НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Рощупкина Т.А. Воспитание чувство милосердия у детей старшего дошкольного возраста


Оригинал материала размещен в выпуске № 06 (20) https://f.almanah.su/20.pdf

Дети рано начинают чувствовать доброту, справедливость взрослых, сверстников и чутко реагируют на малейшие проявления недоброжелательности. Очень важно, чтобы гуманные чувства они распространяли не только на себя, а умели сострадать людям, быть милосердными.
Что такое милосердие? Это готовность помочь кому- нибудь или простить кого- нибудь из сострадания, человеколюбия (так толкует словарь Ожегова).
Задача педагога воспитать у детей эту готовность, желание заботиться о других. Беседовать с ними о добрых поступках людей, читать им художественные произведения, вмести с ними разучивать пословицы и поговорки, проводить дидактические игры, стремиться обогатить их речь такими словами, как «добрый», «чуткий», «отзывчивый».
В воспитании милосердия большая роль отводится художественной литературе. Часто герои рассказов, сказок переживают от того, что причинили другим вред, и мучаются, пока не искупят вину. Например, когда читаешь детям немецкую сказку «Кукушка»- о том, как мать превратилось в кукушку, и улетела от своих черствых, недобрых детей. Ребята понимают вину сыновей и осуждают их. И поэтому вопрос воспитателя: «Вам не жалко сыновей?»- удивляет детей. Но педагогу нужно добиться, чтобы ребята, осознавая их вину, все же испытывали к ним чувство жалости и сострадания. И в конце беседы подвести детей к выводу: «Действительно, дети сами виноваты в том, что произошло, но ведь и их жаль: они остались без матери».
Нужно стараться воспитывать в детях заботу о тех, кто нуждается в помощи, защите. Отношение к близким пытаться раскрыть с помощью таких произведений, как «Трудный вечер» Н. Артюховой, «Посидим в тишине» Е. Благининой, «Вовка – добрая душа» А. Барто, «Самое страшное» Е. Пермяка.
Очень интересной становится беседа о книге В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Дети рассматривая картинку, на которой изображена такая ситуация: мальчик отобрал у маленькой девочки мишку. Девочка стоит и плачет. На вопрос педагога: « Как бы ты поступил, если был там?»- отвечают разнообразными ответами. « Я бы отобрал мишку, отдал его девочке, а злого мальчика побил», « Я бы попросил мальчика извиниться».
Цель воспитательных бесед – показать детям, что ласковое, доброе слово действует быстрее и эффективнее, чем физическая сила.
Помогает в работе и сказка В. Катаева «Цветик- семицветик». Она учит детей состраданию, заботе о людях. Ведь девочка из сказки самое большое удовлетворение получила только тогда, когда исцелила больного мальчика. Значит, делая добро другому, и сам становишься счастливее.
В рассказах В. Осеевой «Волшебное слово», «Бабка», «Просто старушка». «Плохой товарищ», разговаривая с ребятами на темы морали, писательница следует традициям Л.Н. Толстого и К.Д. Ушинского. Для её рассказов характерен реализм бытовых сцен. Сюжет развивается динамично, без отклонений от основной мысли, без диннот.
Очень поучительны рассказы Н. Носова «Живая шляпа», «На горке», «Карасик», «Огурцы». Писатель рассказывает о необходимости взаимопомоши, о доверии и уважении ребят друг к другу, об их стремлении к новому, неизведанному. Воспитательный элемент его повестей оказывается в ограниченном сочетании с юмористическим видением событий. Это единство делает многие проблемы доходчивее и привлекательные для ребят.
Формировать гуманные представления невозможно только с помощью замечаний, наставлений и порицаний. Важно воспитать у детей способность видеть, понимать и разделять огорчения и радости другого.
В чем должна появляться эта способность?
- В умении относиться к другому как самому себе, понимать, что ему может быть больно и неприятно, когда его обижают.
- В готовности прощать нечаянно причиненную боль, извиняться, если виноват.
- В умении считаться с желаниями и интересами друзей.
-В чуткости к настроению другого.
В беседах с детьми использовать пословицы и поговорки.
Например:
Будь милостив к младшим и слушайся старших.
Настоящий воин тот, у кого есть милосердие.
Не плачь битый, плачь небитый.

Кто всех добрей-

Тот всем хорош.

У тех друзей и не сочтешь.

Если трава сошла,
Луга бросать не надо.
Плохи у друга дела-
Друга бросать не надо.
Эти пословицы дают повод для разговора о настоящей дружбе.
Но работа с детьми не может быть успешной без помощи родителей. Нужно провести анкетирование, подготовить папку- передвижку с десятью правилами воспитания ( из книги Кэрпару Эмил, Кэрпару Герты «Мать и дитя», перевод с румынского). Они содержат педагогические наставления Песталоцци, Фребеля, Черни, учитывают и современный практический опыт.
1. Люби своего ребенка!
2. Охраняй своего ребенка!
3. Будь добрым примером для своего ребенка!
4. Играй со своим ребенком!
5. Трудись со своим ребенком!
6. Позволь ребенку приобретать жизненный опыт,пусть даже не безболезненно, но самостоятельно!
7. Покажи ребенку возможности и пределы человеческой свободы
8. Приучай ребенка быть послушным!
9. Жди от ребенка только таких мнений и оценок, на какие он способен в соответствии со ступенью созревания и собственным опыт! созревания.
10. Предоставляй ребенку возможность таких переживаний, которые будут иметь ценность воспоминаний!
Мы все стремимся е тому, чтобы наши дети выросли честными, добрыми, счастливыми. И как бы хотелось. Чтобы воспитанное в детстве чутье к добру и злу навсегда осталось в человеке.

Список используемой литературы

1.. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики.: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр Академия,2000.-128 с.
2. Шутова Г. А. Воспитание милосердия// Домашнее воспитание. - 2000. - №1.
2019