Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (38) https://f.almanah.su/38.pdf
В настоящее время возрастает количество школьников с отклонениями в развитии и поведении, с задержкой психического развития (ЗПР), школьной дезаптацией. Это дети, имеющие недостатки в психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Диапазон различий в развитии детей с ЗПР достаточно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективноповеденческой сфер личности; от детей, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до нуждающихся в систематической и комплексной коррекционной помощи [1].
Наблюдается противоречие между возрастающей потребностью образовательных учреждений в дифференциации и индивидуализации процесса обучения в связи с необходимостью корректировки нарушений физического и психического развития детей, увеличением числа детей, которым требуется педагогическая поддержка, и неэффективностью существующих форм помощи детям с задержкой психического развития, обучающимся в общеобразовательной школе. Это противоречие может быть разрешено путем использования в школе коррекционно-развивающего обучения.
Коррекция – система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостаток психофизического развития и отклонений в поведении детей и подростков. Коррекционно-развивающее обучение – система мер дифференцированного образования, позволяющая решать задачи своевременной помощи детям, испытывающим трудности в обучении и школьной адаптации [3]. Эта форма дифференциации возможна при обычной традиционной организации учебной деятельности в общеобразовательной школе, в интегрированных классах, но более эффективна при создании специальных классов или при работе с детьми с ЗПР на индивидуально-групповых занятиях.
Коррекционно-развивающее обучение на уроках русского языка при изучении темы «Словосочетание» (раздел «Синтаксис и пунктуация») выбрано не случайно. Исследователи отмечают, что изучение теоретических синтаксических сведений недостаточно развивает у детей массовой школы умение сознательно применять знания при использовании языковых средств, сознательно их выбирать и оценивать при порождении собственных высказываний. В процессе обучения у детей с ЗПР возникают трудности при аналитико-синтетической работе, сравнении и классификации, обобщении. При этом наблюдается недостаточный уровень познавательной активности, сниженный уровень работоспособности, быстрая утомляемость, отсутствие мотивации к учебной деятельности.
Одной из эффективных организационных форм коррекционной поддержки детей является разработка специальной индивидуальной программы развития, в которой со стороны учителя-предметника фиксируются задачи прохождения программного курса, адаптированные в соответствии со степенью выраженности, характером и структурой нарушения психического развития, педагогической и психологической симптоматикой трудностей усвоения программного материала [2].
Специальная индивидуальная программа позволяет определить основные трудности и причины их появления при изучении той или иной темы по русскому языку. Например, при изучении учащимися с ЗПР темы «Словосочетание» были определены программные задачи и педагогическая симптоматика (Таблица 1), а также проведена диагностики, с помощью которой были выявлены основные психологические причины трудностей при изучении темы детьми с ЗПР [1].
Таблица 1. «Словосочетание, способы диагностики и коррекции»
Программные задачиПедагогическая симптоматика
Усвоение определения понятия «Словосочетание».
Искажение смысла, непонимание смысла определения.
Установление соотношений между главными и зависимыми словами.
Непонимание связи между главным и зависимым словами.
Дифференциация понятий «словосочетание», «слово».
Трудности дифференциации понятий.
Использование графических обозначений для указания смысловых связей в словосочетании.
Ошибки при использовании графических обозначений.
Поиск и обнаружение смысловой связи в словосочетаниях.
Трудности в определении смысловых связей в словосочетаниях.
Составление словосочетаний.
Нарушение предложного управления; трудности понимания глагольного управления; нарушения согласования сказуемого с подлежащим.
В качестве основных психологических причин трудностей при изучении раздела были определены: некритичность мышления; поверхностная смысловая интерпретация понятия; недостаточность анализа понятий с целью выделения признаков; несформированность приемов смысловой обработки материала; неосознанный выбор оснований и критериев для сравнения понятий и другие.
Приведем пример диагностического задания «Установление причинно-следственных связей».
1. «Найди причину и следствие».
Цель: изучить уровень и особенности вербального мышления учащихся с ЗПР; выяснить степень сформированности навыка устанавливать причинно-следственные отношения.
Материал к заданию: 10 наборов из 5 слов, в которых имеются пары понятий, находящихся между собой в причинно-следственных отношениях. Например:
Образование льда, север, мороз, погода, снег.
Осень, холод, дерево, листопад, время года.
Время года, весна, деревья, лето, таяние льда.
Кипение воды, образование пара, жара, кастрюля, солнце.
(Понятия, обозначающие причину, выделены жирным шрифтом, а понятия, обозначающие следствие, - курсивом).
Процедура выполнения.
Учитель читает набор из пяти слов и просит учеников найти два понятия, одно из которых обозначает причину, а другое - следствие, то есть то, что происходит после и в силу действия этой причины.
Критерии оценки.
За правильный ответ начисляется 1 балл, за ней вильный - 0 баллов.
2. «Установи смысловые связи».
Цель: изучить и скорректировать уровень сформированности умения устанавливать смысловые связи между главным и зависимым словами словосочетания.
Материал к заданию: карточка со словами и словосочетаниями: повернули вправо, участвовали в походе нелегкую задачу, зимний день...
Образец: любовался (чем?) пейзажем
(главное слово) (зависимое слово)
Процедура выполнения.
Учащимся предлагается поочередно прочитать словосочетания и обозначить в них смысловые связи между главным и зависимым словами.
Критерии оценки.
За правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный - 0 баллов.
3. «Составь словосочетания, установи смысловые связи».
Цель: изучить степень сформированности умения составлять словосочетания по заданной схеме и устанавливать смысловые связи между главным и зависимым словами словосочетания.
Материал к заданию: карточка с заданными схемами словосочетаний.
Здороваются (когда? с кем?)..., …, дарить (что? кому?)...,....; похвалить (кого? за что?).........
Процедура выполнения.
Учащимся предлагается составить словосочетания по заданной схеме и обозначить смысловые связи между главным и зависимым словами.
Критерии оценки.
За правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный - 0 баллов.
При выполнении заданий необходимо использовать наглядный материал. Это помогает сформировать ассоциативное мышление, способность сравнивать, анализировать предложенную информацию.
Приведем пример задания коррекционного обучения «Установление причинно-следственных связей».
1. «Установление причинно-следственных связей».
Цель: изучить и скорректировать уровень сформированности у учащихся с ЗПР умения устанавливать причинно-следственные связи предметов и явлений.
Формирование понимания причинно-следственных отношений необходимо начинать с анализа ситуаций и событий, с которыми каждый человек может столкнуться в своей повседневной жизни.
2. «Назови причину».
Учитель объясняет, что у любого явления есть причина (есть ответ на вопрос: «Почему так бывает?»). Например: лед появляется, когда очень холодно и замерзает вода. Учитель просит детей назвать причину таких явлений, как наводнение, листопад и т. д.; таких событий, как появление двойки в дневнике, невыученный урок и т. д.
Важно показать школьника разнообразие последствий, вытекающих из одного и того же события реальной жизни, и наоборот - однозначное следствие из разных событий.
3. «Составление рассказа по серии картинок».
Вначале картинки предъявляются ребенку в правильной смысловой последовательности; он должен составить рассказ. При необходимости можно задать наводящие вопросы.
Следующим важным этапом является намеренное «нарушение порядка» при раскладывании серии картинок. Цель - наглядная демонстрация того, что изменение порядка картинок (событий) полностью меняет (вплоть до полной нелепицы) сюжет.
Наконец, ученик должен самостоятельно из перемешанных карточек выстроить событийный ряд и составить рассказ.
4. «Составление рассказа по сюжетной картине».
Работа над пониманием смысла картины также начинается с воспроизведения сюжета с опорой на вопросы. Затем ребенок самостоятельно составляет рассказ.
5. «Подбери слово».
Ученику предлагается подобрать слово, которое должно обозначать явление, идущее вслед за названным: первый —..., завтрак —..., июль —..., лето —..., январь —.... седьмой... и т. п.
Итоги проведенной работы позволили констатировать эффективность коррекционного обучения детей с ЗПР при изучении темы «Словосочетание». При этом условием успешного обучения является поэтапность введения основных понятий и формирование умений в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями ее реализации.
Библиографический список
1. Адаптация программного материала по русскому языку для обучающихся с ЗПР на примере изучения синтаксиса и пунктуации в 5 классе общеобразовательной школы: учебно-методическое пособие / Л.А. Ремезова, Н.И. Буковцева, И.В. Щеголева, Г.Г. Протасова, Н.А. Боглачева; под ред. Л.А. Ремезовой. Самара: ПГСГА, 2014.2. Сергеева Н.А. Коррекционная и специальная педагогика: учебно-методический комплекс. Оренбург, 2008.
3. Тупоногов Б.К. Основы коррекционной педагогики: учебное пособие. М., 2004.