Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Дудкина Р.И. Дополнительная общеразвивающая программа по предшкольной подготовке детей 5-7 лет по речевому развитию «Грамотейка» (срок реализации 2 года)

Оригинaл материала размещен в выпуске № 7 (57) https://f.almanah.su/57.pdf


I. Пояснительная записка.

1.1. Актуальность.
Обучение грамоте – это целенаправленный, систематический
процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Чтение и письмо – виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь.
Основой для обучения грамоте является обще речевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи. Следуя рекомендациям Л.С. Выготского – обучение грамоте нужно начинать в период становления психических функций дошкольника. Наиболее эффективным для использования богатых возможностей ребенка в освоении грамоты является возраст 5-7 лет, так называемый период «языковой одарѐнности» особой восприимчивости дошкольника к речи. Необходимо вовремя удовлетворять познавательный интерес ребенка и направлять его желание и волю на овладение важными для школьного обучения умениями: проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Новизна программы заключается в том, что обучение происходит в игре. Дети не замечают, что они учатся. Программа подготавливает детей старшего дошкольного возраста к овладению письмом и чтением. Содержание программы предусматривает обогащение детей специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного овладения письмом и чтением.

1.2. Цель программы: подготовка дошкольников к обучению грамоте. Задачи:
• познакомить детей с миром звуков и букв русского языка;
• развивать фонематический слух, анализ и синтез;
• учить дифференцировать и характеризовать звуки (гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие);
• формировать умение проводить звуковой анализ слова;
• формировать навык слогового чтения;
•  познакомить детей с такими понятиями, как «предложение», «слово», «слог», «звук», «буква», «ударение»;
• учить детей делить слова на слоги, считать количество слов в предложении, называть их последовательность, придумывать предложения самостоятельно на заданное количество слов;
• обогащать словарный запас детей;
• развивать речь (монологическую, диалогическую), умение рассуждать;
• развивать психические процессы, основные мыслительные процессы, внимание, память;
• формировать и закреплять интерес к чтению;
• воспитывать любовь к родному языку. 

Формы: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.

1.3.    Обучение грамоте - это сложный процесс, который рассчитан на 2 года обучения и включает несколько этапов:
•       подготовительный этап (старшая группа)
•       основной этап (подготовительная группа)
Подготовительный этап обучения.
Цель этапа: подготовка детей к овладению звуковым анализом слова; формирование основы для дальнейшего овладения детьми грамотой (чтением и письмом).
Задачи этапа:
- формирование фонематического восприятия (способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы);
-правильное произношение всех звуков родного языка;
-развитие элементарных навыков звукового анализа (определение порядка слогов и звуков в слове; выделение основных качественных характеристик звука);
 Основной этап обучения.
Цель этапа - формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.
Задачи этапа:
1.     Знакомство со всеми звуками и буквами русского языка.
2.     Развитие звукобуквенного анализа слова.
3.     Обучение чтению.
4.     Формирование первоначальных навыков письма.

1.4.    В основу данной программы положены такие дидактические  принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность при изучении материала, который подобран с учетом актуальности той или иной темы для детей старшего и подготовительного к школе возраста.
Занятия на подготовительном этапе проходят в форме игры и игровых упражнений с использованием специальных символов, наглядного материала, игрушек, сказочных персонажей.
Для определения позиции звука в слове используются схемы слов и фишки (красного, зеленого и синего цветов), карточки с условным обозначением: слово - предмет, слово - признак, слово - действие; схемы предложений; широко используются пальчиковые игры, логоритмические упражнения.
На основном этапе включаются игры с буквами (кроссворды, ребусы), работа с кассой букв, «звуковыми линейками», карточками – схемами; задания на развитие моторики, ориентировку на рабочем листе бумаги, графические диктанты, печатание слов и предложений. Таким образом, во время занятий у детей, кроме развития элементарных навыков чтения и письма, происходит всестороннее развитие (умственное развитие, развитие творческих, психофизических процессов), а также развитие устойчивого интереса к новым знаниям, желание учиться в школе. 
1.5.         Планирование предполагает проведение занятий в следующей последовательности:

группа

количество занятий в неделю

количество занятий

в месяц

продолжительность занятия

Старшая группа

1

4

20-25 мин

Подготовительная группа

1

4

25-30 мин


1.6.         Ожидаемый результат реализации программы.
К концу обучения ребенок должен овладеть следующими знаниями и умениями:
•       знать звуки и буквы русского языка;
•       овладеть навыками фонематического анализа и синтеза;
•       уметь дифференцировать и характеризовать звуки (гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие);
•       уметь проводить звуковой анализ слова и составлять звуковую схему слова;
•       ориентироваться на листе бумаги, печатать слова, предложения;
•       актуализировать и расширить словарный запас;
•       овладеть такими понятиями, как «предложение», «слово», «слог», «звук», «буква», «ударение»;
•       уметь делить слова на слоги, считать количество слов в предложении, называть их последовательность, придумывать предложения самостоятельно на заданное количество слов;
•       овладеть связной речью (описательной, диалогической), умением рассуждать;
•       хотеть читать самостоятельно.

II.              Примерное календарно - тематическое планирование

занятий по обучению грамоте.


2.1. Подготовительный этап, старшая группа.
Октябрь

Краткое содержание занятия

1
Понятие о слове и звуке; о коротких и длинных словах.
Дифференциация звуков: музыкальных, механических и речевых.
Д/и «В гости к Вини-Пуху» (картинки).
2
Знакомство со звуком «А» (его символом). Дать понятие «гласный звук. Выделение в словах первого гласного звука. Знакомство со схемой слова (начало, середина и конец слова). Д/И «Загадки кота Васятки». Игры с картинками.
3
Знакомство со звуком «У» (его символом). Дать понятие «гласный звук.  Выделение в словах первого гласного звука. Д/и «Для кого картинка?».
4
Знакомство со звуком «И» (его символом). Раскрашивание символа «И» в тетради.
Анализ и синтез сочетаний из двух гласных (АУ, УА). Д/и «Разные загадки кота Васятки» (игрушки картинки).
Ноябрь

Краткое содержание занятия

1
Знакомство со звуком «О» (его символом). Рисование пальчиком на манке символа звука «О». Определение первого и последнего гласного звука фишкой красного цвета (работа со схемой слова). Анализ и синтез сочетаний из двух гласных (ИА, АО, ИА).
Определение наличия либо отсутствия в словах гласного звука (А, У, И, О) (картинки).
2
Знакомство со звуком «Ы» (его символом).
Выделение первого и последнего гласного звука (ОсЫ, АвтобусЫ, УдочкА, ИголкА…) (работа со схемой слова). Выделение ударного гласного в словах (посУда, Ослик, картИны…).
Д/и «Назови словечко с нужным звуком» (О, Ы); Д/и «Разложи картинки к символам».
3
Знакомство со звуком «М», с его артикуляцией, зрительным символом.
Дать понятие «согласный звук». Дать представление о твердости и мягкости согласного звука (обозначение фишками синего и зеленого цвета).
Д/и «Вата и камень»; Д/и «Сигнальщики»; Д/и «Загадки кота Васятки» (картинки, в названиях  которых есть твердый или мягкий звук «М» в начале слова) Учить определять «звонкость» согласного.
Синтез слов, состоящих из двух звуков: гласного и согласного (АМ, УМ)
4
Знакомство со звуком «Н», с его артикуляцией, зрительным символом
Характеристика звука «Н» (по таблице: согласный, звонкий, твердый (мягкий).
Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах.
Д/и «Магазин» (картинки).
Синтез слов, состоящих из двух звуков: гласного и согласного (ОН).
Декабрь

Краткое содержание занятия

1
Знакомство со звуком «В», с его артикуляцией, зрительным символом.
Синтез слов, состоящих из двух звуков: ВА, ВО, ВУ, ВЫ, ВИ.
Д/и «Эхо», «Повтори правильно», «Какой звук пропущен?».
2
Звук «В». Характеристика звука «В» (по таблице: согласный, звонкий, твердый (мягкий)
Д/упр. «Сундучок. Звуки перепутались» (дифференциация гласных и согласных звуков)
Синтез слов, состоящих из двух звуков: АВ, ОВ, УВ. ЫВ, ИВ.
3
Знакомство со звуком «Б», с его артикуляцией, зрительным символом.
Игровой момент: приход в Гости Буратино.
Характеристика звука (по таблице). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах.
Д/и «Кубик» (отыскать выставленные картинки, в названиях которых есть звук «Б»).
Синтез звукосочетаний: АБ, ОБ, УБ. БА, БУ, БЫ. БО…
Синтез односложных звукоподражательных слов (БАМ, БОМ, БУМ).
4
Знакомство со звуком «П». Характеристика звука «П» (по таблице: согласный, глухой, твердый (мягкий). Игровой момент «Паровозик из Ромашково» (выбрать картинки со звуком «П»).
Синтез звукосочетаний: АП, ОП. УП, ИП, ЫП, ПА, ПО, ПУ, ПИ, ПЫ
Игра с мячом - деление слов на слоги. Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах.
Д/и «Чудесный мешочек» - назови словечки с нужным звуком.
Демонстрация сказочного сюжета про поросенка и попугая (картинки).
Январь

Краткое содержание занятия

1
Дифференциация звуков «Б-П».
Д/и: «Доскажи словечко», «Какой игрушки не стало?», «Волшебная стрелка» (подбор слов с нужным звуком).
Синтез звукосочетаний. Д/и: «Доскажи словечко», «Какой игрушки не стало?»,
2
Закрепление полученных навыков.
Д/и «Паровозик из Ромашково» (деление слов на слоги).
Д/и «Сундучок» Звуки перепутались (дифференциация гласных и согласных).
Д/и: «Живые звуки», «Волшебный кубик» (подбор слов с нужным звуком).
Синтез звукосочетаний.
Февраль

Краткое содержание занятия

1
Знакомство со звуком «Д» с его артикуляцией, зрительным символом.
 Характеристика звук «Д» (по таблице: согласный, звонкий, твердый (мягкий).
Д/и «Поможем кукле Даши» (набор предметов или игрушек в названии которых есть звук «Д»).
Д/и «Разные загадки от кота Васятки» (картинки).
Д/и «Сигнальщики» (определение мягкого и твердого звуков).
Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах.
Д/и «Выбери словечки из стихотворения».
Синтез звукосочетаний: АТ, ОТ, УТ, ЫТ, ИТ, ТА, ТО, ТУ…..
2
Знакомство со звуком «Т» с его артикуляцией, зрительным символом.
 Характеристика звук «Т» (по таблице: согласный, глухой, твердый (мягкий).
Д/и «Цветик - семицветик» (подбор слов со звуком «Т»); Д/и «Умная удочка» (игра с магнитом).
Д/и «Гномики в гостях. Подарки для Тома и Тимы» (определение мягких и твердых звуков).
Игра с мячом « Я знаю 5 названий» (названия транспорта, насекомых, имена людей, животных, которые начинаются со звука «Т»)
Синтез звукосочетаний.
Синтез односложных звукоподражательных слов (ТОМ, ТАМ, ТОП-ТОП)
3
Дифференциация звуков «Д-Т».
Д/и «Добавь звук «Т» (добавление и определение последнего согласного звука в словах).
Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах.
Д/и «Подарки для Тима и Димы».
Д/и «Вспомни сказку».
4
Знакомство со звуком «Х»; с его артикуляцией, зрительным символом.
 Характеристика звук «Х» (по таблице: согласный, глухой, твердый (мягкий).
Игровой момент Хомяк Хомка и Петух.
Д/и «Разные загадки от кота Васятки» (картинки); Д/и «Волшебный клубочек» (подбор слов со звуком «Х»).
Звуковой анализ и синтез слов с использованием зрительных символов
МОХ, ПУХ, МУХА.
Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах.
Синтез звукосочетаний: АХ, ОХ, УХ.
Март

Краткое содержание занятия

1
Знакомство со звуком «Г» с его артикуляцией, зрительным символом.
 Характеристика звук «Г» (по таблице: согласный, звонкий, твердый (мягкий).
Д/и «Магазин» (подбор слов).
Д/и «Сигнальщики» (определение мягкого и твердого звуков).
Синтез односложного слова, состоящего из трех звуков (ГАМ).
Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах.
Д/и «Разные загадки от кота Васятки» (картинки).
2
Знакомство со звуком «К», с его артикуляцией, зрительным символом.
 Характеристика звук «К» (по таблице: согласный, звонкий, твердый (мягкий).
Д/и «Цепочка слов» (подбор слов).
Д/и «Вспомним сказку».
3
Дифференциация звуков «Г-К».
Игры с Карлсоном.
Д/и «Продолжи словечко» (ка…., ко…., ку……, ки…).
Д/и «Продолжи словечко» (га…, го,…., гу…., ги…).
Синтез односложного слова, состоящего из трех звуков (МАК).
Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах.
4
Знакомство со звуком «Ф», с его артикуляцией, зрительным символом.
 Характеристика звук «Ф» (по таблице: согласный, звонкий, твердый (мягкий).
Синтез звукосочетаний, коротких слов.
 Апрель

Краткое содержание занятия

1
Закрепление полученных навыков.
Определение количества слогов в словах (одного, двух и трех).
Д/и «Заселим домики», «Паровозик», «Какой игрушки не стало?».
Разгадывание ребусов, кроссворда.
2
Закрепление полученных навыков.
Д/и «Паровозик из Ромашково» (деление слов на слоги).
Д/и «Сундучок» Звуки перепутались (дифференциация гласных и согласных).
Д/и: «Живые звуки», «Волшебный кубик» (подбор слов с нужным звуком).
Синтез звукосочетаний.
3
Закрепление полученных навыков.
4
Закрепление полученных навыков.
Определение количества слогов в словах (одного, двух и трех)
Д/и «Угадай звук», «Цепочка слов», «Какой картинки не стало?»
Разгадывание ребусов, кроссворда

2.2.         Основной этап, подготовительная группа.
Октябрь

Краткое содержание занятия

1
Вводное занятие (повторение пройденного материала).
Звук и буква «У» Отгадывание «загадок от кота Васятки». Деление слов на слоги. Печатание буквы. Раскрашивание буквы «У».
Звук и буква «Ю» Характеристика звука «Ю» » Д/упр. «Скажи наоборот» (парные гласные); «Эхо», «Определи наличие и место звука Ю в слове». Отгадывание «загадок от кота Васятки». Печатание букв в тетради. Звуко - буквенный анализ слогов, слов; юнга, Юра, юла.
2
Звук и буква «А». Отгадывание «загадок от кота Васятки». Деление слов на слоги. Печатание буквы.  Найди букву «А» (газетная вырезка).
Звук и буква «Я» Характеристика звуков «Я» Д/упр. «Скажи наоборот» (парные гласные); «Эхо», «Определи наличие и место звука Я в слове». Отгадывание «загадок от кота Васятки». Печатание букв в тетради. Чтение слогов, слов: яма, Яна, Яша, мята.
3
Буква «О». «Рисование буквы «О» фасольками», Д/упр. «Цепочка слов». Печатание буквы. Чтение слогов.
Составление предложений по картинкам. Составление схем предложений. (Дети играют. Зайчик прыгает. Рыбка плавает.)
4
Звук и буква «Ы» Отгадывание «загадок от кота Васятки» Д/упр. «Один - много». Печатание буквы; чтение слогов.
Буква «Ь». Д/упр. «Ответь на вопросы»; «Какие гласные дают мягкость согласному звуку?», Преврати слова- предметы в слова- действия. Печатание буквы «Ь». Составление слов из букв разрезной азбуки: уголь, ель, мель, пыль, зверь.
Буква «Ъ».Д/упр. «Эхо». Составление слов из букв разрезной азбуки (подъезд, объявление, объезд)
Д/упр. «Слоговые часы», «Разгадывание кроссворда».
Ноябрь

Краткое содержание занятия

1
Знакомство с предлогами. Работа со схемами.
Звук и буква «Э» Д/упр. «Цепочка слов». Печатание буквы. Чтение слогов.
2
Звук и буква «И». Печатание буквы. Звукобуквенный анализ (АУИ, АИУ, ИУА…). Работа с предложением.
3
Звуки «Ы-И» Дифференциация. Работа со звуковыми линейками.
Знакомство сложными словами.
4
Звук и буква «М». Назови первый звук в слове. Печатание буквы.
Определение позиции звука в слове. Анализ слогов (АМ, МА) Составление из букв разрезной азбуки.
Декабрь

Краткое содержание занятия

1
Звук и буква «П». Печатание буквы. Игровые упражнения.
Характеристика звука. Дифференциация (П и Пь). Самостоятельный анализ слова папа.
2
Звук и буква «Б». Игры и задания на дифференциация (на слух и на произношение).
Характеристика звука «Б» Работа со звуковыми линейками. Составление схем из кружков, анализ (баба, Бим).
Дифференциация «Б-П» Игровое упражнения: «Сигнальщики» (Б-П).
3
Звук и буква «Т». Характеристика звука «Т». Проговаривание чистоговорки.
Игры: «Договори последний звук». Печатание буквы.
Чтение слогов, звуковой анализ слов (Тим, Том). Печатание предложения (Тут Тим).
4
Звук и буква «Д». Характеристика звука «Д». Работа со звуковыми линейками.
Отгадывание загадок. Печатание буквы, чтение и анализ слогов: да, ду, ды, ад, од, ид.
Дифференциация «Д-Т». Игры: «Скажи наоборот», Найди ошибку», «Убери лишнюю картинку». Составление слов из букв разрезной азбуки (Тима- Дима, том-дом).
Январь

Краткое содержание занятия

1
Звук и буква «К». Характеристика звука «К». Отгадывание «загадок от кота Васятки».
Печатание буквы «к», составление из букв, чтение и анализ слов: коты, маки, тук-тук.
Печатание под диктовку: мак - маки, кот - коты, кит - киты. Работа с предложением: составь предложение из деформированной фразы, составь предложений с предлогом «к»
2
Звук и буква «Г». Характеристика звука «Г». Назови первый звук в отгаданных загадках (горох, гриб, гнездо), игра с мячом «Мяч» - смягчитель). Печатание буквы.
Дифференциация «Г-К». Игры: «Назови лишнее слово», «Один - много»,
Анализ и чтение предложения. Зрительный диктант: Вот Гога.
3
Звук и буква «В». Характеристика звука «В». Отгадывание «загадок от кота Васятки».
Д/упр. «Назови ласково» (или полное имя), Печатание буквы, чтение и анализ слогов
Составление слогов, слов и предложений из букв разрезной азбуки. Работа с предложением: составь предложение из предложенных слов, составь предложений с предлогом «в-на-за».
Февраль

Краткое содержание занятия

1
Звук и буква «Н». Характеристика звука «Н». «Поймай звук» - дифференциация «н-нь»; составление предложений с предлогами на, над.
Составление и преобразование слов из букв разрезной азбуки (нота - Ната; нота- ноты; ива- Иван). Чтение и анализ текста, нахождение предложений с предлогом «У».
2
Звук и буква «Х». Характеристика звука «Х». Разучивание логоритмического упр. «Хомка, хомка, хомячок…»; «Подбери слова по его началу»; печатание буквы «Х» в тетради; чтение слогов и слов.
Буква «Х» Разучивание  скороговорки; Д/и: «Буквы перепутались» (гласные и согласные); «Шифровальщики» (Найди букву); самостоятельный звуко-буквенный анализ. Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки.                
3
Звук и буква «С». Характеристика звука «С». Д/и :» « Отгадай загадки, назови первый звук в отгадках», «Найди лишнее слово», «Объясни значение слова: листопад, снегопад, пылесос…»; Знакомство с буквой «С», чтение слогов и слов.
Звуко - слоговой анализ слов, составление схем их кружков; выкладывание из букв разрезной азбуки, чтение, списывание; подсчет слов в предложении, нахождение предлога и определение его места в предложении. (Вот Сима. У Симы стакан. У Симы сок. У Тимы и Димы стаканы. Там сок).
4
Звук и буква «З». Характеристика звука «З». Отгадывание «загадок от кота Васятки».
Д/упр: «Замени первый звук в слове», «Найди ошибку»;  печатание буквы З», чтение слогов.
Март

Краткое содержание занятия

1
Звук и буква «Ш». Характеристика звука «Ш». Д/упр: «Закончи слово слогом ША(ШИ); «Замени первый звук в словах на звук «Ш». Печатание буквы «Ш» в тетради; чтение слогов и слов.
Самостоятельный звуко-буквенный анализ слов (шуба, Миша, кошка, душ, шум). Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки (мишка-мышка, мушка, мошка…).
2
Звук и буква «Ж». Характеристика звука «Ж». Отгадывание «загадок от кота Васятки». Д/упр: «Большой-маленький», «Назови все отгадки», «Повтори предложения». Печатание буквы «Ж». Звуко- буквенный анализ: жаба, жук, ёжик.
Правило «ЖИ-ШИ».
Дифференциация «Ш-Ж» Д/упр: Закончи слово подходящим слогом: «жи-ши»; «Замени звук «Ш» на звук «Ж»; «Подарки Жене и Шуре». Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки (ужи-уши).
3
Звук и буква «Ф». Характеристика звука «Ф». Д/упр. «Найди картинку», «Кто-что?», «Найди ошибки в предложении». Печатание буквы «Ф». Чтение слогов: фан, фук, фта, фон, наф, нуф.
Буква «Ф». Дифференциация звуков (Ф-Фь); Д/упр «Эхо», «Мяч- смягчитель»,
Звуко-слоговой анализ слов. Составление схемы их кружков, подсчет слогов в слове; составление слов из букв разрезной азбуки, чтение. (Вот Фима. У Фимы дом. Фима дома.)
4
Звук и буква «Л». Характеристика звука «Л». Деление слов на слоги Д/упр.» Засели домики», «Убери из слов звук «Л»; «Мяч- смягчитель».
Отгадывание «загадок от кота Васятки». Печатание буквы «Л», чтение слогов и слов, определение местонахождение звука Л» в слове.
Д/игры: «Буквы перепутались (согласные: глухие и звонкие), «Подбери слово к схеме»; разгадывание ребусов; чтение и анализ предложений. Составление схем предложений (Лиза шла в магазин. У Луши кукла. Луша мыла куклу. Луша мыла куклу в тазу.)
Апрель

Краткое содержание занятия

1
Звук и буква «Р». Характеристика звука «Р». Д/упр. «Повтори серию слогов», «Вспомни как можно больше слов по первому слогу: ра, ро, ру, ры. Печатание буквы «Р». Чтение слогов и слов: рыба, раки, куры, икра, дырка.
Отгадывание «загадок от кота Васятки». Д/упр. «Подарки для Ромы и Риты»
Звуко-слоговой анализ слов. Составление слов из букв разрезной азбуки: рука, рубаха, радуга, рис, репка.
2
Звук и буква «Ч». Характеристика звука «Ч». Отгадывание «загадок от кота Васятки
Д/упр. «Назови первый звук в отгадках», «Замени первый звук на звук «Ч»; печатание буквы «Ч»; чтение, списывание: часы, час, удача, задача.
Звук и буква «Щ» Характеристика звука «Щ». Скороговорка: « Два щенка, щекой к щеке, грызли щетку в уголке», Д/упр.: Закончи слова одинаковым звуком «Щ», «Кто это?». Печатание буквы «Щ». Составление звуковой схемы слов с помощью кружков: щенок, щука, щит, плащ)
3
Звук и буква «Е-Ё». Характеристика звуков «Е-Ё». Д/упр. «Скажи наоборот» (парные гласные); «Эхо», «Определи наличие и место звука Е-Ё в слове». Отгадывание «загадок от кота Васятки». Печатание букв в тетради. Чтение слогов, слов: село, лес, мед, река, лён.
Буквы «Е-Ё». Д/упр. «Слоговые часы», «Слоги перепутались», «Разгадай кроссворд»
Чтение и звуковой анализ слов: кресло, весло, песик, ёлка, вес.
4
Звук и буква «Й». Отгадывание «загадок от кота Васятки». Характеристика звука «Й». Д/упр. «Закончи слово слогом:  КА (май…, гай.., чай.., лай…, зай..). Печатание буквы в тетради. Составление слов из букв разрезной азбуки: май, чай, лай, гайка.
Буква «Й». Самостоятельный слого-звуковой анализ слов, письмо печатными буквами, чтение слов: май, чайник, лайка, зайка. Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки: зайка- майка-гайка-шайка-чайка. Чтение с доски: Кто тут? Тут Зина. У Зины зайка. Тут Дима. У Димы майка. Тут Сима. У Симы чайка.

III.          

Список литературы.

1.           Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. [Текст]/ Агранович З.Е. – Сп-б.: Детство-пресс, 2007. – 148 с.
2.           Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. Обучение дошкольников грамоте. [Текст]/ Под ред. Н.В. Дуровой. – М.: Просвещение, 2001. – 126 с.
3.           Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя дет. сада. [Текст]/ Максаков А.И., Тумакова Г.А. – М.: Просвещение, 1983. – 144 с.
4.           Невская Л.Н. Подготовка детей к обучению грамоте в детском саду. [Текст]/ Невская Л.Н. – М.: Просвещение, 1990. – 168 с.
5.           Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. [Текст]/ Ткаченко Т.А. – М.: Просвещение, 2003. – 144 с.
6.           Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. [Текст]/ Тумакова Г.А. – М.: Мозайка-Синтез, 2006. – 144 с.
7.           Тумакова Г.А. Формирование представлений детей о звуковой форме слова. [Текст]/ Под редакцией Подякова Н.Н., Сохина Ф.А. // Умственное воспитание детей дошкольного возраста – 1984. – С. 192–202.
8.           Фальдберг А.С. Воспитание звуковой культуры речи у детей. [Текст]/ Фальдберг А.С. Под ред. Воскресенской А.И. // Обучение грамоте в детском саду. – 1963. – С. 118–126.
9.           Эльконин Д.Б., Журова Л.Е. К вопросу формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. [Текст]/ Под редакцией Запорожца А.В., Усовой А.П. // Сенсорное воспитание. – 1963. – С. 213–227.
10.  Большева Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. — СПб.: “Детство-Пресс”, 2001.
11.  Житникова Л. Учите детей запоминать. — М.: “Просвещение”, 1985.
12.  Использование мнемотаблиц в работе по формированию первых естественнонаучных представлений у дошкольников // “Дошкольная педагогика”. — 2006 (июль—август).
13.  Малетина Н. Моделирование в описательной речи детей с ОНР // “Воспитание и обучение”. — 2004 — №6.
14. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. СПб., 2009.
15. Стукалина В.П. Система работы по обучению детей с ОНР связной монологической речи через моделирование сюжета. М., “Первое сентября”, 2009.
16. Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов // “Дошкольное воспитание, — 1990— №10.



2022