Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Матвеева О.Г. Ярбекова Э.Р., Соколовская С.В. Арт-терапия в системе психокоррекционной помощи детям с проблемами в развитии


Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (01) https://f.almanah.su/01.pdf

В России количество детей с ограниченными возможностями здоровья последние пять лет увеличивается на 10 – 15 тысяч человек в год. В 2015 году Минздрав насчитал более 540 тысяч детей-инвалидов. Процесс коррекционно-образовательной деятельности с такими детьми имеет большое значение. Взоры многих современных исследователей все чаще обращаются в сторону различных видов искусства в качестве адаптационных, профилактических, лечебных, коррекционных средств, Один из таких видов искусства арт-терапия – использование художественного творчества и иных форм экспрессии с терапевтической целью.
В МАДОУ35 «Теремок» п. Приютово Белебеевского района с 2000 года функционирует разновозрастная группа для детей со сложным дефектом развития. В группе воспитываются дети с детским церебральным параличом, Синдромом Дауна, СДВГ, с аутистическими чертами, со снижением интеллектуального развития, различными речевыми нарушениями. Педагоги, работающие с этими детьми, используют различные методики и технологии в коррекционно-педагогической деятельности.
Арт-терапия – одно из направлений психо-коррекционной помощи детям. Показаниями для использования арт-терапии являются:
- снижение психических процессов, недоразвитие речи различного уровня, заикание, дефицит общей и мелкой моторики;
- эмоциональная неуравновешенность, инертность, неадекватность реакции на поощрения и замечания;
- наличие межличностных конфликтов;
- повышенная тревожность, страхи, фобии;
- неконтролируемое подергивание различных мышц (нервный тик), неконтролируемые резкие движения, тремор.
При использовании арт-терапии учитывается возраст ребенка. Педагогами активно используются различные виды изотерапии: рисование, лепка, оригами, рисование на песке, выкладывание по контуру и т. д.
В результате у детей формируются восприятие формы, цвета, целостное восприятие, развивается мелкая моторика. Вырабатываются навыки поведения во время организованной деятельности. Успешность арт-терапии можно оценить по применению ребенком цветовой гаммы. Цвета в художественно-прикладной деятельности необходимо рассматривать как психофизиологический фактор. Голубой, зеленый, желтый и розовый цвета благоприятно влияют на психоэмоциональное сознание детей. В том случае, если ребенок использует эти цвета в своем художественном творчестве или начинает отдавать им предпочтение перед темными тонами (коричневым, черным), следует говорить о восстановлении психосферы и правильно выбранном методе арт-терапии. Наряду с этим занятия прикладной деятельностью способствуют развитию мелкой моторики пальцев рук, координации движений, их точности и целенаправленности, вследствие установления баланса в коре головного мозга между процессами возбуждения и торможения. Подбирая изобразительный материал к каждому занятию в соответствии с его задачами и индивидуально-психологическими особенностями детей, педагог может в какой-то мере управлять активностью ребенка. Например, на занятиях рисуночной терапией или лепкой с гиперактивными и расторможенными детьми не рекомендуется использовать такие материалы, как краски, глина, пластилин. Эти материалы стимулируют ненаправленную активность ребенка: разбрасывание, разбрызгивание, размазывание и пр., которая легко может перейти в агрессивное поведение, а также привести к травматизму ребенка. В работе с такими детьми рекомендуется коллективное творчество, в процессе которого создается одна картина. В данном случае педагог полностью контролирует действия детей. Широко используется в нашем детском саду иммаготерапия. Для успешной драматизации сказок необходима большая подготовительная работа: чтение произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по сказке, пересказ, рисование героев сказки... Дети с удовольствием участвуют в драматизации сказок, совершенствуя тем самым свои коммуникативные способности, развивают экспрессивную речь, просодическую сторону речи.
На музыкальных занятиях регулярно применяются элементы музыкотерапии. Музыка благотворно влияет на эмоциональное развитие, способствует релаксации, проявлению положительных эмоций. Однако следует учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Например, дети с сенсорной алалией негативно реагируют на громкую музыку, дети с СДВГ, услышав динамичную музыку, могут не контролировать свои эмоции, бегать, кричать. Но в целом дети с ограниченными возможностями здоровья с удовольствием слушают отрывки из музыкальных произведений, учатся играть на музыкальных инструментах, разучивают песни.
В нашем детском саду стало доброй традицией проводить музыкальные развлечения совместно с родителями. Это способствует созданию благоприятного для детей эмоционального климата. У детей формируется чувство уверенности, положительного настроя. Заканчиваются такие праздники совместным чаепитием.
Многолетний опыт работы показал успешность применения в коррекционно-образовательной деятельности кинезиологических упражнений. Кинезиологические игры позволяют улучшить межполушарное взаимодействие, скорректировать эмоционально-волевую сферу, совершенствовать общую и мелкую моторику. Дети учатся определенным образом двигаться под музыку, что способствует снятию напряжения, развитию чувства темпа, ритма.
Хорошо зарекомендовали себя и пальчиковые игры,направленные на выполнение скоординированных движений пальцев рук. Кинезиологические игры помогают в развитии познавательных процессов, моторики, способствуют развитию речевых функций.
Сущность арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья заключается в решении следующих проблем:
- облегчение процесса обучения и мыслительной деятельности ребенка;
- обеспечение возможности социально приемлемого выхода агрессии или других негативных чувств, естественно возникающих в процессе общения учащегося с педагогом;
- получение ценного материала о воспитаннике для дальнейшего исследования и установления диагноза;
- создание благоприятных условий для ведения взаимного диалога, без которого не существует продуктивного общения;
- корректировка пространственных и моторных нарушений у детей, организация правильного поведения, преодоление графических стереотипов;
- развитие рефлексивной культуры и чувства внутреннего контроля, которые необходимы в обучающем процессе;
- приобщение ребенка к духовной культуре с помощью единой системы ценностей науки, искусства и педагогики;
- содействие адаптации личности в обществе.
Арт-терапия - один из методов коррекционно-педагогической работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека.

Библиографический список

1. Артпедагогика и арт-терапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е.А.Медведева, И.Ю.Левченко, Л.Н.Комиссарова, Т.А.Добровольская. – М.: Изд. Центр «Академия», 2001.
2. Киселёв М.Ю. Арт-терапия: проблемы и перспективы / М.Ю. Киселёв // Комплексная программа эстетического воспитания населения: пути разработки и реализации. – М., 1990.
3. Копытин А.И, Свистовская Е.Е. Арт-терапевтические методы, используемые с детьми и подростками: обзор современных публикаций. Журнал практической психологии и психоанализа. http://psyjournal.ru/j3p/pap.php?id=20070402
4. Лебедева Л.Д. Педагогические аспекты арт-терапии / Л.Д.Лебедева // Дидакт. - М., 2000.
5. Осипова А.А. Общая психокоррекция / А.А.Осипова. – М., 2000.
6. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия / В.И.Петрушин. – М., 1999.
7. Рыбакова С.Г. Арт-терапия для детей с задержкой психического развития: Учебное пособие. – С-Пб.: Речь, 2007г. – с.9
2017