Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Шурыгина Л. Б. Формирование креативного мышления на уроках литературы как метод развития одаренной личности


Оригинал материала размещен в выпуске № 05 (31) https://f.almanah.su/31.pdf


Современные социально-экономические условия развития государства определяют политику развития общего среднего образования. Сегодня школа должна ориентироваться не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Обществом востребована творчески одаренная личность, так как оно нуждается в людях, обладающих навыками нестандартного, гибкого мышления, умеющих адаптироваться в сложных социально-экономических и профессиональных условиях, способных к самоорганизации, самосовершенствованию, самореализации. Поэтому ведущим направлением является создание оптимальных и эффективных условий для всестороннего развития личности каждого ученика, что, в свою очередь, актуализировало педагогическую мысль, связанную с выделением творческой деятельности учащегося в образовательном процессе. Как педагог разделяю точку зрения Л.С. Выготского, что обучение только тогда является хорошим, когда оно является создателем развития [2]. Включение творческой деятельности на уроках литературы позволяет создать такую ситуацию развития для творчески одаренного ребенка, которая способствует наиболее полному раскрытию творческого потенциала.
Творческая деятельность, несмотря на многообразие трактовок, определяется либо в объективном, идеальном смысле – создание нового, оригинального, неизвестного ранее (М.Г. Ярошевский, А.В. Брушлинский, А.Г. Спиркин); либо в субъективном – создание нового для субъекта (И.П. Калошина, Н.Д. Левитов, А.М. Матюшкин и другие).
Под творчеством надо понимать такую деятельность, в результате которой приобретается что-то новое, оригинальное, в той или в другой мере выражающее индивидуальные склонности, способности и индивидуальный опыт ребенка».
Одаренным детям и подросткам уровень интеллекта и сложившаяся мотивация позволят добиться в будущем высоких профессиональных и творческих достижений [1]. На уроках литературы приоритетной задачей является выявление одаренного ребенка, развитие творческих способностей, повышение познавательной мотивации.
При организации творческой деятельности учащихся на уроках литературы выделяется четыре этапа:
·                            организационный;
·                            мотивационный;
·                            творческий;
·                            рефлексивный.
На первом этапе основной задачей является активизация творческого процесса: выбор нетрадиционных форм уроков («Экскурсия», «Урок-брифинг», «Читательская конференция», «Деловая игра», «Научное исследование», «Урока-практикум (Анализ художественного текста)», «Круглый стол», «Литературный Вернисаж», «Творческая мастерская учащихся» и т.д.), использование новейших педагогических технологий, построение уроков с использованием информационных средств обучения, это способствует улучшению качества образования, повышению эффективности учебного процесса на основе его индивидуализации и интенсификации.
На уроках литературы используются разнообразные информационные ресурсы: Интернет, электронная библиотека, что позволяет ученикам при выполнении творческих заданий самостоятельно изучать научную, публицистическую литературу, архивные документы. В кабинетах с мультимедийным оборудованием применяются интерактивные доски, документ-камеры, электронные мультимедийные учебники и пособия, электронные словари, презентации уроков в Power Point. Мультимедийные презентации мы используем как одну из форм представления творческих работ учеников (сопровождение выступлений на круглых столах, научно-практических конференциях).
Таким образом, внедрение информационных технологий в образовательном процессе значительно расширяет границы познания, способствуя гармоничному интеллектуальному, творческому и нравственному развитию личности учеников.
Второй этап – это формирование творческой мотивации у учащихся. Е.П.Ильин определяет мотивацию как динамический процесс формирования мотива [3]. Под мотивом понимается совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность [5].
Мотивы, присущие подростковому и юношескому возрасту, выступают в качестве личностно-образующей системы и связаны с развитием самосознания, осознания положения собственного «Я» [3].
Различают два типа мотивации и соответствующие им типы поведения: внешняя мотивация и соответственно внешне мотивированное поведение и внутренняя мотивация – внутренне мотивированное поведение [6].
Фактор, который инициирует, регулирует поведение и находится вне «Я» личности, относится к внешней мотивации. А факторы, инициирующие и регулирующие поведение, которые находятся внутри «Я» позволяют говорить о внутренней мотивации и соответственно о внутренне мотивированном поведении. [6] Поэтому необходимо при организации творческой деятельности создать такие условия, которые будут способствовать развитию внутренней мотивации к творчеству: использование приемов метафоризации (иносказания, условного изображения отвлеченного понятия, явления при помощи конкретного жизненного образа), ассоциативного ряда, элементов деловой игры («Автор», «Фантазер»), создание ситуации успеха, кредит доверия.
Третий этап – самостоятельное творчество учащихся – способствует развитию литературных способностей. На уроках литературы при выполнении заданий творческого характера ученики имеют возможность попробовать себя не только в роли критика, аналитика, но и в роли творца.
Для учеников пятых-седьмых классов оптимальным является использование технологии миниатюр (сочинение-миниатюра, анализ эпизода прозаического и поэтического текстов, написание сказки, юмористического рассказа, составление терминологических кроссвордов), это позволяет формировать навык анализа текста, а также создавать собственные «произведения».
На уроках литературы в восьмых – девятых классах используются задания, направленные на словесное творчество: создание сочинений разных жанров (интервью, реклама, дневник, письмо, эссе, очерки и т.д.), проведение аналитической работы по тексту, создание творческих проектов, инсценировки эпизодов художественных произведений (малый театр).
Таким образом, организация работы на данном этапе позволяет значительно расширить объем литературоведческой информации, увеличить уровень сложности литературного материала, глубоко освоить художественное пространство текста, апробировать разнообразные пути анализа художественного текста, и, прежде всего, реализовать собственные творческие возможности каждому ребенку.
Четвертый этап – рефлексивный - направлен на осознание пройденного пути. Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, использование «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…); прием анализа субъективного опыта, прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.
В конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы, используя «лестницу успеха»: это я знал уже давно – это я узнал недавно – это я узнаю скоро – это я хочу узнать.
Следовательно, данный этап урока – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать творческий процесс на уроках литературы, ориентируясь на личность каждого ученика.
Таким образом, творческой деятельности при выстраивании образовательного процесса на уроках литературы отводится значительная роль, что способствует формированию и развитию личностных качеств учащихся: ответственность, инициативность, креативность, изобретательность, самостоятельность, способность к самоорганизации, самосовершенствованию, самореализации, способности принимать нестандартные решения, адаптироваться в современных сложных социально-экономических реалиях. Творческая деятельность создает условия для успешного развития личности, потому что от освоения окружающего мира посредством когнитивной деятельности как совокупности познавательного и преобразовательного компонентов зависит, успешная жизнедеятельность человека[4].

Библиографический список

1.        Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Д.Б. Богоявленская – М.: Академия, 2002.- 318с.
2.        Выготский, Л.С. Педагогическая психология. [Текст] / Л.С. Выготский – М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2009. - 672 с
3.        Ильин, Е.П. Мотивы и мотивация. [Текст] / Е.П. Ильин – СПб: Питер, 2011, - 512с.
4.        Орлова, С.Н. Развитие творческого мышления в процессе когнитивной деятельности: Монография. [Текст] / С.Н. Орлова - Красноярск: СибГТУ, 2014. – 196с.
5.        Психология. Словарь. Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. [Текст] – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1998. – 494с.
6.        Чирков, В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека [Текст] / В.И. Чирков // Вопросы психологии. – 1996. - № 3.
2020