Четверкин А.Е. Гуманизация образования: актуальные проблемы образования учащихся с ОВЗ и опыт их решения
Оригинал материала размещен в выпуске № 02 (28) https://f.almanah.su/28.pdf
В настоящее время образование детей с ограниченными возможностями здоровья — одна из актуальных и дискуссионных проблем современного образования. Препятствиями к получению детьми качественного образования являются многочисленные ограничения, так или иначе связанные с социальным неравенством инвалидов. Существующая система специальных учебно-воспитательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья претерпевает ныне серьезные изменения и во многом стоит на пороге своего сокращения. Вероятнее всего, возьмет верх набирающая силу тенденция устранения различий между общеобразовательной и специальной школой. Инклюзивное или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых школах). В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые для детей, имеющих особые образовательные потребности. В этой связи повышается роль инклюзивного образования, позволяющего существенно сократить процессы маргинализации детей с ОВЗ и способствующего расширению доступности образования для них. Тем самым таким детям будут создаваться более благоприятные условия для их социальной адаптации. Изменение представлений современного общества о правах и возможностях ребенка с ограниченными возможностями здоровья и ребенка-инвалида на получение образования и возможности его дальнейшей социализации, согласно его возможностям и потребностям, обусловило важнейшие инициативы и новые ориентиры в образовательной политике Российской Федерации. Это связано, в первую очередь, с тем, что число детей с ОВЗ и детей-инвалидов неуклонно растет. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка. Для преодоления этих трудностей общеобразовательная школа уже сейчас должна: • обеспечить нормативно-правовую базу процесса инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в системе общего образования; • обеспечить образовательный процесс профессионально подготовленными педагогами общего образования и специалистами сопровождения, способными реализовать инклюзивный подход; • создать «безбарьерную» образовательную и социальную среду инклюзивного образования, ориентированного на принципы принятия и взаимопомощи; • создать комплексную модель деятельности специалистов различного профиля, обеспечивающих процесс сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования; • разработать научно-программно-методическое обеспечение инклюзивного образования (учебные планы, учебные программы (их варианты), при необходимости — специальные учебники и рабочие тетради, учебные пособия для самого ученика); • активно использовать возможности дистанционного образования как эффективного инструмента реализации компетентностного подхода в образовании; • обеспечить межведомственное взаимодействие и социальное партнерство между организациями, учреждениями, ведомствами, обеспечивающими психолого-педагогическую и социальную поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья; • обеспечить организацию взаимодействия учреждения с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время актуальной проблемой инклюзивного образования, стоящей перед организацией комплексной помощи детям, является создание «безбарьерной» образовательной среды. Одним из общих правил такой образовательной среды является критерий ее доступности для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Также имеют место серьезные проблемы в использовании новых информационных технологий в образовательном процессе, которые обусловлены отсутствием информационно-технологической инфраструктуры (в рамках учебного заведения), программно-аппаратного обеспечения, оптимизированного на основе использования технологий, предназначенных для детей с ограниченными возможностями здоровья, отвечающего целям и задачам обучения, индивидуальным потребностям обучаемых. Очень значимыми, по моему мнению, являются ограничения культурного и социального плана, которые обусловлены отношением социума к детям с ОВЗ и инвалидам. В нашей стране сложилась практика обучения таких детей в специализированных учреждениях, школах-интернатах, что отрицательно сказывается на возможности осуществления инклюзивного образования. Школа прежде всего должна быть доступной. Не только архитектурно доступной, но и психологически открытой для любого ребенка. Особенность инклюзивной педагогики, не в том, чтобы сделать учеников с особыми образовательными потребностями «особенными», а в общности основ человеческого развития, опирающейся, прежде всего, на поддержку, принятие и взаимопомощь. Наличие у детей с ограниченными возможностями здоровья проблем контактирования с окружающей средой, гиподинамии, нарушения психоэмоциональной сферы и, часто, зависимости от взрослых требует условий для систематического упражнения детей в проявлении себя при выполнении различных видов деятельности. В этом особая роль принадлежит вспомогательным технологиям. В условиях быстрых изменений в науке и общественной жизни, стремительного развития информационных технологий в качестве эффективного инструмента реализации компетентностного подхода в образовании детей с ОВЗ целесообразно рассматривать дистанционное обучение. В условиях дистанционного обучения учащийся, студент приобретает навык эффективного поиска информации, ее отбора и структурирования, анализа и оценки. Введение технологий дистанционного обучения в учебный процесс приводит к появлению новых возможностей для реализации проблемно-поисковой и проектной деятельности учащихся. Так, в условиях интерактивного телекоммуникационного взаимодействия педагогов с учащимися и учащихся между собой естественным образом формируются компетенции, необходимые для организации деятельности в современном обществе. Инклюзивная школа – это школа равных возможностей. В инклюзивных школах все дети, а не только с инвалидностью обеспечиваются поддержкой, которая позволяет им добиваться успехов, ощущать безопасность, ценность совместного пребывания в коллективе. Таким образом, создание системы инклюзивного образования в cистеме дошкольного и школьного общего образования является первоочередной задачей, как науки, так и практики.