Жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистого воздуха, воды, и леса. Человек — это часть природы, он должен беречь, охранять и защищать ее, поэтому одна из задач педагогов – воспитывать у детей дошкольного возраста желание и умение правильно вести себя в природе, учить самостоятельно делать элементарные выводы об охране окружающей среды. Во время отдыха с семьей, идя по дороге в детский сад, дети обращают внимание на разбросанные пакеты, бумагу, пластиковые бутылки. Приходя в детский сад, дети задают вопросы как друг другу так и педагогам: Что такое мусор? Откуда столько мусора? Как сделать так, чтобы мусора стало меньше? Для поиска ответов на детские вопросы, учитывая инициативу воспитанников, организовали детский совет, на котором дети обсуждали проблему «Как сделать так, чтобы мусора стало меньше?». Дети высказывали свое мнение, что они могут для этого сделать. Обобщив мнение детей, было принято решение разработать и реализоватьсоциальный природоохранный проект «Мы против мусора!». Целью проекта являетсясоздание условий для формирования основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством вовлечения их, родителей и педагогов в практическую природоохранную работу. Цель проекта позволила определить следующие задачи, которые представлены на слайде. Проект был реализован в три этапа: подготовительный, основной и заключительный. Подготовительный этап включал в себя: изучение методической литературы, постановку цели и задач, создание плана работы, обсуждение темы проекта на педагогическом совете ДОУ и общем родительском собрании. На основном этапе были реализованы мероприятия согласно разработанному плану. Были проведены: совместная эко-акция, в которой участники акции очищали от опавших листьев прогулочные участки и территорию детского сада. далее состоялась акция «Вторая жизнь ненужным вещам», целью которой стало знакомство детей с нетрадиционными способами применения различных материалов. затем мы организовали ежегодную акцию «Сдай макулатуру – сохрани дерево», целью которой являлось формирование активной позиции воспитанников в области охраны окружающей среды. Хотелось бы отметить, что акция проводилась в форме конкурсного соревнования, в ней участвовали родители воспитанников, жители прилегающих домов, которые с большим энтузиазмом приносили старые газеты, журналы, книги и картонные упаковки. На средства, собранные от сбора макулатуры приобрели детскую художественную литературу и настольные игры. В рамках проведенной акции «Наша чистая планета» воспитанники совместно с родителями рисовали плакаты, которые призывали сохранить нашу планету. Следующей была эко – акция «Умный взгляд на мусор», в рамках которой были проведены экологические часы с детьми старших возрастных групп ДОУ, в которых приняли участие педагоги и ученики лицея, школы № 2, дома детского творчества, а также родители воспитанников. В эко - акции «Только вместе только дружно помогать природе нужно!» родители совместно с детьми разрабатывали эскизы баннера, воспитатели провели неделю экологической грамотности. Организованная эко - акция «Сдай батарейку – спаси Планету» привлекла внимание детей и родителей к экологической проблеме использованных батареек и необходимости их правильной утилизации. Формированию экологической культуры, пониманию необходимости сокращения количества отходов способствовала эко - акция «Сдай пластик – посади цветок. На средства, собранные от сбора пластиковых бутылок были куплены семена цветов. В эко - субботнике «Зеленый детский сад» сотрудники занимались благоустройством территории: очищали ее от мусора, обновляли постройки малых форм, высаживали рассаду цветов. В рамках природоохранной акции «Берегите лес!» воспитанники раздавали листовки и установили запрещающие знаки в местах несанкционированных свалок. На заключительном этапе для воспитанников старших возрастных групп было проведено итоговое мероприятие «Мы – защитники природы», на котором были отмечены самые активные участники проекта. Таким образом, в результате реализации социального природоохранного проекта «Мы против мусора!» воспитанники узнали много нового и интересного, сформировалось представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе. Родители стали отмечать, что дети перестали мусорить, начали бросать мусор в урну. Говорят, что чисто не там, где убирают, а там, где не сорят. Человек должен чувствовать ответственность за то, что его окружает. Но такого человека нужно воспитать.
Библиографический список
1. Бондаренко Т.Л. Экологические занятия с детьми 5-6 лет, - Воронеж, 2002. 2. Иванова А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009. 3. Мартынович, В. А.Приобщение детей 6-7 лет к природе: взаимодействие ДОУ с семьей /В. А. Мартынович //Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2005. — №2. 4. Николаева С. Н. Воспитание начал экологической культуры 5. в дошкольном детстве, - М.: Новая школа, 1995. 6. Рыжова Н. А. Невидимые ниточки природы, - М., 1995. 7. Рыжова Н. А. Я и природа, - М., 1996