Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Синельникова М. Н. Урок истории в современной школе

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (38) https://f.almanah.su/38.pdf


Предмет «история» - является сложным предметом не только для изучения, но и для преподавания. Педагоги, которые работают в современных школах должны помнить о том, что уроки истории — это небанальный пересказ событий из прошлого, а тщательный анализ происходящих событий с разных точек восприятия. Студенты, поступающие на исторический факультет, должны понимать, какая ответственность может лечь на их плечи. Учитель истории – идеально социализированная и сформированная на патриотизме личность.
Использование мультимедийных технологий – является приоритетным показателем успешного усвоения учебного материала. Просмотр исторического кинофильма позволить заинтересовать учащихся, глубже проникнуться в происходящее, поможет запомнить моменты и образы. Во время просмотра можно останавливать воспроизведение и проводить беседы, дискуссии, работать над критическим мышлением. Попросить учащихся сравнить с описанным в учебнике фрагментов. При выполнении самостоятельных работ, при написании сочинений, учащиеся мысленно будут возвращаться к просмотренному.
Сейчас, в развитый информационный век, достаточно много различного материала, который можно использовать в школе, как цифровой образовательный ресурс. Но подбор данного материала необходимо осуществлять с учётом возрастных особенностей учащихся, согласно темы урока. Педагог должен просмотреть материал самостоятельно, перед тем, как использовать его на уроке. Повышенное внимание необходимо уделять урокам «Истории России», на которых изучается история становления нашего государства, а также история религии и традиций. Благодаря той эпохи мы имеем замечательные литературные произведения, произведения искусства. Урок истории – является отличной площадкой для развития критического мышления школьников. Критическое мышление – приобретенное мышление в процессе прохождения трех этапов:
1 этап – вызов. Когда перед учащимися стоит задача, раскрыть тему урока. На этом этапе не может быть правильных или неправильных ответов, только личные предположения учащихся, их мнения.
2 этап – осмысление. Понимание, о чем будет говориться на уроке. Какие события будут описаны. Можно использовать различные методические приёмы. Данный этап учит учащихся мыслить самостоятельно.
3 этап – рефлексия. Завершающий этап урока, на котором можно проводить дискуссии, проводит различные параллели, интерпретации. Учащиеся делают выводы, высказывают свою позицию.
Критическое мышление – это не создание нового, а переосмысливание старого, уже произошедшего, из которого можно сделать выводы. Критическое мышление помогает учащимся во время выполнения ЕГЭ, оно способствует чёткому осмыслению пройденного материала.
Мы сами пишем свою историю. У каждого из нас есть своё семейное древо. На уроках истории можно использовать рассказы учащихся о своих родных и близких, которые были участниками войн. Ребята должны помнить и гордиться своими дедушками и бабушками. С гордостью шагать на параде 9 мая, с фотографией своего дедушки и знать, что он ценой собственной жизни стоял на защите нашей страны.
Современная молодежь и её яркие представители, которые живут сейчас, не осознают и не понимают какую огромную роль играет история в их жизни и развитии. Первые моменты воспитания ребенок получает в семье, фундамент патриотизма и толерантности, уважение к старшим должно закладывается в ребенке с молоком матери. Родители первые рассказывают своему ребенку различные истории, в большей степени эти истории являются поучительными и несут в себе определенный смысл, учат добру и злу, что хорошо, а что плохо.
Слово "история" пришло к нам из греческого языка и обозначало "события прошлого". Изучением исторического прошлого люди занимались издревле. События, которые происходили в прошлом помогают избежать ошибок в будущем, ориентироваться в окружающем мире. История - это наука, которая изучает жизнь людей от первобытного строя до наших дней. Повествует нам о событиях, которые происходили в жизни, о политических деятелей и их правлениях, о войнах, которые происходили и уносили жизни большого количества людей.
Мы можем предположить, что объектом для изучения истории можно считать факты, происходившие ранее. К сожалению, в современном мире наметилась тенденция переоценивания или искажения исторических фактов. Таким образом, мы приближаемся к глобализации – построению единого мира, который будет отрицать историю каждого народа. Следует обратить внимание, как современная молодежь относится к памятникам, как они оскверняют монументы, грабят и издеваются над участниками войн, которых, итак, мало. По какой причине это происходит до сих пор непонятно. Это другое поколение людей, которое выросло на телефонах и с другой картиной мира. Современная молодежь не будет плакать, когда звучит гимн России и не будет со слезами на глазах гордиться успехами своей страны. Всё чаще мы можем встретить людей, которые критикуют историю, обвиняют правителей, но это история нашей страны, мы не сможем её переписать или закрыть глаза на периоды этой жизни. Да, кто - то сейчас может подметить, что раньше жили лучше, но сейчас и время другое. Мир не стоит на месте. История не повторяется. Мы должны быть благодарны, что сохранилась наша страна, со своими устоями и традициями. Каждый должен помнить историю своей страны, не дать исковеркать её другими суждениями. История России – это не только факты, даты и политика. История России - это жизнь, культура и искусство большой страны.
2020