Библиографическое описание:
Ганова Н.С. Духовно-нравственное воспитание посредством чтения художественной литературы // Образовательный альманах. 2024. № 3 (78). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/78-1.pdf.
План по самообразованию с детьми 2-3 лет.
Цель: развитие духовно – нравственных качеств посредством детской художественной литературы с учетом возрастных особенностей.
Задачи:
Воспитывать такие качества, как: доброта, забота, сочувствие, уважение, трудолюбие через художественное слово.
Учить слушать воспитателя, отвечать на вопросы по содержанию, следить за развитием действий, сопереживать героям.
Воспитывать чувство отзывчивости на содержание прочитанного.
Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.
Воспитывать культуру речевого общения.
Прививать интерес к положительным героям произведений.
Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворений.
Поощрять желание слушать произведение, рассматривать иллюстрации к нему, расспрашивать взрослого о прочитанном, проявлять желание «прочитать» произведение еще раз.
Развивать познавательные процессы: речь, память, мышление.
Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать стихи, сказки.
Актуальность:
Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы (взрослые) заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее. Все начинается с воспитания в детстве. Дошкольное детство - очень важный этап в становлении личности ребенка. Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил свод нравственных понятий и человеческих ценностей.
В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера. Персонажи сказок, герои мультфильмов не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью.
Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных произведений помогают им разобраться в том, что есть добро и зло, честь и справедливость, правда и ложь. В процессе чтения литературные произведения способны помочь детям познать разные эмоциональные состояния человека, мотивы его поступков. С их помощью развивается чувственно-эмоциональная сфера ребенка, его способности сопереживать героям литературных произведений, радоваться и грустить вместе с ними.
В работе с малышами особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, стихи, сказки.
Решая задачу нравственности у детей 2-3 лет, детская художественная литература играет большую роль. С помощью детской литературы и правильному выбору художественной литературы для развития духовно – нравственного воспитания, у воспитанников формируются нравственные качества:
· Доброта
· Сопереживание
· Милосердие
· Сочувствие
· Любовь
Хочешь воспитывать – начни с себя…
Духовно-нравственный человек – это тот, кто руководствуется в своих поступках и жизни высокими моральными принципами, основанными на добре, справедливости, сострадании, уважении к другим людям и заботе об окружающем мире. Такой человек стремится к самосовершенствованию и развитию, обладает чувством ответственности и умеет сопереживать.
Духовно-нравственный человек всегда говорит правду и не лжет, даже если это может принести ему вред. Он искренен в своих словах и поступках, не притворяется и не лицемерит.
Сострадание и милосердие. Такой человек всегда готов помочь тем, кто нуждается в помощи, и не проходит мимо чужой беды. Он способен поставить себя на место другого человека и понять его чувства.
Уважение к другим. Духовно-нравственный человек уважает мнение других людей и их право на свободу выбора. Он не навязывает свою точку зрения и не осуждает других за их поступки.
Важную роль в воспитании духовно-нравственной культуры ребенка играет хорошая книга.
Список используемой литературы, для детей 2-3 лет, для воспитания духовно-нравственных качеств:
- Агния Львовна Барто
Цикл произведений для ребят «Игрушки»: «Лошадка»; «Зайка»; «Мишка»; «Бычок»; «Мячик»; «Слон»; «Козленок».
Стихи А. Барто для малышей наполнены глубоким смыслом, ненавязчиво учат быть стойкими, отвечать за свои действия, беречь тех, кого любишь. И это обучение проходит на понятных для всех примерах.
- Елена Александровна Благинина
В своих стихотворениях она учит малышей любить, уважать, ценить, беречь и трепетно относиться к самому главному для них человеку – маме Это такие произведения, как: «Посидим в тишине» «Вот какая мама».
- Валентин Дмитриевич Берестов
В произведениях детской словесности своеобразно отражается окружающая действительность и детское миропонимание. Кроме того, усвоение ребенком нравственных и этических категорий происходит на примерах из детских рассказов, стихотворений («Праздник мам»).
- Лев Николаевич Толстой («Спала кошка на крыше»)
По мнению Толстого, духовно- нравственное воспитание являются основой образования.
Его произведения развивают нравственные качества, вызывают любовь, заботу, сочувствие.
- Русские народные сказки:
"Заюшкина избушка», «Репка» (обраб. К.Д. Ушинского), «Теремок» (обраб. М.А. Булатова). Сказка учит дружбе, взаимовыручке, умению жить вместе.
- Елена Васильевна Габова - известная детская писательница, народный писатель Республики Коми («Маленькие сказки»: «Коза»; «Поросенок»; «Кошка»; «Сова»).
Рисунок 2
Рисунок 1
Чтение и инсценировка стихотворения Агнии Барто «Мишка» (рис.1, 2)Читая мы воспитываем и прививаем любовь к литературе, развиваем нравственные качества: доброту, заботу, милосердие,
мы учим бережно относится к игрушкам и окружающему миру.
Чтение стихотворения А. Барто «Мячик».
Маленькие ребята внимательно слушают воспитателя, переживают за Таню, героя стихотворения. Как же можно утешить малышей? К нам в гости кукла Таня пришла, и вот мы уже её жалеем, мы проводим эксперемент и показываем детям, что мяч в воде не тонет, не стоит плакать. (Рисунок 3)
Книга – это не только ключ к знаниям,
книга – это помощник в воспитании.
Чтение художественной литературы поможет воспитать духовно-нравственные качества даже у самых маленьких детей, главное - правильно подобрать литературу.
Ганова Н.С. Духовно-нравственное воспитание посредством чтения художественной литературы // Образовательный альманах. 2024. № 3 (78). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/78-1.pdf.
План по самообразованию с детьми 2-3 лет.
Цель: развитие духовно – нравственных качеств посредством детской художественной литературы с учетом возрастных особенностей.
Задачи:
Воспитывать такие качества, как: доброта, забота, сочувствие, уважение, трудолюбие через художественное слово.
Учить слушать воспитателя, отвечать на вопросы по содержанию, следить за развитием действий, сопереживать героям.
Воспитывать чувство отзывчивости на содержание прочитанного.
Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.
Воспитывать культуру речевого общения.
Прививать интерес к положительным героям произведений.
Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворений.
Поощрять желание слушать произведение, рассматривать иллюстрации к нему, расспрашивать взрослого о прочитанном, проявлять желание «прочитать» произведение еще раз.
Развивать познавательные процессы: речь, память, мышление.
Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать стихи, сказки.
Актуальность:
Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы (взрослые) заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее. Все начинается с воспитания в детстве. Дошкольное детство - очень важный этап в становлении личности ребенка. Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил свод нравственных понятий и человеческих ценностей.
В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера. Персонажи сказок, герои мультфильмов не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью.
Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных произведений помогают им разобраться в том, что есть добро и зло, честь и справедливость, правда и ложь. В процессе чтения литературные произведения способны помочь детям познать разные эмоциональные состояния человека, мотивы его поступков. С их помощью развивается чувственно-эмоциональная сфера ребенка, его способности сопереживать героям литературных произведений, радоваться и грустить вместе с ними.
В работе с малышами особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, стихи, сказки.
Решая задачу нравственности у детей 2-3 лет, детская художественная литература играет большую роль. С помощью детской литературы и правильному выбору художественной литературы для развития духовно – нравственного воспитания, у воспитанников формируются нравственные качества:
· Доброта
· Сопереживание
· Милосердие
· Сочувствие
· Любовь
Хочешь воспитывать – начни с себя…
Духовно-нравственный человек – это тот, кто руководствуется в своих поступках и жизни высокими моральными принципами, основанными на добре, справедливости, сострадании, уважении к другим людям и заботе об окружающем мире. Такой человек стремится к самосовершенствованию и развитию, обладает чувством ответственности и умеет сопереживать.
Духовно-нравственный человек всегда говорит правду и не лжет, даже если это может принести ему вред. Он искренен в своих словах и поступках, не притворяется и не лицемерит.
Сострадание и милосердие. Такой человек всегда готов помочь тем, кто нуждается в помощи, и не проходит мимо чужой беды. Он способен поставить себя на место другого человека и понять его чувства.
Уважение к другим. Духовно-нравственный человек уважает мнение других людей и их право на свободу выбора. Он не навязывает свою точку зрения и не осуждает других за их поступки.
Важную роль в воспитании духовно-нравственной культуры ребенка играет хорошая книга.
Список используемой литературы, для детей 2-3 лет, для воспитания духовно-нравственных качеств:
- Агния Львовна Барто
Цикл произведений для ребят «Игрушки»: «Лошадка»; «Зайка»; «Мишка»; «Бычок»; «Мячик»; «Слон»; «Козленок».
Стихи А. Барто для малышей наполнены глубоким смыслом, ненавязчиво учат быть стойкими, отвечать за свои действия, беречь тех, кого любишь. И это обучение проходит на понятных для всех примерах.
- Елена Александровна Благинина
В своих стихотворениях она учит малышей любить, уважать, ценить, беречь и трепетно относиться к самому главному для них человеку – маме Это такие произведения, как: «Посидим в тишине» «Вот какая мама».
- Валентин Дмитриевич Берестов
В произведениях детской словесности своеобразно отражается окружающая действительность и детское миропонимание. Кроме того, усвоение ребенком нравственных и этических категорий происходит на примерах из детских рассказов, стихотворений («Праздник мам»).
- Лев Николаевич Толстой («Спала кошка на крыше»)
По мнению Толстого, духовно- нравственное воспитание являются основой образования.
Его произведения развивают нравственные качества, вызывают любовь, заботу, сочувствие.
- Русские народные сказки:
"Заюшкина избушка», «Репка» (обраб. К.Д. Ушинского), «Теремок» (обраб. М.А. Булатова). Сказка учит дружбе, взаимовыручке, умению жить вместе.
- Елена Васильевна Габова - известная детская писательница, народный писатель Республики Коми («Маленькие сказки»: «Коза»; «Поросенок»; «Кошка»; «Сова»).
Рисунок 2
Рисунок 1
Чтение и инсценировка стихотворения Агнии Барто «Мишка» (рис.1, 2)Читая мы воспитываем и прививаем любовь к литературе, развиваем нравственные качества: доброту, заботу, милосердие,
мы учим бережно относится к игрушкам и окружающему миру.
Чтение стихотворения А. Барто «Мячик».
Маленькие ребята внимательно слушают воспитателя, переживают за Таню, героя стихотворения. Как же можно утешить малышей? К нам в гости кукла Таня пришла, и вот мы уже её жалеем, мы проводим эксперемент и показываем детям, что мяч в воде не тонет, не стоит плакать. (Рисунок 3)
Книга – это не только ключ к знаниям,
книга – это помощник в воспитании.
Чтение художественной литературы поможет воспитать духовно-нравственные качества даже у самых маленьких детей, главное - правильно подобрать литературу.