучения, организации поисковой деятельности учащихся, формировании высокого познавательного уровня, обеспечении личностной включённости всех участников в процесс обучения, его практической направленности и в качестве путей реализации работы выбираются следующие формы работы с учащимися:
• развитие коммуникативно – деятельностных форм организации урока;
• проблемное изложение знаний;
• создание проблемных ситуаций;
• частично-поисковый, или эвристический метод обучения;
• использование исследовательских заданий.
Итак, необходимо использование метода проблемного обучения в преподавании математики потому, что оно:
• формирует способность к самообучению,
• способствует формированию определенного мировоззрения учащихся, поскольку высокая самостоятельность усвоения знаний обуславливает возможность трансформации их в убеждения;
• формирует личностную мотивацию учащегося, его познавательные интересы;
• развивает мыслительные способности учащихся;
• помогает формированию и развитию диалектического мышления учащихся, обеспечивает выявление ими новых связей в изучаемых явлениях и закономерностях.
Ситуации могут различаться степенью самой проблемности. Высшая степень проблемности присуща такой учебной ситуации, в которой ученик:
1) сам формулирует проблему (задачу);
2) сам находит ее решение;
3) решает задачу (проблему);
4) самоконтролирует правильность этого решения.
Проблемные ситуации основаны на активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умение видеть за отдельными фактами закономерность и др.
В качестве проблемной ситуации на уроке могут быть:
-проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками;
-поиск истины (способа, приема, правила решения);
-различные точки зрения на один и тот же вопрос;
-противоречия практической деятельности.
Проблемная ситуация специально создается учителем путем применения особых методических приемов:
-учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения;
-сталкивает противоречия практической деятельности;
-излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
-предлагает классу изучение явлений с разных позиций;
-побуждает учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы;
-определяет проблемные теоретические и практические задания;
-ставит проблемные задачи.
Основными условиями использования проблемных ситуаций на уроке математике являются со стороны учащихся:
1.новая тема (“открытие” новых знаний);
2.умение учащихся использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию;
3.умение определить область “незнания” в новой задаче;
4.активная поисковая деятельность.
Со стороны учителя:
1.умение планировать, создавать на уроке проблемные ситуации и управлять этим процессом;
2.формулировать возникшую проблемную ситуацию путем указания ученикам на причины невыполнения поставленного практического учебного задания или невозможности объяснить им те или иные продемонстрированные факты.
Признаком создания у учащихся проблемной ситуации на уроке является эмоциональная реакция: удивление, затруднение. Мотивирующими приемами, обеспечивающими принятие темы учениками, являются «яркое пятно» (сообщение интригующего материала и «актуальность» (обнаружение смысла, значимости проблемы для учащихся).
Воздействие на эмоционально-чувственную сферу учащихся создаёт условия, благоприятствующие активной мыслительной деятельности. В традиционном типе обучения активизация учебной деятельности в значительной степени достигалась именно за счёт повышения интереса учащихся, возбуждения их желания и т. д. Не преуменьшая значения такой мотивации, необходимо подчеркнуть, что именно проблема - первопричина активного мышления, непосредственный его побудитель, детерминирующий высший уровень мыслительной деятельности. Эмоциональность и способы её создания являются неотъемлемым элементом проблемного обучения, но никак не равнозначным его эквивалентом.
Васильева И.С. Технология проблемного обучения в работе учителя математики // Образовательный альманах. 2024. № 3 (78). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2024/78-2.pdf.
Проблемное обучение является ведущим элементом современной системы развивающего обучения, включающей содержание учебных курсов, разные типы обучения и способы организации учебно-воспитательного процесса в школе.
Проблемное обучение характеризуется системой не любых методов, а именно, методов построенных с учетом целеполагания и принципа проблемности. Проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.
«Проблемная ситуация» и «учебная проблема» являются основными понятиями проблемного обучения, которое рассматривается не как механи-ческое сложение деятельностей преподавания и учения, а как диалектическое взаимодействие и взаимосвязь этих двух деятельностей, каждая из которых имеет свою самостоятельную функциональную структуру.
Формирование у учащихся метапредметных и личностных результатов относится сегодня к важнейшему требованию, определенному ФГОС и предполагает активное включение учащихся в процесс обучения. Технология проблемного обучения становится педагогическим инструментом решения этой задачи.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных операций.
Технология проблемного обучения позволяет:
-активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, что позволяет справляться с большим объемом учебного материала;
-сформировать стойкую учебную мотивацию, а учение с увлечением – это яркий пример здоровьесбережения;
-использовать полученные навыки организации самостоятельной работы для получения новых знаний из разных источников информации;
-повысить самооценку учащихся, т. к. при решении проблемы выслушиваются и принимаются во внимание любые мнения.
Эти уроки включают в себя все разнообразие форм и методов, особенно таких, как проблемное обучение, поисковая деятельность, межпредметные и внутрипредметные связи, опорные сигналы, конспекты и др. Проводятся нестандартные уроки, как уроки-игры, уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки-состязания.
Активизация развивающего потенциала обучения, организации поисковой деятельности учащихся, формировании высокого познавательного уровня, обеспечении личностной включённости всех участников в процесс обучения, его практической направленности и в качестве путей реализации работы выбираются следующие формы работы с учащимися:
• развитие коммуникативно – деятельностных форм организации урока;
• проблемное изложение знаний;
• создание проблемных ситуаций;
• частично-поисковый, или эвристический метод обучения;
• использование исследовательских заданий.
Итак, необходимо использование метода проблемного обучения в преподавании математики потому, что оно:
• формирует способность к самообучению,
• способствует формированию определенного мировоззрения учащихся, поскольку высокая самостоятельность усвоения знаний обуславливает возможность трансформации их в убеждения;
• формирует личностную мотивацию учащегося, его познавательные интересы;
• развивает мыслительные способности учащихся;
• помогает формированию и развитию диалектического мышления учащихся, обеспечивает выявление ими новых связей в изучаемых явлениях и закономерностях.
Ситуации могут различаться степенью самой проблемности. Высшая степень проблемности присуща такой учебной ситуации, в которой ученик:
1) сам формулирует проблему (задачу);
2) сам находит ее решение;
3) решает задачу (проблему);
4) самоконтролирует правильность этого решения.
Проблемные ситуации основаны на активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умение видеть за отдельными фактами закономерность и др.
В качестве проблемной ситуации на уроке могут быть:
-проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками;
-поиск истины (способа, приема, правила решения);
-различные точки зрения на один и тот же вопрос;
-противоречия практической деятельности.
Проблемная ситуация специально создается учителем путем применения особых методических приемов:
-учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения;
-сталкивает противоречия практической деятельности;
-излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
-предлагает классу изучение явлений с разных позиций;
-побуждает учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы;
-определяет проблемные теоретические и практические задания;
-ставит проблемные задачи.
Основными условиями использования проблемных ситуаций на уроке математике являются со стороны учащихся:
1.новая тема (“открытие” новых знаний);
2.умение учащихся использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию;
3.умение определить область “незнания” в новой задаче;
4.активная поисковая деятельность.
Со стороны учителя:
1.умение планировать, создавать на уроке проблемные ситуации и управлять этим процессом;
2.формулировать возникшую проблемную ситуацию путем указания ученикам на причины невыполнения поставленного практического учебного задания или невозможности объяснить им те или иные продемонстрированные факты.
Признаком создания у учащихся проблемной ситуации на уроке является эмоциональная реакция: удивление, затруднение. Мотивирующими приемами, обеспечивающими принятие темы учениками, являются «яркое пятно» (сообщение интригующего материала и «актуальность» (обнаружение смысла, значимости проблемы для учащихся).
Воздействие на эмоционально-чувственную сферу учащихся создаёт условия, благоприятствующие активной мыслительной деятельности. В традиционном типе обучения активизация учебной деятельности в значительной степени достигалась именно за счёт повышения интереса учащихся, возбуждения их желания и т. д. Не преуменьшая значения такой мотивации, необходимо подчеркнуть, что именно проблема - первопричина активного мышления, непосредственный его побудитель, детерминирующий высший уровень мыслительной деятельности. Эмоциональность и способы её создания являются неотъемлемым элементом проблемного обучения, но никак не равнозначным его эквивалентом.