НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Кульниязова С. К. Устное народное творчество в воспитании детей младшего дошкольного возраста

Оригинал материала размещен в выпуске № 07 (33) https://f.almanah.su/33.pdf

«Любовь к родному краю, родной культуре, к родному селу или городу начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране, ее истории, к ее прошлому и настоящему.»
Д. С. Лихачев.
Раннее детство – это фундамент общего развития ребёнка. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья, интеллекта. Главным событием в интеллектуальном развитии ребёнка считается овладение речью, так как именно через речь ребёнок познаёт мир, и именно с помощью речи у него развиваются все психические процессы; память, внимание, воображение и мышление. Необходимо позаботиться о полноценном формировании речи с раннего детства, что бы ребёнок сумел в будущем преодолеть трудности с ожидающими его сложными задачами.
Каждый родитель с нетерпением ждёт, когда его ребёнок заговорит, чтобы мама и папа смогли полноценно общаться с ним. Как разговорить ребёнка, эта проблема волнует многих родителей. С ребёнком нужно постоянно разговаривать, даже если кажется, что он ни как не реагирует на это. Говорить надо обо всём что нас окружает, всё что мы видим.
Одно из основных средств воспитания в младшем дошкольном возрасте - устное народное творчество - бесценный дар фольклора. Хотим мы этого или нет, но фольклор с самого рождения входит в нашу жизнь, в мелодичных колыбельных, потешках, сказках, пословицах и поговорках, загадках и др. А ведь у нас в руках богатейший дидактический материал, на котором мы можем воспитать ребёнка, как цельную личность, без всяких проблем с речью, памятью и мышлением, стоит только правильно воспользоваться опытом наших предков. Пусть ребёнок постоянно слышит красивую правильную речь.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества.
Народное творчество также является важным источником нравственного, эстетического, патриотического воспитания дошкольников. Произведения устного народного творчества это первое что слышит и воспроизводит ребенок в жизни. Это колыбельные, потешки, пестушки. В ходе приобщения к этому виду народного творчества решаются такие воспитательные задачи, как:
‒ развивать интерес ребенка к устному народному творчеству;
‒ развить выразительность в языке ребенка, интонацию, силу голоса, разговорную речь, а также посредством живого образного языка учить пониманию слов и выражений;
‒ открыть детям смысл пословиц и поговорок, заключающих в себе правила поведения и моральные нормы;
‒ при помощи русского фольклора, а также фольклора других народов обогащать знания детей об окружающем мире;
‒ приучить разыгрывать сказки по ролям; ‒ заинтересовать детей народными играми, приучать использовать фольклор для самостоятельной игровой и театрализованной деятельности.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения, благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира «по законам красоты».
Научить детей любить Родину, чувствовать красоту родного края, чувствовать уважение к людям, живущим рядом – главнейшая задача педагогов и родителей. Когда нужно начинать прививать любовь к родному краю? Это важное чувство должно зародиться в сердце человека в самом детстве – это может стать важнейшей определяющей становления характера человека и повлияет на всю его жизнь.
Следует отметить, что повышение уровня качественного воспитания и обучения напрямую зависит от понимания ребенком Родины, от опоры на патриотические чувства, которые человек пронесет через всю жизнь. Первые нравственные представления дети получают в семье и в дошкольном учреждении. Любовь к родному краю, к людям, живущим рядом, к нашим предкам, к нашей истории детям младшего дошкольного возраста лучше всего передать посредством устного народного творчества.
Устное народное творчество содержит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяющие уже с малых лет побуждать детей к речевой активности. Произведения фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребенка, приспособлены к детским потребностям. Исподволь, незаметно они вводят малыша в стихию народного слова, раскрывают его богатство и красоту, являются образцом речи. Важным периодом в развитие ребенка является дошкольный возраст. Трудно переоценить роль устного народного творчества в воспитании и становлении личности ребенка раннего возраста. Одними из первых художественных произведении которые способен воспринимать ребенок, являются малые формы фольклора. Благодаря им взрослые легко могут установить эмоциональный контакт с ребенком, расширить кругозор, сформировать отношение к окружающему миру, обогатить речь.
Сказки, поговорки, загадки способствуют развитию мышления, воображения, сообразительности, развитию эмоциональной сферы. Русские народные произведения сами по себе богаты по форме и содержанию и изначально содержат в себе нравственные ценности.
Сказка – наиболее любимый детьми жанр. Это повествовательные произведения устного народного творчества о вымышленных событиях, с участием волшебных сил, которые пришли к нам из глубокой древности. Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник в воспитании ребенка, это духовное богатство культуры родного края. Именно со сказкой связаны наши первые представления о добре, мире, справедливости.
Для формирования моральных ценностей у малышей прекрасно подходят пословицы и поговорки, так как они эмоционально насыщенны порой несут в себе моральные постулаты. Эти короткие изречения легко запоминаются детям, их воздействие на ребенка сильнее, чем обычные уговоры и нравоучения. Скороговорки помогают ребенку научиться правильно и быстро говорить и одновременно остаются простой игрой для них. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом. Корни этой связи — в языке народа, его песнях, музыке, играх, во впечатлениях, получаемых маленьким человеком от природы родного края, в деталях быта, нравах обычаях людей, среди которых он живет. Народное творчество — это неисчерпаемый источник педагогического материала, одна из основ речевого, нравственного, эстетического, патриотического воспитания. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственные стороны личности.
В детском саду наиболее создается благоприятная почва для прослушивания, повторения и обыгрывания потешек, что способствует развитию речи и памяти ребенка. Для обогащения словарного запаса детей очень целесообразно использовать работу с потешками. Эти короткие стишки часто дополняются определенными действиями, которые способствуют воспитанию доброжелательности, сочувствию. Со временем дети переносят их в самостоятельные игры. Благодаря потешкам дети учатся воспринимать коротенький сюжет, выраженный в художественном слове. С раннего возраста дети с удовольствием могут рассматривать картинки, иллюстрации книжек или дидактических игр по мотивам фольклорных произведений и пересказывать их. Использование различных видов устного народного творчества совместно с другими воспитательными средствами помогут успешному обогащению словаря ребенка, развитию его речевой активности, помогут в формировании гармонически развитой личности. То, что впитает в себя ребенок в дошкольном возрасте в основном зависит от среды, в которой он воспитывается. Окружая детей своей заботой и лаской, а также включая устное народное творчество в свои занятия, родители и педагоги, воспитатели могут уже с ранних лет вложить в них основные нравственные качества, которые в дальнейшей его жизни будут только развиваться.
Влияние фольклора на речь дошкольников, её образность и выразительность отмечали Р.П.Боша, Н.Н.Насруллаева.
Основываясь на исследованиях педагогов, лингвистов, психологов, таких, как Л.С.Выготский, Д.Б. Богоявленская, А.В. Запорожец, О.С.Ушакова можно уверенно утверждать, что младший дошкольный возраст является периодом особой восприимчивости к звуковой стороне речи, к языку, к образным выражениям, к характеристикам персонажей и главных героев художественной литературы, в том числе фольклора.
Дети этого возраста способны наблюдать образы, например, сказок и подражать героям и персонажам художественных произведений.
Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
Фольклор действительно не заменим в воспитании и развитии детей, он развивает детскую речь, влияет на духовное развитие человека, на его фантазию приобщая ребёнка к народной культуре. С детства мы поможем ему ощутить жизнь своего народа и привьём его любовь к истории.
2020