Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Мартемьянова М.В. Особенности обучение детей с ОВЗ на уроках русского языка и литературы

Библиографическое описание:
Мартемьянова М.В. Особенности обучение детей с ОВЗ на уроках русского языка и литературы // Образовательный альманах. 2024. № 2 (77). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2024/77-2.pdf.

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на уроках русского языка и литературы представляет собой важную и ответственную задачу для педагогов. Дети с ОВЗ могут иметь различные особенности в физическом, психическом или интеллектуальном развитии, и поэтому требуют индивидуального подхода и специальных методов обучения.

Одной из основных особенностей обучения детей с ОВЗ на уроках русского языка и литературы является необходимость создания доступной и адаптированной образовательной среды. Учителя должны обеспечить доступ к специальным учебным материалам, использовать разнообразные методики обучения, а также применять технологии, которые помогут детям с ОВЗ эффективно усваивать знания и навыки.

Кроме того, важно учитывать индивидуальные потребности каждого ребенка с ОВЗ. Некоторым детям может потребоваться больше времени на усвоение материала, другим - дополнительная поддержка или адаптированные задания. Учителя должны уметь адаптировать учебный процесс под индивидуальные особенности каждого ученика, учитывая их специфические потребности.

Также важно использовать разнообразные методы обучения, которые будут подходить детям с различными ОВЗ. Например, для детей с нарушениями зрения могут быть полезны аудиокниги, для детей с нарушениями слуха - видеоматериалы с субтитрами или знаковый язык. Использование игровых методик, творческих заданий и интерактивных уроков также может способствовать более эффективному обучению детей с ОВЗ.

Организация работы с родителями также играет важную роль в обучении детей с ОВЗ на уроках русского языка и литературы. Родители могут дать ценные сведения о специфических потребностях своего ребенка, а также помочь учителю в создании индивидуальной программы обучения.

Пример занятия по русскому языку и литературе для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ):

Тема: Изучение стихотворения Александра Пушкина "Я вас любил".

Цель занятия: Познакомить детей с поэтическим произведением, развить навыки восприятия и понимания поэзии, активизировать речевую деятельность.

Ход занятия:

1. Вводное слово

Учитель представляет стихотворение А.С. Пушкина "Я вас любил" и рассказывает о его авторе. Объясняет основные понятия, которые будут использованы в стихотворении (например, "любовь", "счастье", "печаль" и т.д.).

2. Аудирование

Учитель читает стихотворение вслух, обращая внимание на интонацию и эмоциональную окраску текста. Затем предлагает детям послушать аудиозапись стихотворения.

3. Обсуждение

Учитель задает вопросы, направленные на понимание содержания стихотворения. Например: "Что чувствует поэт по отношению к своей любви?", "Какие слова помогают нам понять, что поэт переживает глубокую печаль?" и т.д.

4. Визуализация

Для детей с нарушениями зрения учитель предлагает тактильные материалы (например, брайлевские карточки с текстом стихотворения) или аудиоописание картинок, связанных со стихотворением.

5. Творческое задание

Дети выполняют задание, соответствующее их возможностям: например, составляют свои рифмованные строки о любви, рисуют картинки, которые ассоциируются с прочитанным стихотворением, записывают свои мысли о том, что вызвало у них наибольшие эмоции в стихотворении.

6. Подведение итогов

Дети представляют свои работы перед классом. Учитель подводит итоги занятия, подчеркивая важность выражения своих чувств через слова и творчество.

Этот пример занятия демонстрирует индивидуальный подход к детям с ОВЗ, учитывая их специфические потребности и возможности.

Наконец, важно помнить, что дети с ОВЗ имеют право на полноценное образование и развитие, и задача педагогов - обеспечить им доступ к знаниям и навыкам, несмотря на их особенности. Работа с этой категорией учащихся требует терпения, эмпатии и профессионализма со стороны учителя, а также готовности к постоянному самосовершенствованию и поиску новых методов работы.

Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017. – 404 с.

2. Бабкина Н.В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития: учебное пособие / Н.В. Бабкина. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 143 с.

3. Писарева Л.Ю. Система работы по развитию общих речевых навыков у детей 5-7 лет. – СПб.: ООО Изд-во «ДЕТСТВО_ ПРЕСС», 2016. – 112 с.

4. Гудкова, Т.В. Особенности организации в проведении коррекционных занятий с детьми с ОВЗ / Т.В. Гудкова // Проблемы и перспективы развития образования (III): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, январь, 2013 г.). - Пермь: Меркурий, 2013. - С. 95-97.

5. Гудкова, Т.В., Тверетина, М.А. Формирование коммуникативной компетенции учащихся с ОВЗ: из опыта работы / Т.В. Гудкова, М.А. Тверетина // Сибирский учитель. - 2016. С. 37-40.
2024-03-06 09:10 2024