НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Маркова Е. А., Калашникова С. С. Ответственность у детей дошкольного возраста-природное или приобретенное качество

Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (49) https://f.almanah.su/49.pdf

 «Ну, что мне с ним делать?!», - очень часто приходится слышать от родителей воспитанников после рассказа об их поведении на прогулке или в группе. Почему одни дети знают правила поведения, выполняют их или при первом же замечании стараются исправить свое поведение, а другие игнорируют правила, постоянно пренебрегают ими, считая свои желания, своё «хочу» более важным и значимым.
 Все родители мечтают приучить своих детей нести ответственность за свои слова и поступки. Во многих семьях полагают, что решение проблемы - в установлении постоянных обязанностей для детей. Напротив, в некоторых семьях принуждение к выполнению этих обязанностей приводит к постоянным ссорам, которые плохо отражаются и на детях, и на родителях. В конце концов ребенок, вероятно, будет слушаться, а тарелка из-под каши - засверкает чистотой, но неизвестно, как принуждение повлияет на формирование характера.
 Истина проста: чувство ответственности нельзя навязать, оно должно проявиться «изнутри», на основе ценностной ориентации, полученной дома, а также вне семьи и первым шагом будет - пробуждение ответственности. Желая воспитать в своих детях чувство ответственности, мы при этом хотим, чтобы они руководствовались высшими ценностями, т. е. любовью к жизни, к труду, поиском счастья. Однако чаще всего мы ощущаем чувство ответственности, - вернее, отсутствие его - в более конкретных случаях: когда у ребенка в комнате беспорядок, поручения сделаны неряшливо, поведение оставляет желать лучшего. С другой стороны, ребенок может быть вежливым, поддерживать в своей комнате порядок, аккуратно выполнять все, что ему поручают, и все же принимать решения, за которые он не будет нести никакой ответственности. Это особенно верно в отношении тех детей, которым всегда «велят» сделать то-то и то-то. Им не дают возможности составить собственное мнение о чем - либо, сделать выбор, выработать определенные основы поведения. Внутренняя эмоциональная реакция ребенка на обучение решает все: от нее зависит, сколько он закрепит в сознании из того, чему мы его учим. Характер ребенка, несомненно, влияет на то, будет ли развиваться ответственность. Но характер – это не что – то заданное, запрограммированное генетическим кодом, данным родителями при рождении. Воспитательная позиция родителей развивает или подавляет развитие качеств, которые заложены природой. Ценности нельзя преподать насильно, им научаются постепенно, пока ребенок подражает взрослым, заслужившим его любовь и уважение, и отождествляет себя с ними.
 Итак, проблема ответственности детей за свое поведение поднимает, в свою очередь, проблему ценностной системы родителей в ориентации на детское воспитание.
 Требовательное отношение к самому себе – основа авторитета родителей. У взрослых слова не должны расходиться с делами. Авторитет в глазах своего ребенка, безусловно, важен каждому родителю. Все хотят его завоевать, используя, порой всевозможные средства. Для ребенка авторитет родителей не подлежит сомнению. В таком возрасте он очень нуждается в родителях и чувствует себя надежно защищенным лишь в их присутствии. Благодаря крепкой связи между взрослыми и ребенком их авторитет существует как бы сам по себе. Но такой период длится, как правило, недолго – малыши растут, в их жизни появляются новые люди, с которыми они налаживают социальные контакты, в том числе и со сверстниками.
 Что можно сделать, чтобы ваш ребенок не оказался в числе детей, уклоняющихся от ответственности?
В жизни дошкольника есть несколько важных зон ответственности:
Ответственность за собственную безопасность, здоровье и жизнь.
Ответственность за действия, связанные с благополучием близких и других людей.
Ответственность за домашних любимцев.
Ответственность за собственные вещи.
Ответственность за данное слово и принятое решение.
Ответственность за собственные успехи, а особенно неудачи.
 Развивать данные зоны ответственности у ребенка необходимо как можно раньше, начиная с 2,5-3 лет. В этом возрасте ребенок начинает осознавать: некоторые его действия несут опасность для него. Постепенно развивая ответственность ребенка, помочь ему проследить причинно-следственную связь между его решениями и последствиями, которые могут быть. Родителям следует понять, что даже в столь раннем возрасте необходимо постоянно акцентировать внимание на причинно-следственной связи поступков и последствий, чаше показывать собственным примером, обыгрывать опасные ситуации в ролевых играх, заострять внимание во время прочтения ребенку художественной литературы, сказок. Ребенок же должен понять, что его поведение влияет на отношение к нему других людей и влечет за собой определенные последствия как для него самого, т ак и для окружающих.
 Примерно с 3 лет у ребенка могут появится собственные обязанности, пусть небольшие но ежедневные. Они могут быть связаны как с уходом за домашними питомцами, так и с уходом за своими вещами и игрушками. Не стоит возлагать на ребенка слишком большие обязанности. Ребенок этого возраста легко отвлекается, имеет малое представление о понятии времени, поэтому обязанности по кормлению животного лучше на него не возлагать.
 Очень важно, чтобы у ребенка накапливался опыт самостоятельного принятия решений, а для этого стоит позволять ребенку проявлять инициативу в различных делах. Зачастую, не терпеливым родителям проще и быстрее сделать определенные вещи за ребенка, на корню пресекая его самостоятельность и инициативность. Для развития инициативности нужно, чтобы запретов было не слишком много, но они носили характер обязательного выполнения. Об этом следует помнить и самим родителям- родители должны четко выполнять установленные самими же правила, которые должны быть неизменны.
 Давая ребенку, пространство для инициативности следует поощрять успехи в достигнутых результатах, обращать внимание ребенка на важность его личных усилий для достижения чего-либо, не спешить помогать при появлении трудностей, непременно отказаться от резкой критики со стороны взрослого. Критика необходима, но она должна быть доброжелательной и завершаться на позитивной ноте.
 В возрасте около 5 лет, ребенок становится более критичным к своим собственным поступкам, ребенок начинает задумываться, правильно ли он поступает в общении со своими сверстниками и взрослыми, начинает понимать: его действия привели к определенному результату( негативному или позитивному) именно в этот момент следует развивать способность предугадывать результат своего поведения или поступков, учить контролировать свое поведение, развивать чувство ответственности.
 Ответственность - это большая нагрузка даже для взрослой личности, а личность ребенка только формируется, впитывает как губка окружающую его действительность или ответственное поведение его близких людей. Жизненная позиция ответственных людей видна в каждой мелочи, и ребенок впитывает ее естественно, без усилий, такие родители всегда выполняют обещания, данные детям. Малыш видит, как ответственно относится его мама к работе или домашним обязанностям и в играх копирует именно такое поведение, делая его основой собственного характера.
 Нужно деликатно и терпеливо закладывать основы ответственности, которые обязательно разовьются в более позднем возрасте. И, конечно, главное для ребенка - это видеть пример близкого взрослого: ответственного, самостоятельного, в меру требовательного, но готового предоставить необходимую самостоятельность




Список литературы

1.Барановская, Л.А. Социальная ответственность в системе педагогических ценностей [Текст] /Л.А. Барановская // Вестник КрасГАУ. – 2006.
2. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1997.
3. Борисова, Т.С. Ответственность – качество родом из детства [Текст] / Т.С. Борисова // Народное образование. – 2010. – Выпуск 5.
4 Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста. – Пермь, 2002.
5. Минкина Н.А. Воспитание ответственностью. – М., 1990.
https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/09/30/razvitie-otvetstvennosti-u-doshkolnikov


2021