Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Соловьева О.Ю. Социализация младших школьников

Оригинал материала размещен в выпуске № 02 (16) https://f.almanah.su/16.pdf

Великий поэт всех времен и народов А. С. Пушкин сказал: «В начале жизни школу помню я». Этим самым он определил значение школы в развитии человека. Сознательная жизнь каждого из нас начиналась здесь в этой, или какой-то другой школе, здесь сформировалось ваше сознание и формируется сознание ваших детей. Именно школа призвана помочь осознать каждому ребенку свое «Я» и как его «Я» связано с окружающим миром, помочь ощутить себя частицей человечества.
Сегодня речь пойдёт о социализации младших школьников. Что такое социализация?
Л.В. Мардакаев в «Словаре по социальной педагогике» дает такое определение: «Социализация – это процесс становления личности.»
В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу. Социализация включает и образование, и воспитание, и сверх того всю совокупность стихийных, никем не запланированных воздействий. Поэтому при работе с детьми по социализации ставится цель - создать педагогические и социально-психологические условия, позволяющие учащимся начальной школы овладеть навыками социализации.
В связи с этим сотрудничество ребенка с учителем в школе нацелено на последовательное введение ребенка в социальный мир, предполагает формирование основ поведения, взаимоотношения со сверстниками, с незнакомыми людьми.
Показателем готовности ребенка к школьному обучению является «внутренняя позиция школьника», которая представляет собой сплав познавательной потребности ребенка и потребности занять более взрослую социальную позицию.
Новое положение ребенка в обществе - позиция ученика – характеризуется появлением обязательной, общественно значимой, общественно контролируемой деятельности - учебной. Ученик должен подчиняться системе ее правил и нести ответственность за их нарушение. Таким образом, новая социальная ситуация вводит ребенка в строго нормированный мир отношений и требует от него произвольности, ответственности, дисциплинированности. Младший школьник получает и новые права: право на уважительное отношение взрослых к своим учебным занятиям, на рабочее место, на учебные принадлежности. Прилежность, дисциплинированность ребенка, успешность или неуспешность учебы сказываются на всей системе его отношений с взрослыми и со сверстниками. Утверждать, что социализация ребёнка начинается в школе совершенно не верно, социализация ребенка начинается в семье, в детском саду, а школа продолжает работу в этом плане.
Наиболее трудно решаемые проблемы социализации младших школьников: нетерпимость к другим детям, если ребёнок чем-то отличается от большинства; несоблюдение элементарных правил безопасности (в школе, во время гололёда, ПДД); правил этикета; не умение решать конфликты.
Сколько бы мы не говорили о социализации ребенка основы социализации закладываются в семье, закрепляются в произвольной деятельности в том, что ребёнок наблюдает вокруг себя: поступки взрослых, их поведение, разговоры.
В наше нелегкое время в современных условиях все больше требуются активные волевые личности, умеющие организовать свою работу и себя, способные проявлять инициативу и самостоятельно преодолевать трудности. Поэтому возникла необходимость акцентировать внимание на регуляцию социального поведения ребенка.
И для этого работа ведётся по таким направлениям:
1. «Волевая регуляция поведения и деятельности» - для формирования и развития волевых качеств, как социально значимых свойств личности.
2. «Социальная активность» - для развития поведенческих компонентов: взаимодействие со сверстниками, навыки самоконтроля, навыки поведения в трудных ситуациях; для развития самооценки, учебной мотивации, саморегуляции.
Например,на уроках окружающего мира акцентируется внимание на расширение у детей представлений о природе, нормах жизни – идет формирование знаний об объектах и явлениях окружающего мира и связях между ними; на ознакомление с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека: в быту, на производстве, на улице, в транспорте, на лоне природы, в магазине и других местах – идет обучение мерам безопасности при взаимодействии с окружающим миром, преодоление эстетически негативного отношения детей к некоторым объектам природы. Эта работа ведется через дидактические игры, занимательные упражнения, рассказы, беседы, наблюдения, опыты, экскурсии, пословицы.
Уроки физической культуры нацелены на формирование у ребенка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
Никакие пожелания, приказы, наказания не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять здоровье, если он сам не будет сознательно формировать собственный стиль здорового поведения.
Как же сформировать это сознательное отношение?
Прежде всего это- самосохранение. Это обучение детей санитарным навыкам. Ознакомление с правилами дорожного движения – воспитание в них навыков безопасного поведения на улице. Не менее важным является подчинение этнокультурным требованиям. Именно сейчас члены семьи, педагоги, воспитатели являются для ребенка примером осознанного подражания, и ребенок в 7-8 лет действия взрослых повторяет сознательно, пытается закрепить автоматизм некоторых действий.
И надо отметить ещё получение удовольствия от самосовершенствования. Ощущение здоровья приносит человеку радость независимо от возраста. Мы учим ребенка осознавать эту радость.Например, чистая кожа рук куда приятнее, чем грязные пальцы; чистая, красивая одежда – тоже приятно. Заботиться о своем биологическом «Я» -это значит: дышать свежим воздухом, есть здоровую, свежую пищу, много двигаться, одеваться по погоде, вести здоровый образ жизни.
Воспитанность человека характеризуется различными социальными качествами, отражающими разнообразные отношения личности к окружающему миру и к самой себе.
И задача педагога сделать так, чтобы любая личность отвечала основным критериям, принятым в обществе. Для этого надо установить самые важные общественно-значимые качества, которые можно считать обязательными для граждан нашей страны. Такие качества могут служить уровнем социального развития школьника, характеризовать меру его готовности к жизни в обществе.
Это такие социальные качества:
·           Товарищество.
·           Уважение к старшим.
·           Доброта.
·           Честность.
·           Трудолюбие.
·           Бережливость.
·           Дисциплинированность, соблюдение порядка.
·           Любознательность.
·           Любовь к прекрасному.
·           Стремление быть сильным, ловким.
Эти социальные качества развиваются через различные формы работы:
·           В учебной деятельности – интеллектуальные, ролевые игры, групповое чтение, обсуждение прочитанного, рисование, работа с пословицами, работа в группах.
·           Во внеурочной деятельности – подготовка и участие в праздниках, классные часы, трудовая деятельность, выполнение поручений.
Вся работа по социализации поможет детям приобрести:
·           Четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе;
·           Они научаться чувствовать и понимать других людей;
А самое главное, произойдет приобщение к общественным ценностям: добру, красоте, здоровью, счастью как условию духовно-нравственного развития человека.

«Добрая школа – это хорошо, Умная школа – это великолепно!

Но ребенок должен быть еще и подготовлен к жизни».

Джон Дьюи.

Список литературы:

Бобнева М. И. Психологические проблемы социального развития личности / Социальная психология личности / Под ред. М.И. Бобневой, Е.В. Шороховой. - М.: Наука, 1979.
Мардахаев Л. В. Словарь по социальной педагогике: учебн. пособие для студ. высш. учебн. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Шинина Т.В. Изучение индивидуальных особенностей социализации детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. Сб. статей. - М.: Прометей, 2004.
2019