Актуальные вопросы начального общего образования

Слесарева И.А. Нравственно-этическое развитие детей младшего школьного возраста

Библиографическое описание:
Слесарева И.А. Нравственно-этическое развитие детей младшего школьного возраста // Образовательный альманах. 2024. № 2 (77). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/77-1.pdf.

В нынешнее время довольно часто встречается насилие, жестокость, а также эгоизм среди детей. Таким образом, проблема нравственного воспитания, а также развития и совершенствования человека является актуальной и ее значимость только растет.

Понятие нравственное воспитание подразумевает под собой «целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали». Также перед нравственным воспитанием стоит задача формирования духовно развитой личности. Стоит отметить, что «под воспитанием понимается целенаправленное формирование личности в целях подготовки ее к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями».

Л.М. Фридман в своем справочнике обозначает, что границы младшего школьного возраста это 6-10 лет – время первых больших преобразований в жизни ребенка. В этот период «ребенок начинает своё психоэмоциональное и физическое развитие, которое даст ему возможность бесперебойного и систематизированного получения знаний».

Основным элементом в системе воспитания подрастающего поколения является школа.

Здесь главная роль принадлежит учителю начальной школы, которая и заключается в нравственном воспитании младших школьников, создании условий необходимых для духовно-нравственного роста детей. Слова учителя являются неким инструментом, который воздействует на воспитание личности ребёнка.

Нравственное воспитание связано с различными видами деятельности, поэтому оно не существует в чистом виде. Следовательно, к видам нравственного воспитания относятся: правовое, политическое, эстетическое и религиозное. Так, например, трудовое воспитание способствует формированию таких важных качеств, как умение преодолевать препятствия, терпение и стрессоустойчивость. Эстетическое же воспитание закладывает следующие качества: умение созерцать и чувственность.

Существует два вида нравственного воспитания – это индивидуальное и массовое. Индивидуальное воспитание подразумевает взаимодействие между воспитателем и воспитуемым. Здесь методы воздействия подбираются в зависимости от особенностей внутреннего мира, а также условий жизни воспитуемого. В случае массового нравственного воспитания работают механизмы, которые связаны с коллективной психологией – работа в коллективе способствует приобщению детей к массовой нравственной культуре.

Для младшего школьного возраста характерна такая черта, как повышенная восприимчивость, т.е. дети хорошо усваивают новые правила и нравственные нормы. У ребенка в младшем школьном возрасте помимо развивающегося чувства «Я», также складывается и представление о «Я» других людей, которое отличается от его собственного. В этот период важно, чтобы ребенок научился осознавать важность чувств и переживаний других людей.

Для эффективного нравственного воспитания существуют определенные методы – это «конкретные способы совместной взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, которые в свою очередь направлены на решение воспитательной задачи». Наиболее распространенная классификация методов воспитания – это по источнику получения знаний, в которой выделяют:

1) словесные методы – здесь источником знания является устное или же печатное слово. Подразделяются на рассказ, объяснение, лекция, работа с книгой и беседа;

2) наглядные методы – источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия. Сюда относится демонстрация и иллюстрация материала, наблюдение;

3) практические методы – учащиеся получают знания и вырабатывают умения, путем выполнения практических действий. Это выполнение устных и письменных упражнений.

Процесс формирования нравственного воспитания младших школьников имеет особенность – «применяемые методы направлены на то, чтобы научить ребенка самостоятельно анализировать материал с точки зрения морали и нравственности, а также добра и зла, при этом опираясь на имеющиеся у них ценности».

Педагоги образовательных организаций, а также семья являются своего рода коллегами в процессе нравственного воспитания младших школьников. Ведь благодаря их совместной работе и усилиям могут быть достигнуты максимальные результаты в области нравственного воспитания. Очень важно, чтобы общество не пренебрегало проблемой нравственного воспитания, потому что все чаще в повседневной жизни встречается детская жестокость и насилие. Важно помнить, что все закладывается с детства – усвоенное в детстве навсегда оставляет след, уходящий далеко в будущее.

Список литературы

1. Мудрик А. Социальная педагогика М.: Новатор, 2000. 200 с.

2. Володина Л.О. Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье // Педагогика. 2011. № 4. С. 41-50.

3. Фридман Л.М. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 2001. 195 с.

4. Боголюбова М.Н. Образование от А до Я. М.: Просвещение, 2013. 317 с.

5. Бобровский О.А. Методы и средства воспитания нравственности у современной молодежи. М.: Астрель, 2010. 214 с.

6. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. М.: Педагогика, 2011. 420 с.
2024