Основная задача дошкольного образования – воспитать ребенка здорового, уверенного в себе, умного и счастливого. Статистика последних лет свидетельствует о неуклонном росте количества детей, имеющих те или иные проблемы в развитии. Рождается все меньше малышей, речь которых развивалась бы без серьезных отклонений от нормы. В последние годы и родители, и педагоги часто жалуются на то, что дети начинают поздно говорить, разговаривают плохо и мало, их речь бедна и примитивна. Такая картина наблюдается, к сожалению, не только в нашей стране, но и во всем мире. За последние 20 лет число речевых нарушений выросло более чем в 6 раз.
В нашем дошкольном учреждении существуют группы компенсирующей направленности для детей с речевыми нарушениями. Одним из немаловажных условий качественной коррекционно-образовательной деятельности является налаживание конструктивного сотрудничества между логопедической службой МБДОУ и семьей.
Самыми первыми проводниками ребенка в окружающем мире являются его родители. Педагоги, строят своё общение с семьей, на основе принципа: родитель - не гость, а полноправный член команды ДОУ. У нас с ними одна общая задача - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, формирование основ базовой культуры личности, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе.
Наш девиз во взаимодействии с родителями: Мы готовы работать вместе с вами, но не вместо Вас!
Однако, часто бывает, что родители не знают чему и как учить своего ребенка, когда многие семьи перекладывают свои функции воспитания на сотрудников дошкольных учреждений, не понимая важности единых требований. Логопедическая служба нашей дошкольной организации, как и весь коллектив, прилагает максимум усилий, чтобы сделать родителей своими союзниками в вопросах воспитания и развития ребенка. Для формирования эффективного взаимодействия педагогов и родителей важно учитывать их психологические и индивидуальные особенности, жизненный опыт, собственное видение проблем и мотивов в обучении детей, руководствоваться принципами сотрудничества.
Такими принципами являются:
- индивидуальный подход к каждой семье;
- гуманный подход ко всем участникам процесса воспитания, развития, коррекции;
- преемственность согласованных действий;
- открытость отношений;
- поэтапность реализации задач сотрудничества;
- эффективность выбранных форм взаимодействия;
- обратная связь.
Для организации взаимодействия с родителями применяются различные формы работы, как коллективные, так и индивидуальные, а также формы наглядно-информационного обеспечения.
К коллективным формам взаимодействия относятся:
― групповые родительские собрания и консультации;
― «Дни открытых дверей»;
― Заседания родительского клуба;
― «Круглые столы»;
― Мастер-классы;
― Тренинги;
― Семинары - практикумы;
― Презентации;
― Совместные развлечения (логопедические досуги, КВНы, викторины и др.)
К индивидуальным формам взаимодействия с семьей относятся:
― Анкетирование и опросы;
― Беседы и консультации;
― Логопедические пятиминутки;
― «Родительский час».
Формы наглядного информационного обеспечения:
― Информационные стенды и тематические выставки;
― Выставки рекомендуемой литературы для родителей;
― Дидактические и развивающие игры, а также аудио и видеозаписи для индивидуальных занятий с ребенком дома;
― Открытые занятия учителя-логопеда и интегрированные занятия во взаимодействии с другими специалистами ДОУ;
― Оформление стенгазет, информационных листов, буклетов, папок передвижек;
― Общение специалистов с родителями посредством сайта Учреждения и др.
Наибольший отклик у родителей находят семинары-практикумы, заседания родительского клуба, совместные с детьми занятия, различного рода презентации, экран звукопроизношения, совместные праздники, логопедические досуги, заседания в форме ток-шоу, КВН.
Хотелось бы подробнее остановиться на такой форме сотрудничества, как – Родительский клуб. Целью деятельности клуба, является повышение родительской компетенции в вопросе профилактики и устранения речевых нарушений у ребенка дошкольного возраста. Обсуждаемые темы могут быть различными, например: «Зачем нужна артикуляционная гимнастика?», «Фонематический слух – как основа правильной речи», «Игры и упражнения на развитие и усвоение звукового анализа и синтеза» и др. В ходе встреч, учителем-логопедом используются как традиционные, так и нетрадиционные методы и приемы, создаются ситуации, которые заставляют родителей понять всю важность и необходимость их участия в коррекции нарушений имеющихся у ребенка. Родители овладевают практическими умениями, навыками и приемами, которые в дальнейшем используют в индивидуальных занятиях с ребенком дома.
Еще одна эффективная форма сотрудничества с родителями - это экран звукопроизношения, который помещается в индивидуальную тетрадь каждого ребёнка. В «экране» отображается количество нарушенных звуков у ребенка и динамика их исправления. Родители видят, как продвигается процесс коррекции звуков: цветными символами обозначаются звуки, которые ещё автоматизируется, те, которые уже введены в речь и те, над которыми работа еще не начата.
Альтернативой «Экрана звукопроизношения» может быть обычный бейджик, имеющийся у каждого воспитанника, на нём фломастером пишется звук, отрабатываемый в настоящий момент, рядом с уже поставленным звуком ставится звёздочка, символизирующая успех ребёнка. Такой приём работы позволяет сделать процесс логопедической коррекции ещё более открытым, а также не даёт возможности педагогам и родителям забывать, за каким звуком в речи следует особо тщательно следить в настоящий момент.
Все большей популярностью в последнее время пользуется такая форма взаимодействия с родителями, как общение на форуме сайта Учреждения. Родитель, в удобное для него время, может получить полноценную консультацию учителя-логопеда, по интересующему его вопросу, а также посетить страницу «Консультативный пункт» и получить информацию других специалистов ДОУ.
Используемые учителем-логопедом формы взаимодействия с семьей, позволяют повысить педагогическую компетентность родителей, обеспечить реализацию коррекционных задач, а также способствовать успешному переходу ребенка на новую ступень развития.