Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Седлова О.В. Школьный музей как средство реализации системно-деятельностного подхода во внеурочной деятельности образовательного учреждения

Оригинaл материала размещен в выпуске № 07 (09) https://f.almanah.su/09.pdf


Сегодня в условиях перехода российского образования на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения происходит смена образовательной парадигмы, которая затрагивает все компоненты системы, в том числе и систему внеурочной деятельности современной школы.
В основу разработки новых стандартов положен системно-деятельностный подход. Стандарты второго поколения отменяют «минимум знаний» и вводят понятие социального заказа. Новая система позволяет школьникам сбросить груз излишних знаний и ориентируется на воспитание гражданских, демократических и патриотических убеждений. Одним из средств достижение указанных целей является организация работы школьного музея.
Планируя работу школьного музея «Патриот» МБОУ БГО ООШ № 9, исхожу из мысли о том, системно-деятельностный подход – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить и искать в содружестве с обучающимися. Работа актива музея проходит в рамках кружковой работы по программе «Обучение основам музееведения». В планах воспитательной работы классных руководителей нашей школы обязательна экскурсия в музей. Методические материалы, как интеллектуальный продукт членов кружка, используются для проведения классных часов, традиционных «Линеек Памяти», посвященных выпускникам нашей школы разных лет.
В апреле 2014 года в музей переданы новые экспонаты: фрагменты оружия и снарядов, каска времён ВОВ, предметы солдатского быта. Пополнение фондов сделало возможным осуществления такой инновационной формы работы музея как тактильная (контактная) экскурсия, во время которой посетителям разрешается брать экспонаты в руки, рассматривая их со всех сторон.
Учителя и учащиеся нашей школы активно участвуют в реализации областной программы «Край родной». Они постоянно выступают в различных номинациях на окружных краеведческих конференциях. Фонды музея предоставляют им богатый историко-краеведческий материал для осуществления проектно-исследовательской деятельности. Школьники учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историографический анализ темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. Изучая документы, фотографии, письма, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, учащиеся получают более конкретные и образные представления об истории школы, своего города. Результатом такой деятельности является развитие у обучающихся широкого круга компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
Музей «Патриот» активно сотрудничает с детской организацией «Доброград». В 2015 году был составлен долгосрочный социальный проект «Ради жизни на земле», а в 2013 году оформлен стенд «История детской организации».
Актив музея взял шефство над памятником погибшим войнам- афганцам. В теплое время года учащиеся участвуют в уборке памятника, облагораживают прилежащую к нему территорию. Такая работа учит ребят жить в коллективе, быть чуткими, внимательными, усваивать общественные нормы поведения, удовлетворяют потребность в общении.
С 2010 года при музее организован «Клуб интересных встреч». В работе клуба принимают участие жители города Борисоглебска, притягательные своими деловыми, человеческими качествами, своей жизненной позицией, своей судьбой: педагоги дополнительного образования, общественные деятели, предприниматели, священнослужители. Это встречи с людьми, которые открыты для диалога, заинтересованы в разговоре со школьниками, которые хотят поделиться с ними своими соображениями об образовании, бизнесе, искусстве, любви, о настоящем и будущем.
Возможности ИКТ существенно расширили возможности популяризации музейных фондов. Одной из форм такой популяризации в нашей школе стал документальный спектакль «Мы вернёмся в наш город, знакомый до слёз», предполагающий мультимедиа-демонстрацию экспонатов музея в сочетании с художественным воплощением образа. В основе сценария - письма участников войны, воспоминания родных, стенограммы встреч с выпускниками школы военных лет, статьи газеты «Строитель коммунизма». И всё это «ожило», «зазвучало» и «заговорило». Спектакль максимально точно передал атмосферу прифронтового Борисоглебска, погрузил в неё зрителей, сделал их сопричастными происходящему на сцене. Участниками данного образовательного события стали не только учащиеся школы, но руководители и активы школьных музеев БГО, а также студенты исторического факультета Борисоглебского филиала ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет»
С целью развития новых форм интеллектуального содержательного досуга обучающихся, расширения кругозора, развития патриотических качеств личности в музее ежегодно проводится игра-квест «История нашей школы - часть истории всей страны». Это познавательно-развлекательное интерактивное путешествие, на время которого участники становятся непосредственной частью игры с множеством тайн и загадок, которые им придется разгадать. Увлекательный ход внеклассного мероприятия, совмещение различных видов деятельности: просмотр театральной зарисовки, исторической реконструкции, тематической выставки, тактильной экскурсии с последующим обобщением полученных знаний в виде творческих заданий – все эти разнообразные действия пробуждают интерес учащихся, стимулируют их мыслительную и эмоциональную активность. Материал внеклассного мероприятия доступен, интересно изложен, соответствует возрасту учащихся 7-8 классов (13-14 лет) и подкреплен наглядностью материалов школьного музея.
Таким образом, цель моей работы в настоящее время: превратить музей в игровую площадку, а посетителей - в увлечённых исследователей.
Библиографический список
Асмолова А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя./ А.Г. Асмолова.// М.: Просвещение 2011
Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. Ягудина Р. И. Школьный музей как средство развития информационной компетентности учащихся / Р. И. Ягудина // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 388-390.
2018