НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Юшманова О.Н., Попова М.В. Технология «Проблемные ситуации» как метод формирования у детей старшего дошкольного возраста активной жизненной позиции


Оригинал материала размещен в выпуске № 03 (29) https://f.almanah.su/29.pdf

Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях, чем их предшественники 25—30 лет назад. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, технологизация детской субкультуры, отсутствие «дворовой» социализации, частичной подмене духовно-нравственных ценностей материальным благополучием,изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. В тоже время государство и система образования предъявляют ребёнку достаточно высокие требования. Современный ребенок, приходя в школу, уже должен уметь решать конфликтные и проблемные ситуации, не прибегая к помощи взрослого, легко ориентироваться в ближайшем социальном окружении, быть инициативен, ответственным, самостоятельно определять стратегию поведения в различных ситуациях.
Очевидно, что разрешить столь непростую задачу можно лишь одним путём: начинать социальное развитие детей как можно раньше, уже в дошкольном возрасте.
Анализируя опыт различных педагогических коллективов, мы пришли к выводу, что наиболее физиологично начинать решать данные задачи стоит, опираясь уже на имеющийся опыт в детском мировоззрении. Дети уже в младшем дошкольном возрасте неплохо ориентируются в теме «что такое хорошо и что такое плохо». Они знают нормы и правила поведения. При этом,анализируя полученные нами данные в ходе диагностики, мы пришли к выводу, что эти нормы не стали ещё внутренними правилами и убеждениями детей. Они весело смеются,когда кто-то рядом с ними балуется и разбрасывает на улице фантики или обзывает на других детей. Им не хватает внутренней силы и убежденности противостоять этим явлениям. Им легче это принять за игру или баловство. Очевидно, что эта ситуация требует новых подходов для её решения.
Наш педагогический коллектив, занимаясь социально-коммуникативным развитием, делает акцент на формирование активной жизненной позиции детей, нравственных качеств, чтоб максимально эффективно подготовить современное поколения к предстоящему жизнии обучению в школе. МБДОУ №89 «Умка» стало первой в городе Северодвинске площадкой по реализации технологии Эффективной социализации Натальи Петровны Гришаевой, подхватив инициативу педагогов города Архангельска. Разрабатывая стратегию на год, мы решили, что технология «проблемных ситуаций» максимально решает поставленные нами задачи. Мы понимали, что не можем действовать с отрывом от семьи наших воспитанников, поэтому первым шагом была диагностика родителей, которые и определили для нас список интересующих проблемных тем.
Каждая тема прорабатывалась в трёх позициях: диагностическом, обучающемся и контрольном игровом мероприятии.
Календарный план реализации проекта «Учимся играя».

Ситуация

Этап реализации

Мероприятие

Срок

Ответствен-ный

1. Поведение на дороге, улице

Диагностический

1. Консультация для родителей: «Что такое «проблемные ситуации» в образовательном процессе» (по Н.Г.Гришаевой)

сентябрь

педагог-психолог

2. Развлечение для детей: «Красный,
желтый, зеленый»

сентябрь

воспитатели

Обучающий
- Чтение С.Михалкова «Дядя Стёпа-милиционер»
- Отгадывание и загадывание загадок.
- Лото «Знаки дорожного движения».
- С/р игра «ДПС».
- Рассматривание книг, иллюстраций.
- Заучивание стихов на тему ПДД.
- Экскурсия к проезжей части «Светофор» при участии родителей.
- знакомство с дорожными знаками (при участии родителей).
- Рисование «Подарок Шапокляк» (дорожные знаки).
(сентябрь – октябрь).
сентябрь-октябрь
воспитатели
Итоговый
Развлечение «Встреча с Шапокляк»
ноябрь
воспитатели

2. Поведение детей с незнакомыми людьми

Диагностический
1.Создание ситуации «Встреча с незнакомцем (на улице)»
ноябрь
воспитатели
2. Мастер-класс с родителями «Проблемно – игровые ситуации, применяемые с детьми старшего дошкольного возраста»
ноябрь
педагог-психолог
Обучающий
- Д/и «Правила поведения на улице».
- Д/и «Что хорошо, а что плохо».
- «Рефлексивный круг».
- Чтение литературы.
Сказка «Красная Шапочка».
- беседа с детьми «Осторожно, незнакомец»
- оформление плаката (памятки) для детей «Будь осторожен с незнакомыми людьми»;
- консультация для родителей «Безопасность ребенка при встрече с незнакомыми людьми. Как избежать опасности»
декабрь
воспитатели
Итоговый
Игровая программа для детей: «Брейн – ринг»
январь
воспитатели

3. Правила поведения в группе

Диагностический
Ситуация: «Карлсон в гостях у детей».
Папка – передвижка
«Правила поведения в
различных условиях»
февраль
воспитатели
Обучающий
- «Рефлексивный круг».
- Чтение произведений.
- Д/и «Правильно – неправильно».
- Беседа на тему: «Воспитанные дети – это кто?»
- игровое «День открытых дверей».
- создание книги «Правила поведения в д/с»
март
воспитатели
Итоговый
Игровая программа «Поле чудес»
апрель
воспитатели
Результат проекта:
Первые результаты проекта мы почувствовали уже в реализации первой проблемной ситуации «Поведение на дороге и улицах города»:
·          На 30-40 % увеличилась активность детей в проигрываемых эпизодах. Они были уже не просто пассивными наблюдателями, а активно участвовали в ситуациях, озвучивали норма и правила, контролировали свое поведение и поведения других детей и взрослых.
·          Сформировалось единое образовательное пространство «Семья – детский сад – социум»
·          Повышение рейтинга образовательного учреждения, в глазах родителей.
·          Произошло налаживание детско-родительских отношений. Родители отмечали, что почти впервые так много и подолгу разговаривали с детьми по поводу происходящих в их жизни событиях.
·          Повысилась профессиональная компетенция педагогических работников.
·          Обновилась предметно-развивающееся среда группы.
Конечно, мы понимали, что столкнемся и со сложностями в ходе реализации проекта.

Возможные риски реализации проекта и меры по их устранению.

Риски
Способы решения рисков
Неумение детей управлять своими эмоциями (особенно в нестандартных ситуациях); нежелание подчинять свои интересы интересам коллектива.
Психологическая подготовка воспитанников, беседы о нормах и правилах, обыгрывание педагогических ситуаций.
Личностные особенности детей (застенчивость, закрытость, не умение грамотно сформулировать просьбы и т.д.).
Гибкие личностный подход к каждому участнику процесса.
Перегруженность образовательного процесса.
Гибкость планируемых мероприятий, возможность реализовать в различные периоды воспитательно-образовательной работы.
Низкий уровень заинтересованности в проводимых мероприятиях.
Мотивация, индивидуальный подход к воспитанникам в ходе планирования и реализации мероприятий.
Недостаточность методической и материально-технической базы
Финансирование инновационного проекта ДОУО осуществляется за счет внебюджетных финансовых средств и иных поступлений, если их использование не противоречит закону.

В настоящее время проект по формированию активной гражданской позиции у старших дошкольников находится на стадии реализации, и будет поспешным делать выводы о проделанной работе.
Но наблюдения за промежуточными достижениями и результатами позволяют утверждать, что на данный период времени наблюдается положительная динамика в формировании таких личностных качеств, как ответственность, инициативность, отзывчивость, доброжелательное отношение к окружающим.
Повысился уровень знаний и практических умений не только у детей, но и родителей. Несомненно, вовлечение семей воспитанников благоприятно влияет на процесс социально-личностной адаптации детей в условиях современной жизни и позволяет добиться высоких результатов в педагогическом взаимодействии.
Думаю, что реализующийся проект послужит хорошей основой для дальнейшей работы по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста.

Список литературы:

1.       Гришаева Н. П., Струкова Л.М. Современные технологии социализации дошкольников: «Дети-волонтеры» и «Социальные акции» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2018. №5 (62). С. 29-32.
2.       Гришаева Н. П., Синицына В.А., Шестакова Л.В., Конищева Т.Е., Афонина Т.В. Технологии эффективной социализации в детском саду и в начальной школе. Планирование, результаты, диагностика: [учебно-методическое пособие] / под ред. Н.П. Гришаевой. – М.: Линка-Пресс, 2019. – 264 с.
3.       Проблемы консолидации детского сада и семьи в воспитании дошкольников // V Всероссийский Съезд работников дошкольного образования (23-24 ноября 2018 г.): [Электронный ресурс]: сборник статей. Москва. РОС, 2018. С. 298-300. 1 CD ROM.
2020