Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Протасова Г. Г., Щеголева И. В. Технология коррекционно-развивающего обучения детей с задержкой психиче- ского развития на уроках русского языка в 5-м классе при изучении темы «Словосочетание»

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (38) https://f.almanah.su/38.pdf


В настоящее время возрастает количество школьников с отклонениями в развитии и поведении, с задержкой психического развития (ЗПР), школьной дезаптацией. Это дети, имеющие недостатки в психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Диапазон различий в развитии детей с ЗПР доста­точно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устра­нимые трудности, до детей с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно­поведенческой сфер личности; от детей, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до нуждающихся в система­тической и комплексной коррекционной помощи [1].
Наблюдается противоречие между возрастающей потребностью образовательных учреждений в дифференциации и индивидуализации процесса обучения в связи с необходимостью корректировки нарушений физического и психического развития детей, увеличением числа детей, которым требуется педагогическая поддержка, и неэффективностью существующих форм помощи детям с задержкой психического развития, обучающимся в общеобразовательной школе. Это противоречие может быть разрешено путем использования в школе коррекционно-развивающего обучения.
Коррекция – система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостаток психофизического развития и отклонений в поведении детей и подростков. Коррекционно-развивающее обучение – система мер дифференцированного образования, позволяющая решать задачи своевременной помощи детям, испытывающим трудности в обучении и школьной адаптации [3]. Эта форма дифференциации возможна при обычной традиционной организации учебной деятельности в общеобразовательной школе, в интегрированных классах, но более эффективна при создании специальных классов или при работе с детьми с ЗПР на индивидуально-групповых занятиях.
Коррекционно-развивающее обучение на уроках русского языка при изучении темы «Словосочетание» (раздел «Синтаксис и пунктуация») выбрано не случайно. Исследователи отмечают, что изучение теоре­тических синтаксических сведений недостаточно разви­вает у детей массовой школы умение сознательно приме­нять знания при использовании языковых средств, сознательно их выбирать и оценивать при порождении соб­ственных высказываний. В процессе обучения у детей с ЗПР возникают трудности при аналитико-синтетической работе, сравнении и классификации, обобщении. При этом наблюдается недостаточный уровень познавательной активности, сниженный уровень работоспособности, быстрая утомляемость, отсутствие мотивации к учебной деятельности.
Одной из эффективных организационных форм кор­рекционной поддержки детей является разработка специ­альной индивидуальной программы развития, в которой со стороны учителя-предметника фиксируются задачи прохождения программного курса, адаптированные в со­ответствии со степенью выраженности, характером и структурой нарушения психического развития, педагоги­ческой и психологической симптоматикой трудностей усвоения программного материала [2].
Специальная индивидуальная программа позволяет определить основные трудности и причины их появления при изучении той или иной темы по русскому языку. Например, при изучении учащимися с ЗПР темы «Словосочетание» были определены программные задачи и педагогическая симптоматика (Таблица 1), а также проведена диагностики, с помощью которой были выявлены основные психологические причины трудностей при изучении темы детьми с ЗПР [1].

Таблица 1. «Словосочетание, способы диагностики и коррекции»

Программные задачи
Педагогическая симптоматика
Усвоение определения понятия «Словосочетание».
Искажение смысла, непонимание смысла определения.
Установление соотношений между главными и зависимыми словами.
Непонимание связи между главным и зависимым словами.
Дифференциация понятий «словосочетание», «слово».
Трудности дифференциации понятий.

Использование графических обозначений для указания смысловых связей в словосочетании.
Ошибки при использовании графических обозначений.
Поиск и обнаружение смысловой связи в словосочетаниях.
Трудности в определении смысловых связей в словосочетаниях.
Составление словосочетаний.
Нарушение предложного управления; трудности понимания глагольного управления; нарушения согласования сказуемого с подлежащим.

В качестве основных психологических причин трудностей при изучении раздела были определены: некритичность мышления; поверхностная смысловая ин­терпретация понятия; недостаточ­ность анализа понятий с це­лью выделения признаков; несформированность прие­мов смысловой обработки ма­териала; неосо­знанный выбор оснований и критериев для сравнения понятий и другие.
Приведем пример диагностического задания «Установление причинно-следственных связей».
1. «Найди причину и следствие».
Цель: изучить уровень и особенности вербального мышления учащихся с ЗПР; выяснить степень сформиро­ванности навыка устанавливать причинно-следственные отношения.
Материал к заданию: 10 наборов из 5 слов, в которых имеются пары понятий, находящихся между собой в причинно-следственных отношениях. Например:
Образование льда, север, мороз, погода, снег.
Осень, холод, дерево, листопад, время года.
Время года, весна, деревья, лето, таяние льда.
Кипение воды, образование пара, жара, кастрюля, солнце.
(Понятия, обозначающие причину, выделены жирным шрифтом, а понятия, обозначающие следствие, - курсивом).
Процедура выполнения.
Учитель читает набор из пяти слов и просит учеников найти два понятия, одно из которых обозначает причину, а другое - следствие, то есть то, что происходит после и в силу действия этой причины.
Критерии оценки.
За правильный ответ начисляется 1 балл, за ней вильный - 0 баллов.
2. «Установи смысловые связи».
Цель: изучить и скорректировать уровень сформированности умения устанавливать смысловые связи между главным и зависимым словами словосочетания.
Материал к заданию: карточка со словами и словосочетаниями: повернули вправо, участвовали в походе нелегкую задачу, зимний день...
Образец: любовался (чем?) пейзажем
(главное слово) (зависимое слово)
Процедура выполнения.
Учащимся предлагается поочередно прочитать сло­восочетания и обозначить в них смысловые связи между главным и зависимым словами.
Критерии оценки.
За правильный ответ начисляется 1 балл, за непра­вильный - 0 баллов.
3. «Составь словосочетания, установи смысло­вые связи».
Цель: изучить степень сформированности умения составлять словосочетания по заданной схеме и устанав­ливать смысловые связи между главным и зависимым словами словосочетания.
Материал к заданию: карточка с заданными схема­ми словосочетаний.
Здороваются (когда? с кем?)..., …, дарить (что? кому?)...,....; похвалить (кого? за что?).........
Процедура выполнения.
Учащимся предлагается составить словосочетания по заданной схеме и обозначить смысловые связи между главным и зависимым словами.
Критерии оценки.
За правильный ответ начисляется 1 балл, за непра­вильный - 0 баллов.
При выполнении заданий необходимо использовать наглядный материал. Это помогает сформировать ассоциативное мышление, способность сравнивать, анализировать предложенную информацию.
Приведем пример задания коррекционного обучения «Установление причинно-следственных связей».
1. «Установление причинно-следственных связей».
Цель: изучить и скорректировать уровень сформиро­ванности у учащихся с ЗПР умения устанавливать при­чинно-следственные связи предметов и явлений.
Формирование понимания причинно-следственных отношений необходимо начинать с анализа ситуаций и событий, с которыми каждый человек может столкнуться в своей повседневной жизни.
2. «Назови причину».
Учитель объясняет, что у любого явления есть при­чина (есть ответ на вопрос: «Почему так бывает?»). На­пример: лед появляется, когда очень холодно и замерзает вода. Учитель просит детей назвать причину таких явлений, как наводнение, листопад и т. д.; таких событий, как появление двойки в дневнике, невыученный урок и т. д.
Важно показать школьника разнообразие послед­ствий, вытекающих из одного и того же события реаль­ной жизни, и наоборот - однозначное следствие из раз­ных событий.
3. «Составление рассказа по серии картинок».
Вначале картинки предъявляются ребенку в пра­вильной смысловой последовательности; он должен со­ставить рассказ. При необходимости можно задать наво­дящие вопросы.
Следующим важным этапом является намеренное «нарушение порядка» при раскладывании серии карти­нок. Цель - наглядная демонстрация того, что изменение порядка картинок (событий) полностью меняет (вплоть до полной нелепицы) сюжет.
Наконец, ученик должен самостоятельно из пере­мешанных карточек выстроить событийный ряд и соста­вить рассказ.
4. «Составление рассказа по сюжетной картине».
Работа над пониманием смысла картины также на­чинается с воспроизведения сюжета с опорой на вопросы. Затем ребенок самостоятельно составляет рассказ.
5. «Подбери слово».
Ученику предлагается подобрать слово, которое должно обозначать явление, идущее вслед за названным: первый —..., завтрак —..., июль —..., лето —..., январь —.... седьмой... и т. п.
Итоги проведенной работы позволили констатировать эффективность коррекционного обучения детей с ЗПР при изучении темы «Словосочетание». При этом условием успешного обучения является поэтапность введения основных понятий и формирование умений в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями ее реализации.

Библиографический список

1.   Адаптация программного материала по русскому языку для обучающихся с ЗПР на примере изучения синтаксиса и пунктуации в 5 классе общеобразовательной школы: учебно-методическое пособие / Л.А. Ремезова, Н.И. Буковцева, И.В. Щеголева, Г.Г. Протасова, Н.А. Боглачева; под ред. Л.А. Ремезовой. Самара: ПГСГА, 2014.
2.   Сергеева Н.А. Коррекционная и специальная педагогика: учебно-методический комплекс. Оренбург, 2008.
3.   Тупоногов Б.К. Основы коррекционной педагогики: учебное пособие. М., 2004.
2020