Оригинaл материала размещен в выпуске № 09 (11) https://f.almanah.su/11.pdf
Актуальность проблемы, которую мы сегодня обсуждаем не вызывает сомнений. Об этом неоднократно говорил президент страны В.В. Путин на различных форумах, позвольте мне сослаться на цитату из его выступления, которую вы видите на слайде. «Мы ведем совместную многогранную работу: подготовка профессиональных кадров – один из ключевых элементов роста. России нужны высококвалифицированные кадры. Мы обеспечим целый набор мер совместных действий, в том числе организацию производственной практики и введение ранней профориентации в школах».
Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Если охарактеризовать двумя словами те коренные изменения, которые происходят в образовании, то это переход от «обучения» к «развитию».
v Один год предпрофильной подготовки в 9 классе – очень маленький срок для выбора профильного обучения.
v Психолого – педагогическая поддержка на уровне краткосрочных элективных курсов недостаточна для девятиклассника.
v К моменту выбора профильного обучения лишь около половины обучающихся уверены в своем выборе.
Ранняя профилизация поможет четче, прочнее и раньше выстроить обучающемуся свою образовательную траекторию.
Увеличится срок предпрофильной подготовки.
Для 9-классников высвободится время как для тщательной подготовки к ОГЭ, так и для начала углубленного изучения профильных предметов.
Профилизация обучения в российской школе опирается на многолетний отечественный и зарубежный опыт. Общий подход к профилизации обобщённо можно выразить следующими позициями:
1. Общее образование на старшей ступени во всех развитых странах является профильным.
2. Как правило, профильное обучение охватывает три, реже два последних года обучения в школе.
Тем не менее, существует и другой подход, предусматривающий гораздо более раннюю профилизацию.
Своим видением этой проблемы я и хочу поделиться с Вами.
Прежде всего, профилизация – это не разовое мероприятие, а стройная система работы, охватывающая практически всех участников образовательного процесса на протяжении всех образовательных периодов и всех направлений деятельности в различных формах.
В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.
Современная система дополнительного образования детей предоставляет возможность миллионам обучающихся заниматься художественным и техническим творчеством, туристско-краеведческой и эколого-биологической деятельностью, спортом и исследовательской работой – в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями.
Школа дает общее образование, важное и значимое; но многогранному развитию личности, раскрытию ее способностей, ранней профориентации способствует именно дополнительное образование. И если школьное образование все дети получают в более-менее одинаковом объеме, что определяется федеральным государственным образовательным стандартом, то не стандартизированное дополнительное образование реализуется индивидуально в силу его многообразия, разнонаправленности, вариативности. Дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет интересы. И в этом — смысл дополнительного образования: оно помогает раннему самоопределению, дает возможность ребенку полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи. У детей, которые прошли через дополнительное образование, как правило, больше возможностей сделать безошибочный выбор в более зрелом возрасте.
Далее охарактеризуем деятельность по развитию профориентационной работы на примере учебной лаборатории «Звёздный мир математики».
Учебная лаборатория «Звёздный мир математики» была сформирована из учащихся третьих классов школ 2 и 9, гимназии 7 и лицея 10. Для зачисления учащихся было проведено тестирование, по результатам которого и были сформированы две группы.
На занятиях мы вместе с учениками стараемся постигать тайны математики, находить оригинальные решения задач. Мы не только выполняем предложенные стандартами задачи, но и составляем свои.
Одной из форм проведения занятий с одарёнными детьми является математический бой. Это соревнование двух команд в решении математических задач. Состоит из двух частей: решение задач за определённое время и сам бой, когда команды в соответствии с правилами рассказывают друг другу решение задач.
После того, как был проведён математический бой, хочется отметить, что дети проявили целеустремлённость, трудолюбие, активность, любознательность и ответственность.
Серьёзным испытанием для «Звёздного мира» стало участие в международной дистанционной олимпиаде проекта «Инфоурок».
Задания которой разрабатываются по школьной программе таким образом, чтобы каждый из участников смог проявить свои навыки и смекалку.
Задания подходят по сложности для большинства учеников, поэтому ни один из участников не остался в стороне от захватывающего интеллектуального соперничества со сверстниками. Каждый участник олимпиады нашёл для себя задание, которое потребовало от него применения полученных знаний и накопленного опыта, что, несомненно, повысило интерес и мотивацию ребенка к изучению математики.
Итоги участия в олимпиаде дают нам возможность смело сказать: «Мы поступаем правильно, работая с такими детьми»! Из 17 участников 13 удостоились призовых мест, среди которых: первое место заняли 3 человека, второе – 5 и третье – также 5 человек.
Помимо перечисленных форм работы, учащиеся «Звёздного мира» также занимаются исследовательской деятельностью, результатом которой стало создание учащимися учебно-исследовательских проектов. На одном из итоговых занятий 2016-2017 учебного года была проведена учебно-исследовательская конференция, на которой учащиеся представили продукты своей творческой деятельности.
По итогам конференции, а также участия в олимпиаде «Инфоурок», была проведена торжественная линейка, на которой все участники олимпиады получили сертификаты, призёрам были вручены дипломы, родители получили благодарственные письма, участники учебно-исследовательской конференции были награждены грамотами, авторы лучших проектов были выделены благодарственными письмами.
Новый учебный год принёс новые пути для творческой самореализации наших маленьких математиков. Почти половина учащихся «Звёздного мира», принявших участие в Международном конкурсе для младших классов «Лисёнок», принесли дипломы победителей и призёров: 6 первых мест и 2 вторых.
Следом было участие в Международной олимпиаде «Знанио», по итогам которого восемь учащихся стали победителями, трое – призёрами второй и трое – третьей степени.
Совершенно новым видом деятельности для учащихся «Звёздного мира» стал проект «Графическая интерпретация математических суждений», в рамках которого учащиеся представили свои творческие работы, отражающие их представление о математике в графической форме. Итогом реализации данного проекта стала «Живая выставка», которая была проведена в Центре инновационных технологий. На выставке побывали преподаватели и учащиеся ЦИТа, а также родители авторов работ.
Весна принесла новые возможности для развития моих учеников. По итогам участия в IX открытой всероссийской викторине «Знанио» у нас четверо призёров: двое участников заняли первое место и двое – третье. Весенний тур «Инфоурока» также принёс нам 8 призовых мест: 3 победителя, 5 призёров 2 степени.
Одним из главных результатов нашей деятельности, на мой взгляд, считаю высокие результаты муниципального этапа конкурса «Ученик года», где большинство учащихся учебной лаборатории набрали высокие баллы по предмету математика.
Учащиеся с воодушевлением, радостью, энтузиазмом ходят на занятия и принимают активное участие в текущих мероприятиях.
Далее представлены результаты мини-опроса среди учащихся групп и их родителей. На диаграмме видно, что 85% учащихся полностью удовлетворены работой учебной лаборатории «Звёздный мир математики», 15% – удовлетворены.
Мнение родителей практически совпадает с мнением детей: 90% – полностью удовлетворены, 10% – удовлетворены.
Важен тот факт, что в дальнейшем учащиеся планируют углубленно заниматься математикой (70%), и родители их в этом поддерживают.
Таким образом, подводя итоги всего вышесказанного, можно считать, что образовательная программа учебной лаборатории «Звёздный мир математики» способствует формированию ключевых компетенций у учащихся и развитию углубленного интереса к предмету «математика».
av.lenivova@mail.ru, +7 (918)-540-01-40