НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Сапожникова О.Ю. Игра-эстафета с детьми старшей группы "Школа светофорных наук"

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (62) https://f.almanah.su/62.zip

Цели: Формирование безопасного поведения у детей дошкольного возраста через ознакомление с правилами дорожного движения.

Задачи:
Систематизировать знания о дорожных знаках, о назначении светофора, о видах транспорта.
Развивать внимание, наблюдательность при выполнении заданий, ловкость.
Воспитывать культуру поведения с целью предупреждения детского дорожного травматизма.

Оборудование и материалы: музыка для конкурсов, напольный макет светофора, дорожные знаки, атрибуты для игры «Огоньки светофора», кегли, Макет игрового поля для игры, карточки с изображением различного транспорта.

Предварительная работа: беседа с детьми о безопасном поведении на улицах города, чтение сказок о ПДД, отгадывание загадок, выставка поделок по правилам дорожного движения.

Организационный момент

Ведущий: Дорогие ребята! Мы сегодня рады приветствовать вас в нашем зале. Сегодня у нас состоится соревнование “Школа светофорных наук”. Мы сегодня проверим, насколько хорошо вы знаете правила дорожного движения, дорожные знаки и умеете применять знания на практике.

Ведущий: Но прежде чем начать состязания я предлагаю всем сделать разминку.

«Разминка светофор» под песню

(Дети под видео выполняют танцевальные движения)

Ведущий: Сегодня в нашей игре участвуют 3 команды: «Красные», «Жёлтые» и «Зелёные». А теперь команды представляем свои девизы!

(капитаны представляют свои команды: первую строчку читает капитан, вторую строчку читают все участники команд)

1 команда:

Загорелся красный свет?

Стой! Вперед дороги нет!

2 команда:

Желтый глаз твердит без слов:

К переходу будь готов!

3 команда:

На зеленый свет - вперед!

Путь свободен. Переход.

Воспитатель: Мы приглашаем команды занять свои места в соответствии с названием!

(Дети присаживаются на скамейки в соответствии с цветом команды)

Ведущий: Ребята, мы с вами живём в большом и красивом городе Новочебоксарск, с зелеными широкими улицами, где ездят много различного транспорта: легковые и грузовые автомобили, троллейбусы, автобусы и маршрутное такси. Вот и первое задание

Игра «Виды транспорта»

Ведущий: Ребята перед каждой командой лежат игровое поле и карточки с изображением различного транспорта, вы должны будете их разложить в зависимости от того, где они могут находиться. А потом расскажете, почему вы так решили.

(По окончании выполнения задания можно спросить и уточнить названия и виды транспорта и рассказать для чего они предназначены)

Ведущий: Молодцы ребята, все справились с заданием.

Ведущий: Ребята, какой транспорт ходит в городе мы с вами узнали. А кто же является самым главным на дороге, узнаете, когда разгадаете загадку.

Он глазищами моргает

Неустанно день и ночь.

Он машинам помогает

И тебе готов помочь.

Дети: ответы детей (светофор).

Ведущий: Правильно ребята, главный на дороге у нас светофор. Как вы думаете, ребята, какой смысл имеет каждый цвет?

Дети: Красный – цвет костра пожара. Это – тревога, опасность. Желтый – цвет солнца, которое может быть и другом, и врагом одновременно. Солнце как бы предупреждает: «Будь осторожен и внимателен. Не торопись!» Зеленый - цвет травы, леса, листвы. Он напоминает об отдыхе и спокойствии. Это – безопасность!

Ведущий: Молодцы, вы запомнили сказку и ответили все правильно. Но совсем недавно наш светофор сломался, и нам предстоит его починить. Для починки светофора мы приглашаем капитанов команд.

Игра для капитанов «Почини светофор»

Ведущий: Для каждой команды приготовлены круги разных цветов, и командиры команд должны в правильной последовательности собрать все сигналы светофора, объяснить свой выбор, рассказать о назначении светофора.

Ведущий: Молодцы капитаны, с заданием вы справились на отлично! Вот и следующее задание. Мы предлагаем каждому участнику команд принять активное участие в эстафете.

Подвижная игра «Огоньки светофора»

Педагог предлагает ребятам превратиться в огоньки светофора и поиграть. Каждый участник получает круги одного из трех сигналов светофора. Под веселую музыку дети двигаются по кругу. Как только мелодия затихает, собираются по трое в «светофорики». Игра повторяется несколько раз.

Ведущий: Молодцы, светофор мы починили и немного поиграли! А сейчас мы предлагаем вам занять свои места. И внимание, следующее задание!

Ведущий: Ребята, а знаете ли вы, что у Светофора есть верные друзья – помощники на дороге. А кто это такие вы узнаете, когда отгадаете загадки.

Загадки «Дорожные знаки»

Чудо-конь— велосипед,

Можно ехать или нет?

Странный этот синий знак,

Не понять его никак!

(Велосипедная дорожка)

Тормози скорей, шофер!

Можно врезаться в забор!

Кто нам путь загородил

И дорогу перекрыл?

(Железнодорожный переезд со шлагбаумом)

Если нужно вам лечиться,

Знак подскажет, где больница.

Сто серьезных докторов

Там вам скажут: "Будь здоров!"

(Больница)

Знак повесили с рассветом,

Чтобы каждый знал об этом:

Здесь ремонт идёт дороги -

Берегите свои ноги!

(Дорожные работы)

Круглый знак, а в нем окошко,

Не спешите сгоряча,

А подумайте немножко,

Что здесь, свалка кирпича?

(Въезд запрещен)

Что за знак такой висит?

- «Стоп!» - машинам он велит. -

Переход, идите смело

По полоскам черно-белым.

(Пешеходный переход)

Если нужно вам лечиться,

Знак подскажет, где больница.

Сто серьезных докторов

Там вам скажут: "Будь здоров!"

(Больница)

Ведущий: Правильно, это дорожные знаки, которые каждый день помогают нам по дороге в детский сад. Сегодня мы и представить не можем, что бы творилось на наших улицах, если бы не было дорожных знаков. Они стали главными помощниками для всех участников дорожного движения: и для пешеходов, и для водителей. Мы с вами знаем, что знаки бывают разные. Например, некоторые из них предупреждают нас о чем-то и потому называются предупреждающими. Ребята, какие еще по видам бывают дорожные знаки?

Дети: ответы детей (запрещающие, разрешающие, знаки сервиса…)

Ведущий: Молодцы, вы правильно ответили. И вот для команд следующее задание. Будьте предельно внимательны!

Красная команда по очереди собирает запрещающие, желтая команда собирает предупреждающие, а зеленая команда собирает разрешающие.

Игра - эстафета «Найди свой знак»

(Дети собирают дорожные знаки по классификации: разрешающие, запрещающие, предупреждающие, объясняют, для чего они…)

Ведущий: Молодцы и с этим заданием вы справились, а теперь, для того, чтобы узнать все ли правила дорожного движения вы выполняете у нас объявляется конкурс «ВОПРОС – ОТВЕТ»

Для каждой команды приготовлены вопросы, прежде чем ответить подумайте, не спешите, слушаем вопрос до конца. Если команда не сможет ответить на вопрос, право ответа переходит следующей команде.

Конкурс «Вопрос – ответ»

Для красных

1. Сколько цветов имеет светофор, и какие это цвета? (красный, желтый, зеленый)

2. Когда едешь в автобусе, ты кто? (пассажир)

3. Где пассажиры ожидают автобуса? (на остановке)

4. Почему в общественном транспорте нельзя громко разговаривать? (чтобы не мешать водителю)

5. Кто помогает регулировать движение машин, если нет светофора? (регулировщик)

6. Какие виды переходов вы знаете? (наземный, подземный)

7. Почему опасно играть на проезжей части? (можно попасть под машину)

Для желтых:

1. Где надо переходить дорогу? (по пешеходному переходу, по подземным и наземным переходам)

2. На какой сигнал светофора нельзя переходить дорогу? (красный)

3. С какой стороны надо обходить автобус? (сзади)

4. Что такое зебра? (пешеходный переход)

5. Какой светофор называют пешеходным, какие сигналы он подает? (красный – стоп, зеленый – переходим)

6. Сколько огоньков у пешеходного светофора и какого они цвета? (два цвета: красный и зеленый)

7. Что такое перекресток? (место, где улицы пересекаются между собой)

Для зеленых:

1. Почему опасно перебегать дорогу? (можно попасть под машину)

2. Можно ли играть на проезжей части дороги? (нет, это мешает транспорту и опасно для жизни)

3. Что означают сигналы светофора? (красный – стой, желтый – приготовиться, зеленый – иди)

4. Представьте, что вы выросли и стали управлять автомобилем. В кого вы превратились? (водитель)

5. Кто является пешеходом? («пешеход» - это, человек, идущий пешком)

6. Где должны ходить пешеходы? (по тротуару)

7. Какого цвета разрешающий сигнал светофора? (зеленый)

Игра - эстафета «Путешествие по городу»

Ведущий: На все вопросы вы ответили правильно, а теперь проверим какие вы внимательные водители и пешеходы.

Первый стоящий в команде бежит за рулем и обегает кегли аккуратно, не сбив ни одной, и возвращается в команду, забирает следующего игрока и уже вместе с ним обегает кегли. Соревнование заканчивается тогда, когда все игроки команды встанут друг за другом и полностью вся команда обежит кегли, не сбив ни одной.

Ведущий: Молодцы! Все справились. А сейчас приглашаем всех занять свои места. И пока жюри подводить итоги, предлагаем вам игру разминку. Слушайте внимательно вопросы и дружно отвечайте. Если вы поступаете согласно правилам дорожного движения, то дружно отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья!». А если нет – молчите.

Игра «Это я, это я, это все мои друзья!»

Кто из вас вперед идет, только там, где переход? (ответы детей)

Кто летит вперед так скоро, что не видит светофора? (молчание)

Знает кто, что свет зеленый, означает – путь открыт,

А что желтый свет всегда нам о внимании говорит? (ответы детей)

Знает кто, что красный свет, говорит – дороги нет? (ответы детей)

Кто из вас идя домой, держит путь мостовой? (молчание)

Кто инспектору помогает, за порядком наблюдает? (ответы детей)

Кто пинает мяч веселый, перед домом на дороге? (молчание)

Кто из вас в вагоне тесном уступил старушке место? (ответы детей)

Представитель жюри: Ну что ж, ребята, наше соревнование подошло к концу. Мы убедились, что все вы очень хорошо знаете правила дорожного движения, которые обязательно будете соблюдать и выполнять. А за ваши знания примите памятные подарки и удостоверение «Школы светофорных- наук»

Дети получают призы и уходят из зала.

Литература1. Хабибуллина Е. Я. Дорожная азбука в детском саду. Конспекты занятий. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2010.

2. Кобзева Т. Г., Холодова И. А., Александрова Г. С. Правила дорожного движения. Система обучения дошкольников. – Волгоград: «Учитель», 2010.
2022