Коммуникация (лат. communicatio - от communico - делаю общим, связываю, общаюсь) - это общение, передача информации от человека к человеку - специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка (реже при помощи др. знаковых систем) [Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология, М., 2003] Общество всегда располагало теми или иными средствами распространения информации и постоянно изъявляло острое желание получать все новую и новую информацию. Передача информации осуществляется при помощи информационных, или коммуникативных каналов, для этого необходимы жесты, знаки, языки и т.д. К основным информационным каналам можно отнести: вербальный (речевой), невербальный (неречевой) и документальный. В вербальной коммуникации используется в качестве знаковой системы человеческая речь, как особая и наиболее совершенная форма общения. В речевом общении участвует две стороны – говорящий и слушающий, у которых должны быть одинаковые средства и правила передачи мысли. Говорящий должен четко осознавать цель, которую должна разрешить его речь, ее основные задачи. При этом общим средством и системой правил является национальный язык, выработанный в процессе речевого общения на протяжении многих поколений. 1. Речь выполняет также коммуникативную функцию, которая включает в себя средства выражения и воздействия. В ней есть эмоционально-выразительные компоненты, выраженные в ритме, паузе, в интонации и модуляции голоса. Использование их учителем биологии повышает восприятие и усвоение материала учащимися. Для воспринимающих речь (слушающих), которыми являются учащиеся наиболее важна познавательная и коммуникационная деятельность. Начало этому лежит в дошкольном развитии системы знаний. Последующее усвоение школьного материала требует новых коммуникативных задач. [Лисина М.И. Генезис форм общения у детей, М., 1978, Рогов Е.И. Общая психология. М., 1995] Анализ методических разработок (Widowson, Brumfit, Littlwood, Пассов и др.) позволяет выделить основные черты коммуникационно направленного обучения: - речевая направленность; - ориентация на содержательную сторону общения, и на форму высказывания; - функциональность в отборе и организации материала; - ситуативность в отборе материала; - использование различных вербальных и невербальных средств обучения; 2. - учет потребностей учащихся при планировании и организации урока. [Начальная школа. 2002. №6] Все выше перечисленные черты коммуникативного обучения используются учителем биологии при подготовке к урокам (например, при темах «Уровни организации живой материи», «Неклеточные формы жизни», «Питание клетки», «Охрана растений», «Шляпочные грибы»). В структуре коммуникативной деятельности наиболее важны компоненты потребности и мотивации. Коммуникативная потребность, по мнению многих авторов (Лисина, Запорожец и др.) состоит в стремлении человека познать самого себя с помощью партнера по общению и через его посредство. Выделяют три категории мотивов общения: личностные, деловые, познавательные, из которых познавательная категория широко используется на уроках биологии. [Каган М.С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений. – М., 1988.] Формы, в которых осуществляются коммуникации, зависят от того, что известно о каналах информации получателя. Для этого рассматривается коммуникативная база, сформированная в начальной школе при изучении предмета «Окружающий мир». В ходе обучения выясняется раскрепощенность детей в общении, их настойчивость при решении когнитивных задач, поставленных в порядке инициативного целеполагания. Действие такого механизма было установлено в исследовании Д.Б. Годовиковой [Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. М., 2003] В результате общения ребенок овладевает важнейшими средствами умственной деятельности. Среди них первое место принадлежит усвоению речи в контактах со взрослыми и ровесниками как овладение важнейшей коммуникативной операцией. Последующее применение речи для развертывания познавательной активности способствует поднятию последней на качественно новый уровень: ребенок ищет и открывает не только наглядные свойства объектов, но и научается обобщать их на словесном уровне [Годовикова Д.С. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. М., 1974] В познавательной деятельности школьник изучает не только окружающий его мир, но и самого себя в нем. Особенно его способности ориентироваться с техническими средствами все чаще встречающимися в быту. Для этого учителю биологии требуется использование видео - и DVD-техники с информативными фильмами, как актуальных и способных заинтересовать подрастающее поколение (например, при изучении таких тем, как «Классы животных», «Системы органов человека» (кровеносная, дыхательная, репродуктивная и пр.), «Антропогенез», «Развитие органического мира» и т.д.). В школе у учителя есть огромные возможности значительно ускорить речевое развитие учащихся. Одно из существенных отличий учебной речевой деятельности от речевой деятельности в естественных условиях состоит в том, что цели, мотивы, содержание учебной речи задаются искусственно. Поэтому необходимо правильно задать тему, заинтересовать ею, вызвать желание принять участие в ее обсуждении, активизировать работу школьников (например, при обсуждении темы «Генетика и здоровье» учащихся заинтересовывает генеалогический метод исследования и собственно создание своего генеалогического древа). Общие задачи учителя в развитии биологической речи учащихся: а) обеспечение хорошей речевой среды (восприятие речи учителя биологии, чтение биологической литературы, просмотр видео и DVD фильмов); б) создание на уроке ситуации общения, развитие интересов учащихся, потребности и возможности самостоятельной речи (например, через уроки по теме «Фотосинтез», «Экологические ресурсы», «Антропогенное воздействие на биосферу» и др.); в) обеспечение правильного усвоения учениками достаточного лексического запаса (например, в темах «Генетика и селекция» это использование таких терминов, как гомозиготный и гетерозиготный, аллели, норма реакции, гетерозис и пр.); г) ведение постоянной работы по развитию специальной речи (использование биологической терминологии, как устной, так и письменной); д) создание в классе атмосферы применения правильной биологической речи (через речь учителя, тексты учебника, просмотр специализированных фильмов биологической направленности, проговаривание терминов). С целью повышения коммуникативной культуры ученика, развития межличностных отношений в школьной среде, очевидным явлением в учебно-образовательном процессе является создание условий: - умения переносить известные ученику знания и навыки, приемы общения в условия новой ситуации; - умения находить решения коммуникативной ситуации из уже известных ученику идей, знаний, навыков, приемов; - умения создавать новые способы и конструировать новые приемы для решения конкретной коммуникативной ситуации.
Литература
3. Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. – М., РИП-холдинг, 2003. 174 с. 4. Биржа и ценные бумаги. Словарь / Лозовский Л.Ш., Благодатин А.А., Райзберг Б.А.-М., 2001. 328 с. 5. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – М., Педагогическое общество России, 2003. 512 с. 6. Годовикова Д.С. Соотношение активности детей в общении со взрослыми в исследовании новых предметов/ В кн.: Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. – М., 1974. 210 с. 7. Землянухина Т.М. Познавательная и коммуникативная активность ребенка при подготовке его к обучению в школе// Начальная школа. №6 – 2002. С. 50-55. 8. Каган М.С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений. – М., Политиздат, 1988. 319 с. 9. Лисина М.И. Генезис форм общения у детей / В кн.: Принцип развития в психологии (под ред. Л.И. Анциферовой). – М., Наука, 1978. с. 268—294 10. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И. Рогов. – М., Владос, 1995. 448 с.