В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини» в этом случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. В этом случае один предмет, явление как бы выхватывается из общей жизни и включается в решение педагогических задач детского сада.
Мини - музей в детском саду - особый вид детского музея, который располагается непосредственно в дошкольном учреждении. Несомненно, экскурсии в музеи, особенно семейные, благоприятно влияют на развитие ребенка. В то же время отмечено, что посещение музеев детьми дошкольного возраста не всегда приносит ожидаемый педагогический эффект. Даже в детских музеях обилие экспонатов, информации, яркие впечатления и эмоции могут утомить ребенка.
«Для дошкольников гораздо полезнее, когда музей сам приходит в гости к ребенку»
Создание мини - музея может стать отдельным проектом детей, родителей, воспитателей. Удобно разбить организацию такого элемента развивающей среды на несколько этапов.
1.Подготовительный этап.
Главные задачи подготовительного этапа- выбор темы мини - музея (совместно с детьми и родителями, определение путей создания системы мини - музея, подготовка к участию в проекте педагогов, детей, родителей
Возможны несколько путей определения темы:
а) Создание мини - музея планируется заранее. В этом случае, как правило, преобладает мнение педагогов.
б) Тема определяется детьми и родителями и обсуждается с педагогом.
в) Тема определяется спонтанно. В этом случае большую роль играет инициатива ребенка. Например, дети приносят из дома фотографии своих домашних животных, рассказывают о них, после чего в группе появляется мини - музей домашних животных.
Сбор информации
После определения тематики педагоги обсуждают с детьми и родителями варианты оформления и пути сбора экспонатов. Можно составить перечень экспонатов, которые составят основу коллекции, и вывесить его в раздевалке, чтобы родители смогли его дополнить. Параллельно подбирается литература, видеофильмы, аудиозаписи, фотографии по теме, а также материалы для уголков самостоятельной деятельности. Положительный результат при реализации основного этапа создания мини-музея можно достичь, только в том случае, если будет осуществляться взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, родителей и педагогического коллектива. Средства музейной педагогики помогают заинтересовать и привлечь к партнерскому сотрудничеству семьи дошкольников. В процессе работы родители постепенно становятся активными участниками создания мини-музея в группе. Совместно с мамой и папой дети подбирают экспонаты, изготавливают их своими руками, оформляют экспозиции.
На подготовительном этапе проводится так же работа с детьми: беседы о том, что такое коллекция и музей, какими бывают музеи. Дети и родители готовят небольшие сообщения по выбранной теме.
2. Практический этап
Главная задача второго этапа- совместная (педагоги, дети. родители) реализация идей первого этапа.
Ø 1.Оформление мини - музея
Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Решить эту задачу помогают стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы, размещение мелкого материала на сухих или искусственных ветках деревьев. Если для музея отведено определенное место, очень удобно прикрепить к потолку два- три небольших крючка. Это позволит разнообразить композицию музея вертикальными элементами (спираль, гирлянда) и т. п. Так же дети группы могут в любое время по желанию рассматривать экспонаты, задавать вопросы педагогу, пользоваться дидактическими играми, проводить самостоятельные исследования.
Ø 2.Название мини - музея
Название должно быть ярким, привлекательным и отражать его содержание. Так, буквы в названии «Мини- музей песка» могут быть сделаны из песка, приклеенного к основе, фольклорный мини - музей украсит название, выполненное в народном стиле.
В работе с детьми применяются как традиционные, так и инновационные технологии. Так традиционная форма - беседа, рассказ- нередко сопровождаются использованием мультимедийных средств. Важно помнить о некоторой специфике работы на базе мини- музеев.
1. Длительное стояние детей на одном месте и недостаток пространства могут свести на нет самый увлекательный рассказ педагога.
2. Иногда целесообразней разбить всю информацию на несколько подтем и проводить так называемые «беседы - пятиминутки».
Ø Заключительный, обобщающий этап.
Проводится торжественное «официальное» открытие мини - музея с приглашением родителей.