Информационные технологии в современном образовательном процессе

Бизбиз Т.А., Приходько Е.В. Дистанционно-реверсивное наставничество в рамках сотрудничества учебных учреждений разных типов

Библиографическое описание:

Бизбиз Т.А., Приходько Е.В. Дистанционно-реверсивное наставничество в рамках сотрудничества учебных учреждений разных типов // Образовательный альманах. 2023. № 5 (67). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/67-1.pdf.

«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением».

А. Дистервег

Аннотация. В статье авторы обосновали актуальность дистанционного наставничества как одного из способов передачи опыта от одного специалиста к другому, независимо от времени, расстояния и других факторов. Цель статьи – представить систему дистанционного реверсивного наставничества, которая создана для проведения практики студентов педколледжа с одной стороны и оказания своевременной помощи педагогам в овладении современными цифровыми и дистанционными технологиями с другой. Созданная система дистанционного наставничества позволяет совершенствовать профессиональные компетенции студентов и способствует непрерывному развитию педагогического коллектива в области цифровизации образования.

Ключевые слова: дистанционное наставничество, реверсивное наставничество, цифровые технологии, дистанционное обучение, непрерывное профессиональное развитие педагогов и студентов педколледжа.

Актуальность. Профессиональное становление будущего учителя, обладающего конкурентоспособностью, мобильностью и высокой степенью адаптации к современным условиям, происходит не только во время изучения специальных дисциплин, но и в процессе педагогической практики. Она, во-первых, дает понять, насколько студент на самом деле заинтересован в выбранной специальности. Во-вторых, это реальная среда, позволяющая практиканту выявить свои сильные и слабые стороны. [5]

Многолетний опыт сотрудничества «лицей – педагогический колледж» помог создать эффективный институт наставничества для решения воспитательных, образовательных, профориентационных и иных важных задач. Ведущая роль наставничества доказана и признана на государственном уровне в реализации национального проекта «Образование», утвержденного в 2018 году. [8] В майских указах 2018 г. Президента Российской Федерации В.В. Путина поставлены задачи в течение ближайших 6 лет (к 2024 г.) обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, внедрить новые образовательные технологии, методы обучения и воспитания, которые повысят интерес подрастающего поколения к учебе, создать условия для развития наставничества и современной цифровой образовательной среды. Так, федеральный проект «Современная школа» содержит целевой показатель: до конца 2024 г. Не менее 70 % обучающихся общеобразовательных организаций будут вовлечены в различные формы сопровождения и наставничества. [6]

Но социальный запрос в условиях цифровизации требует серьёзной трансформации обучения. Именно в условиях жестких ограничений, массового перехода на удаленный способ работы, всеобщего дистанционного обучения возникала потребность перехода на новые виды наставничества: электронное, дистанционное, digital, цифровое, виртуальное.

Несмотря на то, что в системе образования достаточно давно внедряются современные цифровые и информационные технологии, остается проблема низкого уровня владения педагогами цифровыми навыками, а переход на дистанционное обучение выявил ряд критических моментов цепи наставничества.

1. Низкий уровень владения цифровыми технологиями наставника при его высоком уровне владения методологической базой обучения школьников. И, как следствие, высокая нагрузка на педагога.

2. Достаточный уровень компьютерной грамотности студентов-практикантов и полное отсутствие понимания организации дистанционного обучения определённой возрастной категорией воспитанников.

3. Достаточный уровень владения цифровыми технологиями самих школьников и их низкий уровень мотивации и заинтересованности при дистанционном обучении. Угроза компьютерной зависимости и психологических проблем.

4. Слабая заинтересованность родителей в дистанционном обучении при отсутствии доверия к этой форме обучения, нехватке средств и времени.

Стало очевидным, что именно высокий уровень цифровых компетенций педагога-наставника способен аккумулировать навыки цифровой грамотности всех участников образовательного процесса. Такую установку обозначают понятием «цифровое наставничество».

Методология. Идеология «цифрового наставничества» в России пока практически не изучена, но отдельные ее положения получают все более широкое распространение. В бизнесе создана цифровая платформа наставничества (mo.mosreg.ru). В этой среде наставничество в цифровую эпоху понимается как возможность эффективно передавать знания от более опытного к менее опытному. [3]

Но как современному педагогу-наставнику правильно распределить нагрузку, как овладеть современными цифровыми технологиями без ущерба для здоровья и качества образовательного процесса, как мотивировать обучающихся и их родителей, а главное – как в полной мере передать свой педагогический опыт студентам-практикантам в формате дистанционного общения?

Ответы на эти и многие другие вопросы мы нашли в идее «реверсивного наставничества». История данной формы наставничества начинается ещё в 1999 году. Первым её эффективность оценил Джек Уэлч, бывший генеральный директор General Electric. [2]

Данная практика дала возможность построить в нашем лицее систему непрерывного профессионального развития педагогов в области владения ЦТ и ДОТ. Реверсивное наставничество или наставничество наоборот – это модель, в которой компетентный молодой педагог или студент-практикант передает знания опытному педагогу. Рассмотрим преимущества данного вида сотрудничества.

1. Передача цифровых навыков в процессе сотрудничества без отрыва на дополнительные курсы.

2. Конвертация опыта: опытный педагог не всегда может выбрать подходящий IT-язык для передачи знаний обучающимся, выбрать надёжную платформу для онлайн-общения, создать необходимый контент, но он способен передать студенту практический опыт межличностного взаимодействия и методического инструментария для проведения урока.

3. Снятие напряжение меду поколениями. У сотрудников разного возраста и опыта есть предубеждения относительно друг друга. Исследование The Institute of Leadership & Management показывает, что 60% сотрудников сталкиваются межпоколенческими конфликтами. [9] Работа опытного педагога с молодым наставником позволяет познакомиться с миром другого поколения и снизить количество конфликтов и недопониманий.

4. Правильный подбор пар «учитель – студент-практикант». На поверхности лежат самые простые критерии для «мэтча».

· Кто чему может научить?

· Кто чему хочет научиться?

· Темперамент.

· Интересы.

· Любимый способ коммуникации (голосом или письменно).

Практическое применение цифрового реверсивного наставничества на примере сотрудничества «лицей – педколледж» предусматривает ряд организационных этапов.

1. Выбор единой образовательной платформы.

Для полноценного функционирования системы дистанционного наставничества была выбрана цифровая образовательная платформа ЭлЖур – многофункциональный автоматизированный информационный комплекс, который не только сопровождает весь учебный процесс в лицее, но и позволил создать общее коммуникационное пространство всех участников образовательной деятельности – от администрации школы до учеников и родителей.

2. Выбор единой сети для общения и обратной связи.

При дистанционном взаимодействии важным является регулярное общение, коммуникации, быстрая обратная связь между всеми участниками. Для решения данной задачи в своей системе дистанционного наставничества мы организовали целую сеть для онлайн общения в мессенджере Telegram, так как он наиболее гибок в плане настроек конфиденциальности. Каждая группа класса, педагогов, родителей формируется и продвигается наставниками, педагогами, родителями. В группах есть возможность задать вопрос, найти единомышленников, поделиться своими успехами и др. [4]

3. Составление дорожной карты дистанционного наставничества.

Для плодотворного реверсивного наставничества педагогов лицея и студентов педколледжа были проведены ряд мероприятий, которые вышли за рамки традиционного взаимодействия:

а) прохождение первичного анкетирования с целью определения основных дефицитов, а также знакомства с участниками;

б) прохождение первичного онлайн-собеседования с организаторами системы для выявления индивидуальных особенностей, затруднений, предпочтений всех участников образовательного процесса;

в) составление пар «наставник – наставляемый» с учётом личных предпочтений и индивидуального подхода;

г) разработка нормативных документов для проведения всех видов практики в формате дистанционно-реверсивного наставничества:

- Договоры о практической подготовке обучающихся, заключаемые между организацией, осуществляемой образовательную деятельность, и организацией, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы.

- Приказы о принятии на учебную и производственную практику студентов для проведения её в рассредоточенном виде с применением электронного обучения и цифровых образовательных технологий («Первые дни ребёнка в школе», «Практика одного дня», «Преддипломная практика» и др.)

4. Общение из любой точки страны. Преимущество удаленного взаимодействия позволяет абсолютно любому педагогу или студенту независимо от территориального положения, получить необходимую методическую помощь и поддержку от наставника, а наставнику – стать наставляемым в вопросах цифровизации учебного процесса.

а) Структурированная фасилитация – педагог-наставник дистанционно обсуждает со наставляемыми последовательность планируемых шагов при проведении онлайн урока или мероприятия.

б) Реверсивная фасилитация – практикант-наставник запускает процесс работы с наставляемым по отработке навыков использования ДОТ.

в) Модерация или групповое наставничество. Речь идёт об организации взаимодействия и обсуждения проблемы, которая дает возможность участникам принять общие решения как свои собственные.

Техника модерации: 1. Инициация (начало занятия, знакомство). 2. Вхождение или погружение в тему (сообщение целей занятия). 3. Формирование ожиданий участников (планирование эффектов занятия). 4. Интерактивная лекция (передача информации – если необходимо). 5. Проработка содержания темы (групповая работа). 6. Подведение итогов (рефлексия, оценка занятия). Модерация включает также эмоциональные разрядки (разминки). [7]

г) Супервизия – индивидуальное и групповое наставничество, контроль. Это способ реализации наставничества через взаимное обучение решению профессиональных задач, возникающих в профессионально-педагогической деятельности.

д) Рефлексия. Оценка деятельности, подведение итогов, снятие эмоционального напряжения.

Заключение

Подводя итоги, отметим, что разработанная система дистанционного наставничества имеет ряд характерных особенностей. Во-первых, ее участниками являются педагоги, которые независимо от возраста, опыта работы, уровня владения ЦТ, ДОТ готовы непрерывно развивать свой профессиональный потенциал. Во-вторых, система сопровождения обладает всеми достоинствами и преимуществами, свойственные дистанционным (онлайн) технологиями. В-третьих, наша концепция выстроена с учетом как традиционных, классических подходов, имеющихся в системе образования, так и отражает современные условия социально-экономического развития общества, что делает ее универсальной независимо от окружающих факторов. [1]

Литература

1. Айдрус И. А., Асмятуллин Р. Р. Мировой опыт использования технологий дистанционного образования // Высшее образование в России. 2015. № 5. С. 139–145.

2. Алтынцева А. Реверсивное наставничество: как младшие специалисты учат старших. — URL: https://skillbox.ru/media/corptrain/reversivnoe-nastavnichestvo-kak-mladshie-spetsialisty-uchat-starshikh/ (дата обращения 02.04.2023 года)

3. Бороненко Т. А., Федотова В. С. Цифровое наставничество: готовы ли учителя участвовать в формировании цифровой грамотности школьников? // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 4 (115). С. 33-44. DOI 10.20323/1813-145Х-2020-4-115-33-44.

4. Вайндорф-Сысоева, Чекалина Т. А., Лебеденко А. В. Система дистанционного наставничества как средство профессионального развития педагогов //Профессиональное образование в России и за рубежом. 4 (40) 2020.

5. Клемешова, Н. С. Значение педагогической практики в профессиональном становлении будущих учителей / Н. С. Клемешова, И. Н. Вострикова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 365-367. — URL: https://moluch.ru/archive/393/87044/ (дата обращения: 15.04.2023).

6. Кочемасова Л.А. Научное наставничество в образовательной практике студента педагогического вуза // Вестник Самарского Государственного Технического Университета. 2021. Т. 18. № 1. С. 29–46. DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2021.1.3(дата обращения: 15.04.2023).

7. Катунина Н.Е., Колпакова Е.В., Кузнецова Е.И., Николаева В.С. Школа наставника. Теория и практика: учебно-методические материалы / Омск, 2023.

8. Кругликова Г.А. Реверсивное наставничество. Методический навигатор: методическое пособие для наставника / Кругликова Г.А., Антонова А.В., Колотовкина И.М. - Екатеринбург: [б.и.], 2023. - 16 с.

9. Сукманов Р. Обратное наставничество. Практика и внедрение. — URL: https://blog.talentrocks.ru/reverse/ (дата обращения 15.04.2023 года)
2023