Актуальные вопросы начального общего образования

Топчиева Д. С. Исполнительство на уроках музыки как средство развития музыкально-эстетической культуры младших школьников

Оригинaл материала размещен в выпуске № 6 (56) https://f.almanah.su/56.pdf


В Федеральном государственном стандарте начального общего образования большое внимание уделяется формированию ценностного отношения к эстетическим идеалам. Эстетическое развитие - одно из направлений духовно-нравственного воспитания учащихся. Музыкальное искусство и музыкально-эстетическая культура обогащают духовный мир человека, формируя понятия красоты, гармонии, смысла жизни и ее нравственных ориентиров.
В начальной школе закладываются основы духовной культуры, музыкальной образованности, формируются музыкально-эстетические идеалы, вкусы и потребности младших школьников. Большое значение приобретают занятия предметами эстетического цикла, среди которых урок музыки занимает особое положение.
Решение задач формирования гармоничной личности возможно лишь при комплексном системном подходе к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Музыкальное воспитание - одна из центральных составляющих эстетического воспитания, оно играет особую роль в целостном гармоничном развитии личности младшего школьника.
Музыкальные теоретики и практики такие как: Д.Б. Кабалевский и его последователи Ю.Б. Алиев, Л.А. Безбородова, Б.В. Асафьев, Л.В. Школяр, Л.В. Горюнова, Э.Б. Абдулин, И.В. Кадобнова, М.С. Красильникова, Е.Ю. Гундарев, А.Д. Артоболевская, Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева и Т.В. Челышева определяют сверхважность урока музыки, как средства формирования музыкально-эстетической культуры младшего школьника.
Отмечается, что проблема связана с отсутствием общих подходов к организации процесса приобщения младших школьников к музыкально-эстетической культуре в условиях музыкально-образовательной среды в начальной школе.
Актуальность  заключается в ее направленности на практические потребности музыкального образования и воспитания, связана с насущной необходимостью организации музыкально-эстетической среды в начальной школе.
Музыкальное развитие младших школьников является важнейшим условием психологического и личностного становления детей младшего школьного возраста. Музыка воспитывает духовную и общую культуру обучающегося, активизирует познавательную и умствен­ную деятельность, является важнейшим условием психологического и личностного становления обучающихся.
В современной школьной практике появляется тенденция создания широкого музыкально-эстетического пространства, охватывающего школу, семью, микрорайон, где одновременно существуют самые различные формы бытования музыки, развиваются старые и складываются новые традиции музыкального общения.
Музыкально-эстетическая культура духовно материальна по своей природе. Основное ее содержание составляют музыкальные образы и другие явления общественного музыкального сознания (интересы, идеалы, нормы, взгляды, вкусы и т. д.).
Подчеркивается, что становление ребенка, школьника как творца, как художника, невозможно без развития фундаментальных способностей - искусства слышать, видеть, чувствовать, думать. Многолетнее исследование убеждает в том, что музыкальная культура является неотъемлемой частью духовной и общей культуры младшего школьника.
Специфика уроков музыки более точно отвечает потребностям личности ребенка младшего школьного возраста. В отличие от детей других возрастных категорий, для младших школьников актуальна игровая деятельность, поэтому урок музыки и знакомство с искусством настолько значимо в начальной школе. Уроки музыки влияют на младшего школьника психотерапевтическим образом, служат своеобразной разрядкой и психологическим отдыхом, снимают общую скованность, вызванную другими занятиями, тем самым, сохраняя ему здоровье.
Цель урока музыки заключается в том, чтобы заложить основы музыкально-эстетической культуры школьника как части его духовно-нравственной культуры, что предполагает единство личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них эмоционально - ценностного отношения к искусству и жизни.
Урок музыки - это урок искусства, а значит, что музыка определяет все происходящее на уроках: характер общения учителя с учащимися, методы, приемы донесения музыкального материала, логику организации занятия и эстетику исполнительства, а   на уроках должна звучать музыка, способствующая развитию у обучающихся музыкально-эстетических потребностей и высокого вкуса. На уроке музыки, как нигде, тесно сотрудничают чувства и мысли, достигается единство творческих устремлений учителя и обучающихся. Свобода в суждениях и ответах, творческая активность и инициатива учащихся, удовлетворенность от совместных занятий возникают именно благодаря музыке.
Немаловажное значение имеет на уроке учитель музыки, ведь, как и любой другой учитель, он должен обладать педагогическим мастерством. В музыкальной педагогике - это мастерство общения в посредничестве между музыкой и обучающимся.
Обеспечить достижение цели и задач музыкального воспитания, ориентированных на формирование музыкально-эстетической культуры младшего школьника, возможно через непосредственное вовлечение его самого в этот процесс, то есть в музыкальную деятельность.
Сутью музыкально-исполнительской деятельности является творческая художественная интерпретация музы­кального произведения, проявляющаяся в озвучивании, произ­несении, интонировании музыкального текста для слушателей с помощью специфических исполнительских музыкально-выразительных средств.
Во всех видах исполнительской деятельности содержание и организация исполнительского процесса исходят из специфики определенной исполнительской деятельности.
Следует отметить, что особое место в приобщении младших школьников к музыке занимает пение. Обучение пению способствует общему духовному и физическому развитию обучающихся: формируется правильное дыхание, укрепляются легкие и голосовой аппарат, развивается эмоциональная сфера и творческие способности, развивается кругозор, объем представлений младших школьников об окружающей жизни.
Пение в начальных классах, прежде всего, является коллективным видом деятельности. В процессе хорового пения формируется чувство человеческой общности, духовного единения, сопереживания. В каждом из обучающихся заложено стремление к активным формам освоения музыкального искусства.
Для формирования вокально-хоровой культуры учащихся огромную роль играет правильный подбор репертуара хорового коллектива, включающий в себя народную, классическую и современную музыку, способный благодаря своей идейной, художественной направленности, разнообразию стилей, жанров и форм воспитывать эстетический вкус учащихся, их нравственные убеждения, творческое, эмоционально-положительное отношение к жизни и ощущение возможности ее преобразования.
Процесс обучения музыке опирается на два принципиальных положения: целостный подход к музыкальной деятельности и тематизм построения содержания. Реализация целостного подхода предполагает включение в учебно-воспитательный процесс разнообразных видов деятельности: исполнение (хоровое пение, игра на ритмических музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение), слушание и импровизирование музыки. Согласно концепции Д.Б. Кабалевского, основанием, способствующим достижению целостности урока, является его тема: «Какие-либо членения урока, связанные с рабочим планом его проведения, могут существовать лишь в сознании учителя, но ни в коем случае не в сознании учащихся. Для них урок музыки всегда должен быть целостным, объединяющим все входящие в него элементы в единое понятие: музыка, музыкальное искусство».
Научить музыке - значит, прежде всего, привить любовь к музыкальному искусству. Ведь музыка не просто увлекает детей младшего школьного возраста, но и развивает духовно, нравственно, расширяет горизонты воображения и мышления, помогает более полно воспринимать окружающий мир во всем его многообразии.
Таким образом, музыкально-эстетическая культура играет значительную роль в формировании сознания личности младшего школьника, влияет на развитие его духовной культуры. Музыкально-эстетическое развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие эмоциональной сферы младшего школьника, всей структуры мышления и его интеллектуальных способностей.
Процесс формирования музыкально-эстетической культуры учит детей младшего школьного возраста видеть и слышать прекрасное через приобщение к музыкальному искусству с помощью разносторонней музыкальной деятельности на уроках музыки.
Урок музыки является частью целостного образовательного процесса, его содержание ориентируется на стандарты школьного музыкального образования и реализуется на основе программ, которые определяют путь и способы освоения содержания, а также урок музыки является средством воспитания музыкально-эстетической культуры младших школьников, их личностного и общекультурного становления.
Исполнительская деятельность является непремен­ной частью всех музыкальных занятий, а ведущим видом исполнительства является пение. Музыкально-эстетическая культура младших школьников формируется в процессе активной музыкальной деятельности, поэтому, чем разнообразнее и активнее деятельность на уроке, тем успешнее может осуществляться развитие их музыкальных и творческих способностей, формирование интересов, вкусов и потребностей детей младшего школьного возраста.
Библиографический список:
1. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2119 «Музыка и пение». / О.А. Апраксина. – Москва: Просвещение, 2003. - 224с.
2. Безбородова Л. А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях [Текст]: учеб. пособие для студ. муз. фак. педвузов. / Л. А. Безбородова, Ю.Б. Алиев. - Москва: Академия, 2008. – 416 с.
3. Давыдов В.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности [Текст]. Вопросы психологии. / В. В. Давыдов, В. И Слободчиков, Г. А. Цукерман. – 3 – е изд. – Москва: Просвещение, 2007. – 279 с.
4. Дмитриева Л. Г. Методика музыкального воспитания в школе: учеб. для учащихся пед. уч-щ. [Текст] / Л.Г. Дмитриева, Н. М. Черноиваненко. - Москва: Просвещение, 2006. – 207.
5. Исполнительская музыкальная деятельность [Электронный ресурс]: - URL: https://studfiles.net/preview/1763820/page :3 (дата обращения: 19.01.18).
Каледина М. С. Адаптация младших школьников к среде общеобразовательной школы средствами музыки. // Педагогическое образование и наука. - 2011. - №5 - С: 33-36.
6. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]: введ. 06. 10.2009г., № 373 / Мин – во образования и науки РФ. – Москва: Просвещение, 2011. – 31 с.
2022