НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Михайлова Н.И. Правила безопасного поведения детей младшего дошкольного возраста на природе

Библиографическое описание:

Михайлова Н.И. Правила безопасного поведения детей младшего дошкольного возраста на природе // Образовательный альманах. 2023. № 2 (64). URL: https://f.almanah.su/2023/64.pdf

Каждый ребёнок должен знать и понимать правила поведения на природе. Научить его можно легко и просто, если вы, родитель, станете для него примером. Ведь дети смотрят на нас как в зеркало и ведут себя точно так же, как ведём себя мы.

Природа окружает нас везде, и мы с самого детства взаимодействуем с ней. Она дарит человеку гармонию и спокойствие. Дети особенно ярко воспринимают природу и с первых дней жизни учатся взаимодействовать не только с родными и близкими, но и с окружающим миром.

Особенный интерес к природе проявляют малыши. Как только они научатся ползать и ходить, им непременно нужно все потрогать и попробовать. Природа полна ярких красок, удивительных и необычных растений. Это и является одной из причин, почему малыши так часто оказываются в опасности. Если ребёнок не знает основ безопасного поведения на природе, то вред может он нанести не только природе, но и себе. Поэтому обязанность каждого родителя — всегда присматривать за своими детьми и объяснить малышу правила безопасного поведения вне дома.

Основные правила безопасности на природе

Каждый малыш стремиться познать окружающий мир. А лучший способ знакомства с окружающим миром— засунуть любой незнакомый предмет себе в рот. Так любой предмет окружающей среды может стать опасным. Поэтому крайне важно показать и рассказать, что есть ядовитые ягоды, грибы и растения, которые ни в коем случае нельзя пробовать на вкус, а также необходимо мыть руки после каждого контакта с незнакомым объектом природы. Напоминайте ребенку, что если он увидел какую-то ягоду и не знает, съедобная ли она, то всегда может спросить у взрослого.

Когда ребёнок станет старше, объясните ему правила безопасного поведения в лесу. Обязательно расскажите о последствиях, а не только сами запреты. Например, нельзя бегать по лесу, ведь, если ребёнок споткнётся и упадёт, то может сильно пораниться.

Как вести себя на природе зимой, весной, летом и осенью

В любое время года есть правила, которые нельзя нарушать, если вы отправляетесь в лес. Помните, что в лесу тоже есть жители и человек нарушает их естественное обитание, если не следует правилам поведения.

Расскажите своему ребёнку, что весной нельзя рвать первоцветы в лесу, жечь прошлогоднюю траву и беспокоить птичьи гнезда.

Чаще всего дети летом любят бывать в лесу, ведь вокруг полно зелени, появляются первые грибы и ягоды. Позаботьтесь о том, чтобы ваш ребёнок проходил мимо незнакомых грибов и ягод. Не стоит их рвать, а тем более пробовать. Также не нужно обрывать паутинку, ловить и убивать пауков. Дети любят гоняться за бабочками и стрекозами. И в этом нет ничего плохого. А вот ловить насекомых не нужно.

Осенью в лесу много опавшей листвы и засохшей травы. Но поджигать ее не стоит, ведь огонь может быстро охватить всю территорию леса. И тогда беды не избежать.

Совершая прогулку зимой, не ломайте сухие ветки и не пугайте лесных обитателей.

А также независимо от времени года, нужно собирать весь мусор за собой, если у вас был пикник в лесу. Не трогайте и не срывайте кору деревьев, даже, если она кажется уже старой. Не шумите сильно и обязательно тушите костер перед уходом. Лес— это дом для многих животных, насекомых и птиц. Не нужно ловить их и уносить из леса.

Рекомендации родителям

Ребенок должен изучать и знакомиться с окружающим миром. Соприкасаясь с природой, малыши узнают ее лучше и понимают, как важно беречь ее. Покажите ребёнку, что человек является хозяином нашей прекрасной планеты. Вы можете вместе любоваться, как птицы вьют гнезда, наблюдать над тем, как порхают бабочки, а можно есть ароматную землянику.

Если вы видите, что ваш ребенок чем-то сильно увлечен, все равно не спускайте с него глаз. Порой ребята так увлекаются свободой и игрой, что забывают обо всем на свете. А неосторожные игры приводят к плачевным последствиям. Поэтому прежде, чем выбраться из дома, оговорите с ребенком правила поведения на природе.

Тем не менее, вместе со взрослыми и под их чутким руководством, дети могут и должны познавать окружающий мир. Прогуляйтесь вместе вдоль водоема, посмотрите, кто живет там в воде, можно даже залезть в воду и поиграть. Также в присутствии мамы или папы ребёнок может приблизиться к костру, чтобы понять, что огонь может быть опасен. Вместе с родителями можно собирать букеты, ягоды, грибы, орехи. А ещё очень интересно наблюдать за природой: за небольшим муравейников, за птицами, насекомыми и лесными животными.

Но есть и несколько важных запретов, которые ребенок должен уяснить раз и навсегда. Нарушение этих правил может привести к беде. Ни в коем случае нельзя убегать от взрослых, бродить одному по лесу и заходить далеко в лесную чащу. Нельзя разбрасывать мусор вокруг и срывать растения без причины. Предупредите ребенка, чтобы он ни в коем случае не собирал незнакомые ягоды и грибы, а тем более пробовал их на вкус. Какими бы милыми не казались лесные животные, не стоит брать представителей фауны на руки.

Объясните вашему сыну или дочери, что все живые существа имеют право жить, поэтому, нельзя их мучить или убивать. Каждое растение и животное— это важная составляющая нашей планеты. Если хотя бы один вид исчезнет, наша планета может сильно пострадать.

Если вы отправляетесь на природу с маленькими детьми, позаботьтесь, чтобы у вас под рукой оказались предметы первой необходимости. Для этого соберите небольшую аптечку, которая выручит вас в сложной ситуации:

· перекись водорода;

· зеленка;

· уголь активированный;

· крем при ожогах;

· антигистаминные;

· средство от укусов насекомых;

· антибактериальные салфетки

Возможно, вы дополните список другими необходимыми предметами. Тем не менее, теперь вы можете быть спокойнее, ведь в чрезвычайной ситуации, вы сможете оказать первую помощь малышу.

После прогулки по лесу напомните ребёнку, что весь мусор за собой нужно убрать, а костер обязательно потушить.

Библиографический список:

1. Авдеева, Н. Н. Безопасность: учебное пособие по ОБЖ детей старшего дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2004.-С.6-7.

2. Алешина, Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью / Н. В. Алешина. – Москва: Элизе Трейдинг, 2002.

3. Анастасова Л.П. Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности [Текст] / Л.П. Анастасова, И.В. Иванова. – М.: Знание, 2016. – 120 с.

4. Ананьев В.А. Организация безопасности и жизнедеятельности дошкольников [Текст] / В.А. Ананьев. – Томск: Изд-во ТГУ, 2000. – 220 с.

5. Андреева Н.А. Оптимизация взаимодействия родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Н.А. Андреева // Вестн. Шадр. гос. пед. ин-та: науч. журн. – 2010. – № 4. – С. 112-116.

6. Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей [Текст] / Е. Арнаутова // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 9. – С. 13-20.

7. Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников: Книга для воспитателей детского сада и родителей [Текст] / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина. – М.: Знание, 2015. – 124 с.

8. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2-7 лет [Текст] / К.Ю. Белая. – М.: Мозаика синтез, 2015. – 64 с.

9. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз. 2004г.

10. Башинова С. Н., Матвеева Н. Г., Ульянова Э. Э. советы психолога по основам безопасности жизни детей. Детский сад от А до Я. Научно – методический журнал для педагогов и родителей – 2006г. №4.

11. Мартынов С. Здоровье ребенка в ваших руках: Советы практического врача-педиатра: Книга для воспитателей и родителей. – М. 1991г.
2023