Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Лапонова Т. А. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста, имеющих нарушения в развитии опорно-двигательного аппарата

Оригинал материала размещен в выпуске № 6 (44) https://f.almanah.su/44.pdf


 В последнее время статистика все чаще отмечает случаи рождения детей с различными двигательными патологиями. Особенно эта проблема является актуальной в большом промышленном городе, где растет число фабрик, небольших частных заводов и производств. Соответственно уровень экологического состояния города ухудшается, что приводит к различным неблагополучным последствиям, в частности к рождению детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Работая в группе компенсирующей направленности для детей с двигательной патологией (нарушениями ОДА), мы столкнулись с проблемой неприятия родителей диагноза ребенка. Зачастую родители считают, что наступит определённый момент и ребенок сам заговорит, сам станет прямо и пойдет, самостоятельно сможет себя обслужить. Такая же проблема и с памятью ребенка- родители считают, что ребенок «просто растерялся», и с речью- «стесняется». На самом же деле дети с ДЦП отличаются от своих нормально развивающихся сверстников не только внешними дефектами, но и особенностями психических и познавательных процессов.
Мы заметили, что такие дети неохотно включаются в учебную деятельность, не проявляют интерес к поисковой деятельности и с трудом планируют любые ее виды, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью. В силу этих и других причин, дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, имеющие речевую патологию, не любят учить стихи, пересказывать тексты, составлять рассказы, не владеют приемами и методами запоминания. Все это вызывает у них трудности, быстрое утомление, отрицательные эмоции.
В практике работы нашей группы постоянно возникают трудности при обучении детей связной речи. Связная речь - это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Навыки связной речи оказывают влияние на эстетическое развитие и помогают детям стать общительнее, увереннее в себе. [1]
Мы пришли к выводу, что нужно искать вспомогательные средства, систематизирующие, облегчающие и направляющие процесс усвоения детьми материала. Поэтому возникла идея использовать в своей работе такую методику как мнемотехника (система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации и конечно развития речи) [2]
Нашу группу посещают дети разного возраста, поэтому работу по развитию связной речи начинаем с мнемоквадратов, которые особенно эффективно применять у детей младшего возраста и у только начинающих произносить различные слова детей. Затем постепенно переходим к мнемодорожкам (схематично нарисованные линейно расположенные рисунки). После того как дети научились работать с мнемодорожками, переходим к мнемотаблицам.
Мнемотаблица- это схема, в которую заложена определенная информация. Мнемотаблицы занимают особое место в развитии связной речи детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Главное-это правильно передать смысл схемы, чтобы нарисованное было понятно детям. [3]
Работа по мнемотаблицам состоит из трёх этапов:
1. Составление и рассматривание таблицы, разбор того, что на ней изображено.
2. Преобразование из абстрактных символов в образы (перекодирование информации).
3. Пересказ с опорой на символы. [4]
Глядя на эти схемы, ребёнок легче воспроизводит текстовую информацию, схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать строение рассказа, последовательность рассказа, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Мы их используем для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, заучивании стихов. На каждое занятие, будь то развитие речи или познавательное развитие, стараемся рисовать мнемотаблицу, чтобы облегчить понимание детьми нового материала, развивать умение определять главные свойства и признаки рассматриваемого объекта.
Для изготовления таких картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать или сделать на компьютере символические изображения изучаемых предметов, явлений или персонажей к сказке. Очень удобно заучивать стихотворения наизусть, имея перед собой подробный план-схему.
Благодаря работе с мнемотаблицами, дети научились преобразовывать абстрактные символы в образы, работать по образцу. Большинство детей стали лучше осознавать структуру (начало, середина, конец) текста, легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, дольше сохранять её в памяти и воспроизводить. У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата расширился и обогатился словарный запас, произошло развитие связной речи; стало более целостным восприятие окружающего мира.
Мнемотехника воспитывает приемы запоминания и припоминания, что в свою очередь способствует развитию психических процессов, коммуникативных навыков, познавательной активности.
Таким образом, применяя для формирования связной речи современные методы обучения и адаптируя их применение на практике к потребностям детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, можно оптимизировать педагогическую деятельность, тем самым, повышая уровень социальной адаптации таких детей к окружающей их действительности.
Немаловажно сказать, что к каждому ребенку применяется только индивидуальный подход и индивидуальное сопровождение с учетом его психофизических особенностей.
И конечно же в любой деятельности не забываем о пальчиковой гимнастике, физмнутках, дыхательной гимнастике.
Получая своевременную коррекционно-педагогическую помощь, дети получают благоприятный прогноз для дальнейшего развития, от которого зависит дальнейшая социальная адаптация. А именно такой прогноз важен для родителей, воспитывающих ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата в условиях неблагоприятного климата большого города.

Список литературы

1. Давыдова Т.Г., Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми // Давыдова Т.Г., Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008.
2. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. - СПб: Детство - Пресс, 2009.
3. Соботович Е.Ф. Формирование правильной речи у детей с ДЦП - Киев, 2002.
4. Ткаченко Т.А., Использование схем в составлении рассказов,
Д/В № 10, 2005.
2021