НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Циклаури Л.Г., Пашина Т.В., Исаева О.В. Сказкотерапия как метод формирования гармоничного мировосприятия детей дошкольного возраста

Оригинaл материала размещен в выпуске № 9 (59) https://f.almanah.su/59.pdf


Дошкольный возраст является периодом становления личности, во время которого закладывается характер, отношение к обществу, к себе, создается система ценностей, направлений и мотивов поведения. В этот период происходит обогащение опыта ребенка, совершенствование умения общаться с людьми, гармонично входить в социальную среду, адекватно вести себя в необычных жизненных обстоятельствах. Возникает необходимость формирования у ребенка стойких моральных позиций, способности к самостоятельному критическому мышлению, социальной компетентности.
Педагоги, работающие в дошкольных учреждениях, в своей учебно-воспитательной деятельности используют разные технологии воспитания и обучения. В наше время все большую популярность приобретает такое направление педагогической науки, как артпедагогика, которая предполагает привлечение детей к различным видам деятельности (прослушивание музыки, рисование, лепка, танцы и т.п.). Суть артпедагогики заключается, прежде всего, в том, что она влияет на морально-этические, эстетические и коммуникативно-рефлексивные основы личности и способствует формированию у ребенка навыков социального поведения с помощью искусства. Кроме того, артпедагогика помогает малышам преодолевать собственные психологические трудности, восстанавливать эмоциональное равновесие, переключаться из негативных переживаний на положительные чувства и мысли. [4]
Одним из методов артпедагогики, который помогает обеспечить стабильное развитие дошкольников, является сказкотерапия. Исследованием сказкотерапии занимались известнейшие ученые, например, Э. Фромм, Э Гарднер. Если говорить об отечественных исследованиях, то много внимания этой теме в своих трудах уделили И. Вачков, Т. Зинкевич-Евстегнеева, Е. Лисисна и другие.
Целью данной работы является проанализировать эффективность метода сказкотерапии в системе работы с дошкольниками, выделить основные формы работы со сказкой, определить условия успешного использования метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста.
Сказкотерапия – это один из эффективных методов работы с дошкольниками, которые переживают те или другие эмоциональные трудности, имеют проблемы с поведением. В понимании Т. Зинкевич-Евстегнеевой сказкотерапия - это не просто направление психотерапии, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур [2].
Суть этого метода состоит в создании исключительной сказочной атмосферы, которая помогает ребенку осуществить свои мечты, преодолеть свои страхи и комплексы. В. А. Сухомлинский так писал о сказке: «Я тысячу раз убеждался, что наполняя мир фантастическими образами, создавая эти образы, дети открывают не только красоту, но и истину. Без сказки, без игры, воображения ребенок не может жить, без сказки окружающий мир превращается для нее в красивую, но все же нарисованную на холсте картину; сказка заставляет эту картину ожить. Сказка - свежий ветер, раздувает огонек детской мысли и речи, хороших чувств. В сказке раскрывается духовный мир ребенка, идеальный уровень его нравственного развития, осуществляется влияние на подсознание ребенка ... » [5].
Сказкотерапия способна снизить у детей уровень тревожности, помочь преодолеть различные страхи, адаптироваться к коллективу. Сказкой можно побороть детскую агрессивность, добавить уверенности застенчивым детям и даже помочь в лечении психосоматических заболеваний. В процессе воздействия метода сказкотерапии ребенок начинает самостоятельно избавляться от очевидных и скрытых проблем [3].
Известный сказкотерапевт А. В. Гнездилов дает свое определение сказкотерапии. Он отмечает, что сказкотерапия - это процесс возвращения ребенку гармоничного мировосприятия.
В сказкотерапии преимущественно используются такие формы работы:
- анализ известных детских сказок;
- рассказ от первого и третьего лица;
- создание сказки «по слову от каждого»;
- инсценировка сказки экспромтом;
- сочинения конца сказки или начала новой сказки;
- создание авторской сказки каждым ребенком, где в завуалированной форме он рассказывает о своих проблемах, переживаниях и ожиданиях.
Вместе с тем в научной литературе выделены три формы сказкотерапевтической проективной диагностики:
- вербальная (предусматривает создание, дописки или переписывания сказки с последующим ее анализом);
- невербальная (предусматривает рисование, создание кукол и т.п. с последующим анализом);
- смешанная (объединяет в себе создание сказки с последующим рисованием по ее мотивам или наоборот).
Анализ таких сказок позволяет педагогу более ярко увидеть причины жизненного кризиса ребенка, оценить уровень положительных сдвигов, которые состоялись (не состоялись) [1].
Одним из первых условий успешного использования сказкотерапии является повседневное общение педагога с детьми с использованием материала сказки, применение таких методов работы со сказками, как чтение, пересказ, беседы по содержанию сказок; рисование, лепка, ручной труд по сюжетам сказок и пр. Необходимо использовать творческие методы работы с текстами сказок (перенос героев знакомых сказок в новые обстоятельства, изменение ситуаций, создание новых сюжетов сказок).
Важную роль в учебно-воспитательном процессе играет умение педагога сориентироваться в трудностях и особенностях воздействия на детей. Специфика профессиональной задачи в педагогической профилактике отклоняющегося поведения определяется необходимостью коррекции социально-педагогической ситуации развития жизнедеятельности дошкольников, глубокого анализа деструктивных факторов, которые вызывают негативные проявления в поведении детей.
При составлении или выборе сказки необходимо учитывать возрастные особенности детей, совмещать ее с различными видами деятельности. Детям очень нравится такой вид занятий. Они эмоциональны, раскованные, веселые, легко входят в образ. Во время рассказывания сказки дети, по сюжету сказки, превращаются в разных животных или существ, которые действуют в сказке. Это в значительной степени повышает интерес дошкольников к учебным упражнениям и одновременно способствует их морально-нравственному воспитанию.
Наблюдения показывают, что дети любят повторения, знакомые сказки воспринимают легче, а иногда с большим интересом.
Атрибуты и декорации к сказкам необходимо дополнять и постоянно менять. Следует помнить, что все, что выполняется детьми, является успешным и удачным.
В результате целенаправленного применения различных методических приемов и видов работы со сказкой, я необходимо подводить детей к пониманию того, почему следует вести себя хорошо, с уважением относиться к окружающим, учить их анализировать конкретную ситуацию, делать моральные выводы, находить оригинальные пути решения конфликтов.
Сказкотерапия - это современный и эффективный метод в разноплановой психологической работе с детьми, о чем свидетельствуют имеющиеся в мировом информационном пространстве научные статьи, исследования и отзывы. Важно продолжать накопление данных о сказкотерапии, ведь в системе групповой и индивидуальной психологической работы с детским контингентом именно этот метод является одним из самых эффективных в воспитании, обучении и социальной адаптации ребенка.
Список литературы
1.              Гнездилов А. В. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина (сказки доктора Балу). – СПб.: Речь, 2002. – 158 с.
2.              Зинкевич- Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии / Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. – С.Пб., 1998.
3.              Майбородюк, Н. Д. Сказкотерапия в развитии ценностно-смыслового сознания учащихся начальной школы [Текст]: сб. науч. р. / Н. Д. Майбородюк // Педагогика высш. и сред. шк. - 2010. - Вып. 28. - С. 136-141.
4.              Сказкотерапия как метод развития дошкольников/ Л. Л. Шалимова. — Х.:Изд-во «Ранок», 2012. — 160 с. — (Дошкольное образование).
5.              Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский // Избранные педагогические сочинения. – К., 1980. – 264 с.
2022