Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (51) https://f.almanah.su/51.pdf
Ц е л ь: познакомить учащихся с закономерностями в конструкции головы человека, пропорциями лица человека; дать понятие средней линии и симметрии лица.
Задачи: учить изображать голову человека с различно соотнесенными деталями лица; развивать наблюдательность; воспитывать эстетический вкус; формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека; активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения.
Демонстрационный материал и оборудование: репродукции картин с изображением портретов разных эпох; репродукции картины Леонардо да Винчи «Джоконда», методические таблицы «Пропорции человеческой фигуры», «Пропорции лица».
Ход урока.
I.Организационный момент.
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.
II.Повторение.
У ч и т е ль. Послушайте стихотворение. Объясните, о каком «следе» говорит поэт. А какой свой след вы хотели бы оставить на земле?
Говорят: талант от Бога
Этим дан, а этим нет...
Всем зато дана дорога
Кто какой оставит след?
С. Викулов.
Вопросы к уч-ся.
· О каком жанре мы говорили на прошлом уроке? (О портрете)
· Что такое портрет? (Портрет – это изображение человека или группы людей реально существующего или существовавшего в реальной действительности.)
· В чём заключается смысл портрета? (Смысл портрета заключается в передаче не только внешнего сходства, но и в изображении внутреннего мира человека, передача внутреннего сходства.)
· Когда в России появился жанр «портрет?» (В XVII веке.)
· Как назывались первые портреты? (Парсуны от слова «персона»)
· Что напоминали первые русские портреты? (Они напоминали иконы, их писали на деревянных досках и таким же методом как иконы).
· Назовите виды портретов. (Парадный, камерный, характерный, психологический, автопортрет).
II. Основная часть.
Изучение нового материала.
1.Пропорции головы человека.
У ч и т е ль: Когда мы видим человека – в жизни или на картине, то прежде всего обращаем внимание на его голову. Голова – это самая выразительная часть человеческой фигуры. Учебное изображение головы человека значительно отличается от рисунка, портрета.
Для того чтобы мы смогли научиться рисовать человека, нам необходимо изучить технику рисунка головы.
В начале давайте определим форму головы человека. Посмотрите друг на друга и скажите: какую форму имеет голова человека. (Овальную или форму яйца).
Теперь рассмотрите внимательнее пропорции головы и лица человека.
Голова всегда индивидуальна по своему строению и пропорциям у каждого человека. Отыскать и подчеркнуть это индивидуальное у конкретного человека поможет знакомство с «осредненной» схемой пропорций человеческого лица. Оказывается, что горизонтальная линия - ось глаз - проходит точно на половине общей высоты головы, то есть все, что находится выше глаз, занимает столько же места, как и то, что находится ниже их. Поначалу это представляется маловероятным: кажется, что нижняя часть, где находятся нос, рот, подбородок, занимает гораздо больше места, чем верхняя, то есть лоб и темя. Но это только кажется. Нижняя часть лица кажется больше верхней потому, что она более «разработана», более насыщена разнообразными деталями, тогда как верхняя лишена их.
Рассмотрите на плакате эти пропорции головы человека.
Не зря говорят, что глаза – зеркало души. Очень важно в рисунке правильно определить их место. Расстояние между глазами приблизительно равно длине глаза или ширине носа. Нос человека имеет форму призмы, мы видим его верхнюю сторону. Рот находится посредине между основанием носа и линией подбородка. Важную роль играет форма скул ивиски. Уши по длине совпадают с расстоянием от бровей до основания носа.
Все приведенные измерения являются, конечно, схематичными, примерными, и вжизни у каждого человека окажутся свои индивидуальные отклонения от рассмотренной схемы. Тем не менее она будет всегда хорошим отправным ориентиром при изучении конкретных особенностей каждой индивидуальной головы.
2. Индивидуальные особенности деталей лица.
у ч и т е ль. Леонардо да Винчи, классифицируя формы носа, разделял их на (три сорта»: прямые, вогнутые (курносые) и выпуклые (горбоносые). Характер ноздрей и крыльев носа у людей также неодинаков. Ноздри могут быть округленными или узкими, крылья носа - плоскими, выпуклыми, короткими, удлиненными. Спереди носы тоже бывают разнообразными: и широкие, и узкие...
От того какой тип носа у человека, зависит освещение его поверхностей. Так поверхности, обращенные к источнику света, освещаются сильнее, поэтому, например, горбатый нос при верхнем освещении будет отражать больше света своей верхней частью, вогнутый (курносый) нос сильнее освещен в нижней части.
Губы, как и глаза, являются наиболее выразительными частями лица. Они бывают очень разнообразны по форме, поэтому необходимо уловить и стремиться передавать их характерную особенность: их размер, полноту; нижняя губа может сильно выступать, а верхняя нависать над ней и т. п.
Большое значение имеет подбородочное возвышение и особенно нижний край челюсти, составляющий границу с шеей.
Характер глаз, их посадка бывают разнообразными: встречаются глаза большие и маленькие, более или менее выпуклые; они могут быть посажены так, что внутренние и внешние углы их располагаются по горизонтальной прямой; иногда внутренние углы значительно ниже наружных и т. п.
III. Актуализация знаний. Творческое задание.
У ч и т е ль. Сегодня мы с вами будем учиться изображать портрет в технике аппликации. Вначале необходимо вырезать форму головы человека, взяв её в правильных пропорциях. Не следует в учебной работе вырезать голову натуральных размеров, достаточно половины листа А-4. Человек может держать голову прямо или наклонить её. В аппликации также имеет смысл дать живое движение головы относительно шеи. Чтобы голова получилась симметричной, лист необходимо свернуть пополам и вырезать половину овала, развернув – мы получим целый овал. (Все этапы работы демонстрируются учителем). Сгиб – это средняя линия, проходящая через середину лба, середину основания носа, губ и подбородка. Она поможет правильно расположить детали лица: нос, рот подбородок. Далее вырезаем в соответствующем масштабе отдельные части лица. Бумага при этом должна быть разной по цвету и фактуре. Для большей наглядности учителем демонстрируется динамическая модель головы человека на которую при помощи магнитной доски помещаются вырезанные части лица, с учётом основных пропорций. После этого учащиеся начинают самостоятельно выполнять работу. Необходимо обратить внимание на то что наклеивать детали лица на форму головы необходимо после того, как вырезаны все детали и сформирована основная композиция портрета.
Физкультминутка.
1. Упражнение для тренировки мышц глаз: медленно переводить взгляд справа налево и обратно; повторить 8-10 раз.
2. Исходное положение - сидя на стуле, ноги согнуты, стопы параллельны. Приподнимать пятки одновременно и поочередно,
разведение стоп в стороны.
3. Исходное положение - стоя. «3амочек» - вести одну руку за
голову, вторую - за лопатки. «Попилить» несколько раз, меняя положение рук.
IV.Самостоятельная работа учащихся.
Учащиеся выполняют задание, учитель проводит индивидуальную и фронтальную работу с учащимися, понимая, что выполнение этого задания – важнейший этап в обучении пониманию конструкции формы и выразительности пропорций головы человека.
V. Заключение.
1. Выставка работ учащихся.
2. Рефлексия.
Учащимся предлагается продолжить предложение: «Сегодня на уроке я…»
3. 3аключительное слово.
У ч и т е ль. По вашим работам видно, что сегодня вы сделали первый шаг в освоении техники изображения человека. И хотя не все сразу у вас получилось достаточно четко и пропорционально, но только пробуя, постоянно зарисовывая какие-либо индивидуальные черты лица людей, вы сможете научиться правильно изображать человека, добиваться сходства в портретах.
Домашняя работа: повторить пропорции головы человека. Подготовить сообщение о русском портрете. Подобрать репродукции портретов
VI. Организованное окончание урока.
Уборка рабочих мест.
Литература.
1. Н.Н. Ростовцев «Учебный рисунок». Москва Просвещение 1985.
2. Л. А. Неменская «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека»Москва Просвещение 2009.
3. А. С. Щипанов «Юнвм любителям кисти и резца». Москва Просвещение 1981.
4. Уильям Ф. Пауэлл “Рисунок. Шаг за шагом” Москва АСТ-Астрель 2004.