НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Кандрашкина Ю. И., Чумакова Т. А. Работа с родителями по формированию компетентности в развитии комму- никативных навыков дошкольников с задержкой психического развития

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (38) https://f.almanah.su/38.pdf


Аннотация. На основе изучения особенностей педагогического процесса формирования компетентности родителей в развитии коммуникативных навыков у дошкольников с задержкой психического развития, разработано и апробировано содержание работы, направленной на формирование компетентности родителей в развитии данных навыков.
Ключевые слова: работа с родителями, компетентность, коммуникативные навыки, задержка психического развития, коррекционная работа.
Общение – один из ключевых факторов психического развития. Благодаря общению, человек всесторонне развивается, без общения не будет существовать человеческая индивидуальность.
Согласно мнению многих авторов (Е.С. Слепович, М.С Певзнер и др.) у старших дошкольников с ЗПР отмечается недостаточность развития общения, его незрелость [1]. Коммуникативные навыки детей с задержкой психического развития и их нормально развивающихся сверстников существенно отличаются. Выявление особенности общения со сверстниками и взрослыми у дошкольников с ЗПР чрезвычайно важно для последующего углубления психолого-педагогического аспекта изучения сущности задержки психического развития, причин данного заболевания, поиска средств и путей коррекции отклонений в развитии таких детей [3]. Для старших дошкольников с ЗПР характерными являются такие формы общения, которые преобладают у их сверстников в более раннем возрасте. Дети с задержкой отличаются бедностью словарного запаса, отсутствием стремления к установлению контакта и взаимодействия как с ровесниками, так и со взрослыми. Это предъявляет особые требования к педагогической компетенции взрослых, взаимодействующих с ребенком, особенно родителей. Полноценный процесс общения не обеспечивается по причине несовершенства коммуникативной сферы, следовательно, не развивается познавательная деятельность на фоне существенных трудностей в общении как со сверстниками, так и со взрослыми [2].
Проблема исследования обусловлена имеющимися трудностями в формировании компетентности родителей в развитии коммуникативного навыка; наличием требований ФГОС к развитию компетентности родителей детей дошкольного возраста и недостаточно разработанного содержания работы по формированию компетентности родителей в развитии коммуникативного навыка.
Цель исследования: на основе изучения особенностей педагогического процесса формирования компетентности родителей в развитии коммуникативных навыков у дошкольников с задержкой психического развития, разработать и апробировать содержание работы, направленной на формирование компетентности родителей в развитии коммуникативных навыков у дошкольников с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: особенности процесса формирования компетентности родителей в развитии коммуникативных навыков у дошкольников с задержкой психического развития связаны как с низким уровнем сформированности компетентности у родителей дошкольников с задержкой психического развития, так и с недостаточным использованием педагогом средств формирующей работы, направленных на решение данной проблемы.
Данный процесс будет успешен, если: содержание педагогической работы, направленной на формирование компетентности родителей в развитии коммуникативных навыков у дошкольников с задержкой психического развития будет разработан с учетом уровня сформированности компетентности; родители будут выступать как активный субъект деятельности; работа будет осуществляться последовательно и целенаправленно.
В процессе исследования были реализованы следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Отобрать и апробировать методики изучения процесса формирования компетентности родителей в развитии коммуникативных навыков у дошкольников с задержкой психического развития.
3. Изучить особенности и степень сформированности формирования компетентности родителей в развитии коммуникативных навыков у дошкольников с задержкой психического развития.
4. Обобщить результаты исследования особенностей формирования компетентности родителей в развитии коммуникативных навыков у дошкольников с задержкой психического развития.
5. Разработать комплекс мероприятий, способствующих повышению уровня компетентности родителей в развитии коммуникативных навыков у дошкольников с ЗПР.
6. Апробировать комплекс мероприятий, способствующих повышению уровня компетентности родителей в развитии коммуникативных навыков у дошкольников с ЗПР.
7. Оценить эффективность разработанного комплекса мероприятий на основе полученных результатов.
Для реализации цели исследования нами были проведены констатирующий и формирующий эксперимент, в котором приняли участие 10 родителей воспитанников подготовительной коррекционной группы для детей с ЗПР.
Констатирующий эксперимент проводился с использованием таких диагностических средств как: методика «Я и мой ребенок» Л.П. Жолобова, Опросный лист (Н.Артюхина, А.М Щетинина).
В результате проведенного исследования мы выявили, что компетентность родителей в развитии коммуникативных навыков дошкольников с задержкой психического развития, не сформирована на должном уровне, были выявлены такие недостатки как:
- недостаточное внимание к процессу формирования у ребенка коммуникативных навыков
- недостаточное проявление активности в воспитании детей,
- отсутствие практических умений по развитию коммуникативных навыков дошкольников с ЗПР.
- нежелание узнавать новые педагогические технологии
Проанализировав данные, полученные в ходе констатирующего эксперимента, мы разработали комплекс мероприятий, направленных на повышение компетентности родителей в развитии коммуникативных навыков дошкольников с ЗПР.
Важно применять как традиционные, так и новые формы работы: родительские собрания; индивидуальные и групповые беседы; консультации; лекции; конференции; тематические вечера вопросов и ответов; ролевые игры; практикумы; тренинги родительской компетентности, вовлечение родителей в совместные виды деятельности и др. [4]
В ходе осуществления формирующего эксперимента мы решали следующие задачи:
1. Разработать содержание работы учителя-дефектолога, направленной на формирование компетентности родителей в развитии коммуникативных навыков дошкольников с ЗПР.
2. Определить этапы, содержание коррекционной работы по формированию компетентности родителей в развитии коммуникативных навыков дошкольников с ЗПР.
3. Провести апробацию комплекса мероприятий с родителями детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
4. Провести контрольный эксперимент, оценить эффективность проведенной коррекционной работы.
Формирующая работа проводилась на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида, в группе для детей с задержкой психического развития.
План работы, составленный нами, представлен в постепенно усложняющейся системе. Формирующая работа, включает в себя 3 этапа: подготовительный, основной, итоговый.
На подготовительном этапе были проведены такие мероприятия как: знакомство с родителями, презентация буклетов и памяток, беседа. Цель данных мероприятий - заинтересовать родителей совместной работой, привлечь внимание родителей к данной теме, обозначить ее важность, рассказать об особенностях коммуникативных навыков детей с ЗПР, и о роли родителей в их формировании и развитии.
На основном этапе были проведены такие мероприятия как: родительское собрание, дискуссия-обсуждение, игровое взаимодействие с родителями, раздача ссылок на индивидуальный образовательный маршрут, ролевое проигрывание педагогических ситуаций, цель которых была показать родителям роль полноценного общения детей с ЗПР в развитии личности. Выявить уровень развития коммуникативных навыков, обучающихся группы. Акцентировать внимание родителей на значимости родительского примера в формировании коммуникативных навыков. Провести беседу с родителями, ответить на вопросы, возникшие в ходе проведения мероприятий.
На итоговом этапе были проведены мероприятия направленные на анализ эффективности работы семейного клуба: круглый стол, индивидуальное консультирование родителей, беседа.
После завершения формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент, направленный на диагностику уровня педагогической компетентности в развитии коммуникативных навыков и сравнение их показателей с первичной диагностикой, По результатам проведенной работы, было выявлено, что у родителей экспериментальной группы уровень сформированности компетентности в развитии коммуникативных навыков дошкольников с задержкой психического развития изменился к лучшему, что доказывает эффективность проделанной работы.

Список литературы:

1.       Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К.С.Лебединской. - М., 1982. -125 с.
2.       Романова А.Н., Косьянова Т.И., Киселева Ю.И., Романова Е.А. Диагностика и коррекция перцептивных сенсорных и некоторых когнитивных нарушений у детей в условиях ДОУ // Оздоровление средствами образования и экологии мат. Всерос. науч.-практ. конф. – Челябинск: ЧГПУ, 2005. – С. 207-208.
3.       Журавлева Т.О. Особенности общения детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста: диссертация канд. психол. наук: 19.00.10. – СПб., 2005. – 226 с.
4.       Программа для специальных дошкольных учреждений: воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью / Редактор Л.А. Тимофеева - Мн.: Народная света; Министерство образования Республики Беларусь, 2007 №2. – 25 с.
2020