Развитие познавательной активности, освоение средств и способов познания принципиально важно в дошкольном возрасте. Каждый ребенок от природы рождается исследователем. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой - начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно–следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира. При формировании основ математических понятий экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными, а значит, более прочными. Экспериментирование может рассматриваться как эффективное средство обогащения представлений о числе. Необходимость создания и реализации проекта: - исследования ученых показывают существенные затруднения детей в освоении числа (современные дошкольники часто не понимают отношения между числами; у них сформировано «конкретное» представление о числе - «как отдельности», а не «меры»; часто наблюдается механическое запоминание состава числа и т.п.); - недостаточная обобщённость представлений о числе у дошкольников. На это указывал ещё Ж.Пиаже, в ходе выявления особенностей понимания принципа сохранения количества величины, низкий уровень освоения зависимостей, основанных на некоторых количественных данных. - Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. - Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители. Цель: повышение у детей старшего дошкольного возраста интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности по изучению способов измерения, цифр и линий во взаимосвязи с окружающей жизнью, с предметами ближайшего окружения. Задачи: - развивать мотивацию к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности; - совершенствовать представления и умение детей выделять, обследовать свойства и отношения (масса, объём жидких и сыпучих материалов, выделение количества, размера), - осваивать способы сравнения (измерения) материалов, - формировать и развивать простейшие логические структуры мышления и математические представления; - развивать стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности; - воспитывать самостоятельность, коммуникативные способности детей. Содержание проекта. Первый этап - подготовительный. Мониторинг уровня развития элементарных математических представлений у детей перед началом проекта. Подбор литературы по данной теме, песен, инструментальной музыки. Составление перспективного плана по исследовательской деятельности. Составление перспективного плана развивающих и обучающих игр с математическим содержанием. Организация предметно – пространственной развивающей среды для развития математических представлений. Для реализации поставленных задач в группе создается предметно-игровое пространство, где воспитатель является частью этого пространства. Среда - одно из основных средств развития личности ребенка. Она является источником индивидуальных знаний детей, их социального опыта. Предметно- пространственная развивающая среда обеспечивает совместную и самостоятельную деятельность детей, их самообразование. Поэтому при проектировании предметной среды, обеспечивающей разнообразную игровую деятельность детей, я учитывала следующее: - индивидуальные социально - психологические особенности ребенка; - зону актуального развития; - интересы, склонности, предпочтения, потребности. 5. Работа с родителями: анкетирование, посещение игровых образовательных ситуаций, презентация: «Математика – это интересно», консультация: «Математика может быть на кухне», подборка игр для родителей. Второй этап - основной. 1. Воспитатель приглашает детей на детский совет. На обсуждение выносится проблема празднования очередного дня рождения. -Дети, вам нравится, как мы празднуем наши дни рождения? Может вы хотели бы что-то изменить? - Ребята, как бы вы хотели праздновать свои дни рождения? В какой обстановке? С кем? (В кафе с друзьями). - А мы можем с вами пойти в кафе? - Почему нет? Что для этого надо? (Разрешение родителей, деньги). - Что вы предлагаете? Обсуждаются разные предложения, в итоге дети предлагают открыть кафе. После обсуждения и принятия решения создается модель игры и распределяются роли. В ходе подготовки к празднованию, дети выдвигали гипотезы и проводили опыты. Например: дети выясняли, измеряя ленту, каких мерок будет больше (меньше) длинных или коротких. На сколько? Сравнивали ленты разной длины и ширины, объемы жидкостей в стаканах разной величины. Взвешивали и сравнивали муку и сахар для изготовления праздничного пирога. Дети определяли насыщенность раствора соли, сахара, кислоты, анализировали, делали выводы. Инициатива по проведению эксперимента распределялась между педагогом и воспитанниками. Все незнакомые детям действия осваивались в такой последовательности: - действие показывает воспитатель; - затем кто-то из детей повторяет, возможность повтора отдается тому ребенку, который заведомо выполнит действие неверно, это поможет сконцентрировать внимание на ошибке; - воспитатель может осознанно совершить ошибку, благодаря чему дети могут обратить внимание на эту ошибку, вероятность совершения которой велика со стороны детей; - ребенок, который не допустит ошибку, повторяет действие; - для возможности контроля работы каждого ребенка, действие осуществляется вместе и медленно. Когда детям действие стало знакомо, они совершают его в обычном темпе. В процессе деятельности у детей происходит обогащение памяти, возникает потребность в совершении операций анализа, сравнения и обобщения и д. т. Так же оно положительно влияет на эмоции детей, на развитие творческих способностей. В процессе детского эксперимента дети удовлетворяют свою любознательность, могут почувствовать себя маленькими учеными, исследователями и первооткрывателями. В совместной с детьми деятельности используются вопросы поискового характера: кто больше шагов сделает до нашего кафе Чебурашка или крокодил Гена? Какой шарик тяжелее надутый или спущенный? В процессе экспериментирования за счет варьирования задачи стало возможно предоставление ценного опыта измерения, счета, вычислений, понимания детьми отношений часть-целое, преобразования веществ, что будет способствовать освоению принципа сохранения, закономерностей, и тем самым, представлений о числе. В ходе деятельности подключала родителей к сбору информации, иллюстраций, различных коллекций, созданию эскизов, шитью формы для официантов кафе, изготовлению подарков именинникам из соленого теста Для поддержания интереса к проекту, снова проводится детский совет. На обсуждение выносится проблема веселых развлечений на праздновании. Ребята предлагают создать «Веселую Игралию». Здесь используются обучающие игры Р.Гибсона: «Заячьи хвостики», «Подарок для друга», «Выиграй приз», «Пауки и трубы», «Автомобили», «Паучки возвращаются домой»; игры на развитие умственной компетенции: «Шахматный колобок», «Шахматный теремок», «Удивительные клетки», «Трехсторонние шашки». Дети сами решают: принять участие в игре или нет. Они могут предложить поиграть гостям (родителям или детям другой группы) при этом самостоятельно знакомят с правилами игр, следят за их выполнением. В «Игралии» могут использоваться интерактивные компьютерные игры: «Помоги гномам», «Игры с Бабой Ягой», «Учимся считать», «Веселый счет». Вручение изготовленных вместе с родителями подарков. Проведение дискотеки. Эмоциональная рефлексия: по количеству детей заготовлены смайлики. Детям предлагается изобразить свое настроение. В группе приготовлены три коробки разного цвета (красная, желтая, зеленая). Детям предлагается положить свои смайлики в зеленую коробку, кому было легко и весело, в желтую, кто немного затруднялся, в красную, кому было трудно и скучно. Можно по желанию пояснить свой выбор. Третий этап. Заключительный. Презентация проекта для педагогов ДОУ и родителей. После презентации воспитателем проводится рефлексия в форме интервью. Вопросы для родителей: что вы можете сказать об увиденном? Понравилось ли? Что хотелось бы изменить? усовершенствовать? Что вызвало сомнения? Ожидаемые и полученные результаты. Системное использование исследовательского метода и развивающих игр, активное участие родителей в ходе реализации проекта способствует развитию логического мышления у дошкольников, формированию математических представлений, умению использовать знания и умения в повседневной жизни. Благодаря проекту удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только опыты, а затем и то, чему учат те или иные действия, игры. Постепенно у детей проявляется интерес и к самому предмету обучения. В ходе работы в системе у ребенка формируется произвольность поведения. Известно также, что трансформация непроизвольных функций и процессов в произвольные оказывается главной линией в психологическом механизме развития личности ребенка. Список использованной литературы: 1.Данилова В.В. Обучение математике в детском саду: практические, семинарские и лабораторные занятия. - 3-е издание, стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. 2.Ерофеева Т.И. Знакомство с математикой: методическое пособие для педагогов. - М.: Просвещение, 2016. 3.Крылова О.Н. Знакомство с математикой: конспекты занятий/ Л.Ю. Самсонова – М. Издательство «Экзамен» 4.Михайлова З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / Е.А. Носова, А.А. Столяр, М.Н. Полякова, А.М. Вербенец и др. - СПб.: «Детство-Пресс», 2014.