Оригинал материала размещен в выпуске № 4 (42) https://f.almanah.su/42.pdf
На уроках специальности учащиеся детской музыкальной школы знакомятся с музыкальными произведениями различных жанров. Одним из основных жанров, к которому учащиеся обращаются начиная с первого и заканчивая выпускным классом является этюд. Нет такого музыканта, которому бы не пришлось сыграть ни одного этюда в музыкальной школе, колледже, консерватории.
Разучивание этюда для многих является неинтересным занятием, но давайте посмотрим на этот жанр музыки по-другому.
Слово «этюд» в переводе с французского языка (étude) обозначает изучение, упражнение. В музыке этюд – это инструментальная пьеса, как правило, небольшого объема, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначена для развития и усовершенствования технических навыков исполнителя.
Основное назначение этюдов в классе фортепиано – это выработка пальцевой техники. Каждый из них рассчитан на освоение какого-то технического приема, например, игры гаммообразными пассажами, пунктирным ритмом, хроматическими гаммами, скачками, октавами, двойными нотами, техника трели и другие.
Проблемы, связанные с развитием технического мастерства учащихся, принадлежат к числу наиболее сложным в музыкальной педагогике. Это естественно, ведь фортепианная игра – искусство практическое, требующее определенных технических навыков исполнения. Следовательно, этюды являются неотъемлемой частью музыкального развития, фундаментальной школой последовательного овладения техническими навыками.
Для успешного развития ученика необходимо систематическое прохождение этюда.
Ценность изучения этюдов обусловлена множеством причин: по большей части на них нарабатываются двигательные навыки, координация движений, осваиваются аппликатурные принципы, совершенствуется техническое мастерство (беглость, артикуляция), чрезвычайно полезны для развития гибкости и эластичности ладонных мышц, а также самостоятельности пальцев. Работа над этюдами – это не только упражнения для развития кисти, укрепления пальцев, но это и физическая тренировка для достижения выносливости всего пианистического аппарата.
Помимо собственно технического совершенства, этюды нацелены на воспитание звуковой культуры пианиста. Виртуозные задачи находятся в тесной взаимосвязи со структурой и метроритмом, точностью звукоизвлечения. Работа над этюдами позволяет воспитывать у учащихся точные ритмические навыки, метроритмическую организованность, вырабатывает хорошее ощущение клавиатуры, ровный звук, певучесть.
Этюды не только содержат материал для технического совершенствования, но и ставят перед учащимися разнообразные и артикуляционные задачи. Слуховой контроль ученика имеет принципиально важное значение при работе над ними. Поставленная в том или ином этюде технологическая задача может быть решена лишь при условии, что слуховое включение пианиста будет активизировано.
Стараясь извлечь из этюда максимальную пользу, важно обратить внимание не только на чисто технические задачи, но и на возможно более тщательную образно-музыкальную отделку произведения. Как и в любом другом произведении, в каждом этюде композитор выражает определённое настроение, вкладывает какой-то конкретный образ. Иногда композитор это отражает в названии этюда. Такая работа способствует налаживанию гибких, пластичных движений рук, большей глубине ощущения пальцами клавиатуры.
Как уже упоминалось выше, работа над техникой начинается с первого года обучения в музыкальной школе. Именно в младших классах необходимо заложить «технический фундамент». Прочность его зависит от того, насколько правильно и последовательно будет проведена работа преподавателем по овладению начальными, самыми элементарными техническими навыками. Учитывая то обстоятельство, что пианистический аппарат ребенка наиболее податлив, необходимо тщательно работать над его техническим совершенством.
При выборе этюдов преподавателю необходимо учитывать следующее:
· индивидуальные особенности и недостатки игрового аппарата учащегося (для правильного подбора этюдов должны учитываться такие моменты, как величина рук ребенка, особенности их строения, растяжение пальцев и степень технической подготовленности);
· равномерное комплексное развитие техники от простого к сложному, охват всех основных формул;
· необходимость этюда как вспомогательной тренировки для развития определенных навыков встречающихся в конкретном музыкальном произведении (при этом желательно, чтобы трудность этюдов была несколько выше технической трудности одновременно осваиваемых пьес);
· чередовать этюды разных композиторов (в младших и средних классах школы широко используются этюды К. Черни, А. Лемуан, А. Лешгорн, А. Бертини, Г. Беренс, Л. Шитте из советских Е. Гнесина, А. Гедике и другие);
· на раннем этапе обучения эффективнее методика выбора этюдов меньше по объему, но больше по количеству; в средних и старших классах можно выбирать более трудные этюды, которые нацелены на определенный вид техники;
· выбирая этюды, желательно идти по пути использования возможно наибольшего разнообразия фортепианной фактуры, так как это разносторонне развивает технические навыки.
Изначально этюды создавались только для совершенствования технических навыков игры на инструменте, но со временем этюд стал художественно значимым произведением. Такие этюды исполняются не только в домашнем обиходе, но и в концертных залах. Таким образом, можно условно разделить этюды на инструктивные и концертные.
Инструктивный этюд – это произведение, в котором используются одна или две фортепианные формулы в одно или двухчастной репризной форме, часто с простыми гармониями и лаконичной мелодикой (к ним относятся этюды К. Черни, Л. Шитте, А. Лемуан, А. Бертини, Ф. Лекуппе и так далее).
Концертный этюд – это произведение, в котором используется более двух фортепианных формул и фактур, с развитой и выразительной ладовой и мелодико-гармонической композицией, часто с высоким художественно значимым образом (к ним относятся этюды Ф. Шопена, Ф. Листа, С. Рахманинова, А. Скрябина и так далее).
Следовательно, в музыкальном искусстве жанр этюда является своеобразной школой для творческого развития музыканта и представлен как упражнение, и как целостное художественное произведение.
Таким образом, значение жанра этюда в учебном репертуаре ученика-пианиста детской музыкальной школы велико. Этюд являются неотъемлемой частью технической базы учащегося, основой, на которой строится дальнейшее его музыкальное развитие.
Библиографический список
1. Алексеев А. Д. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музыка, 1971. 280 с.2. Либерман Е. Я. Работа над фортепианной техникой. М.: Классика–XXI, 2003. 148 с.
3. Терентьева Н. А. Карл Черни и его этюды. Л.: Музыка, 1978. 56 с.
4. Цыпин Г. М. Исполнитель и техника. М.: Академия, 1999. 192 с.
5. Щапов А. П. Фортепианная педагогика: методическое пособие. М.: Советская Россия, 1960. 172 с.
6.