Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Елисеева Я.С. Формирование и развитие жизнестойкости обучающихся в отдельно взятой школе

Библиографическое описание:
Елисеева Я.С. Формирование и развитие жизнестойкости обучающихся в отдельно взятой школе // Образовательный альманах. 2023. № 7 (69). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/69-2.pdf.

В современном обществе идет постоянный поиск благоприятных условий для развития личности. Вопросы жизнестойкости личности имеют огромное значение, поскольку устойчивость охраняет личность от расстройств, создает основу
гармонии, полноценного психического здоровья.

Исследования жизнестойкости ведутся как за рубежом, так и в нашей стране. В работах отечественных исследователей отмечается, что жизнестойкость личности является определённым ресурсом, потенциалом, который может быть востребован ситуацией.

В МОБУ СОШ 100 г. Сочи Имени Героя Советского Союза Худякова Ивана Степановича разработана и действует на протяжении семи лет программа по формированию и развитию жизнестойкости «Мелодия души».

Цель программы - повышение уровня жизнестойкости человека, формирование позитивного самопознания. Достижение этой цели предполагает решение взаимосвязанных задач:

· Оказание психолого-педагогической поддержки и помощи детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

(консультации, диагностика, тренинги)

· Формирование навыков конструктивного взаимодействия (работа в команде, поведение в конфликтной ситуации, тимбилдинги, большие психологические игры);

· Формирование у подростков позитивного самосознания собственной личности и личности других людей; позитивной адаптации к жизни. («Неделя Позитива», «Семейные ночные вечеринки», «Танцевальные площадки», «Ежегодные Танцевальные марафоны»).

· Организация и включение подростков в ценностно значимую для них деятельность. Развитие креативных способностей и творческого потенциала. Развитие внутренней активности, снятие внутренних зажимов. («Танцевальные волонтеры», участие в танцевальных площадках, танцевальные батлы, контактная импровизация, ежедневная утренняя танцевальная разминка)

Программа состоит из 3 основных направлений:

· Профилактическая и диагностическая работа в классных коллективах (в рамках внеурочной деятельности, на классных часах)

· Индивидуальная работа с обучающимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

· Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей.

Показателем эффективности программы выступает повышение уровня жизнестойкости обучающихся, что проявляется в сформированности качеств:

· Высокая адаптивность.

· Уверенность в себе и позитивный настрой.

· Независимость, самостоятельность суждений.

· Стремление к достижениям и самореализации.

· Самодостаточность.

Одной из задач данной программы является: формирование у школьников позитивной адаптации к жизни, позитивного самоощущения (позитивный основной эмоциональный фон настроения), позитивного восприятия окружающего мира.

Введение в программу танцевальной терапии является новизной программы «Мелодия души». Важным моментом в работе по преодолению тревожности, застенчивости является снятие внутренних зажимов, обретение ребенком двигательной свободы, пластики движений.

«Танцевальная площадка» впервые была запущена летом 2016 года в пришкольном лагере на базе МОБУ СОШ 100 и стала использоваться дальше на многих мероприятиях. Непосредственно в 2018 году запущена «Танцевальная зарядка» Каждое утро на улице проводится зарядка с изучением нового танцевального направления. (проект «Танцуем вместе с нами», «Танцуй, Сочи!»). Лето-2021 прошло под девизом – «Лето в стиле ZUMBA». За основу были взяты ритмы «Зумба» и разучены на летней площадке.

Седьмой год подряд, в рамках «Недели позитива» проходит недельный танцевальный Марафон «Почувствуй ритм жизни». Марафон стал ежегодным.

Современная школа ориентирована в основном на решение вопросов образования. Обучению подрастающего поколения социальным навыкам, позволяющим успешно взаимодействовать в изменяющемся мире, уделяется, к сожалению, недостаточно внимания. В связи с этим становится актуальной задача разработки и внедрения программ и занятий по формированию и развитию жизнестойкости.

Библиографический список

1. Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии. Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. Вып. 2 [Текст] / под ред. М.М.Горбатовой, А.В. Серого, М.С. Яницкого. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. - С. 147-154.

2. Андреева Ю. Танцетерапия [Текст] / Ю. Андреева – Спб.: «Издательство «Диля», 2005. – с. 256

3. Духновский С.В. Психологическое сопровождение подростков в критических ситуациях: Учебное пособие. [Текст]/ С. В. Духновский – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2003. – 124с. ISBN 5-86328-544-3

4. Юнг К. Конфликты детской души. М.,1995.
2023