Я считаю, что данное высказывание американского философа, является наиболее актуальнsv в наше время. Ведь у нас на глазах растет новое поколение - более прагматичное, но вместе с тем необычайно яркое, талантливое, активно осваивающее новые информационные технологии. И сегодня современный воспитатель - это виртуоз своего дела, коммуникабельный, мобильный, креативно мыслящий, хорошо владеющий компьютерными технологиями. Мы с вами знаем, что главным условием развития личности ребенка в дошкольном возрасте является общение. Но каким образом связаны интерактивное обучение и общение? Начнем с самого начала. Что такое интерактивный? Интерактивность предполагает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с людьми и техникой. Это форма познавательной деятельности, которая полностью основана на психологии человеческих взаимодействий и взаимоотношений. Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, построенное на взаимодействии детей с учебным окружением, образовательной средой, которая служит областью осваиваемого опыта, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и воспитанника. В отличие от обычных технических средств обучения интерактивные технологии позволяют: - повышать мотивацию детей к занятиям; - задействовать игровые компоненты, активизирующим познавательную деятельность обучающихся, усиливая усвоение материала; - обучать сотрудничеству и новым формам общения друг с другом; - формировать осознанную оценку ребенком своих достижений; - поддерживать положительное эмоциональное состояние ребенка в процессе занятий. Информационные технологии, используемые в дополнение к имеющимся, более привычным и традиционным, позволяют перейти к активным методам обучения. А активная деятельность – наиболее успешный вид восприятия информации. Согласно психологическим исследованиям, у человека остается в памяти приблизительно 10% из того, что он слышит, 50% – из того, что он видит, и 90% – из того, что он делает. Для активизации познавательных навыков дошкольников, основываясь на свой педагогический опыт, предлагаю использование интерактивных технологий в двух вариантах: 1. Ноутбук (компьютер) – проектор – экран – демонстрация на экране монитора тематической презентации, либо игрового средства (задействована зрительная и слуховая память). Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства: · Осуществление полисенсорного восприятия материала; · Возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде; · Объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы; · Возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе; · Активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка; Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. Например, использование презентаций на занятиях по математике, ознакомлении с окружающем миром обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов, формируются способы зрительного восприятии, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память. 2. Виртуальная студия, которая включает ноутбук (компьютер) – проектор – интерактивная доска (практическая отработка всех видов образной памяти). Интерактивная доска в ДОУ открывает перед нами новые возможности для организации совместной деятельности детей и педагога. Коллективное участие детей способствует развитию коммуникативных и социальных навыков: помогает детям преодолеть свой эгоцентризм, учит действовать по правилам, принимать точку зрения другого, принимать собственные самостоятельные решения, делать осознанный выбор. Интерактивная доска по своему прямому назначению может использоваться только с подгруппой детей, как визуальное средство – со всей группой дошкольников. Интерактивная доска позволяет ребенку как бы увидеть себя со стороны, наблюдать за действиями партнеров по игре. Дети привыкают оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в виртуальный мир один на один с компьютером. Правила и нормы СанПин при использовании интерактивных технологий. По требованиям СанПин занятия с использованием компьютера предполагают для детей 5 лет – 10 минут, для детей 6-7 лет - 15 минут. Но если использовать компьютер только в качестве экрана, то позволяется при необходимости увеличивать занятие на 5 минут, но с обязательной сменой деятельности и физминуткой. В конце занятия обязательно проводится гимнастика для глаз. Конечно, обязательно проветривание помещения до и после занятия. Занятия с использованием ИКТ проводятся не более 2 – 3 раз в неделю, все занятия проводятся с подгруппой детей. СанПин нам определяет размер экрана 28 дюймов или от 69 см (для всей группы). Между тем при реализации ИКТ в образовательном процессе ДОУ возникает ряд проблем, решение которых является предметом исследования. В периодической печати уже на протяжении несколько лет дискутируется проблема разработки и внедрения информационно-коммуникационных технологий в ДОУ. Ведущие ученые и специалисты в области дошкольного образования (Духанина Л.Н., Волосовец Т.В., Веракса Н.Е., Дорофеева Э.М., Комарова Т.С., Алиева Т.И., Комарова И.И., Белая К.Ю. и др.) высказывают свою позицию «за» и «против» ИКТ. Противники ИКТ в качестве аргумента приводят данные о негативном влиянии длительного сидения за компьютером на состояние здоровья детей. Мой опыт показывает, что периодическое использование ИКТ, а именно дозированное педагогом использование ИКТ способствует развитию у детей волевых качеств, приучает к «полезным» …... Учеными отмечается развивающая роль компьютерно-игрового комплекса в детском саду в работе с детьми начиная с пяти лет. Подчеркивается, что как бы мы не относились к проблеме, «информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачу стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных игр и сформировать основы информационной культуры личности ребенка». Мы придерживаемся как раз этой позиции. Целесообразность использования интерактивных технологий в развитии познавательных способностей старших дошкольников подтверждают работы зарубежных и отечественных исследователей (С. Пейперт, Б. Хантер, Е.Н. Иванова, Н.П. Чудова и др.). Таким образом, что при грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса компьютерные программы для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.
Библиографический список:
1. Веракса Н. Е. Организация проектной деятельности в детском саду // Современное дошкольное образование: теория и практика. - 2008. - № 3 2. Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. М: Мозаика-Синтез, 2011 3. СанПиН 2.4.1.3049-13