Библиографическое описание:
Астафьева Н.В. Методическая разработка занятий по изобразительному искусству «Эскиз росписи изразца по мотивам славянской мифологии» // Образовательный альманах. 2024. № 4 (79). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/79-1.pdf.
Дети живут сейчас в условиях информации, несущей преимущественные западные идеалы: философские, нравственные, эстетические. Народные сказки, песни, былины стали уходить из быта семьи. Нарушается связь между поколениями, дети не знают своих предков. Народное искусство всегда было предельно ориентировано именно на духовную культуру, высшую культуру чувств и отношений между людьми. В нем кроются великие гуманистические традиции духовности русской культуры. Поэтому очень важно воспитание у детей подлинной любви к своей Родине, интереса к ее историческому прошлому, к русской самобытной культуре, к народному искусству. В приобщении к отечественному культурному наследию, развивается не только духовно-нравственная, но и творческая мыслящая личность.
Народное искусство - богатейшая сокровищница красоты, является неиссякаемым источником творческой фантазии. Человек всегда жил среди вещей и создавал не только нужные, полезные, но и красивые, выразительные вещи. В наше время также необходим красивый предметный мир. Создавая его, человек обязательно проявляет свои художественные наклонности в той мере, в какой обладает ими.
Одним из ярких образцов народного искусства является изразец. Живя в Санкт-Петербурге, мы имеем прекрасную возможность познакомиться с оригиналами изразцов. В музеях нашего города находятся изразцы разных эпох.
Цель: познакомить детей со славянской мифологией, понятием изразец и создать образ на мифологическую славянскую тематику – эскиз для изразца.
Задачи занятий:
· Обучить декоративной стилизации мифологического животного;
· Закрепить понятие о композиции размещения объекта в формате 15x15 см;
· Закрепить навыки изображения в смешанной технике (акварель, фломастеры);
· Способствовать развитию эстетического и художественного вкуса, творческой и познавательной активности;
· Способствовать развитию гармоничного цветовосприятия;
· Расширить кругозор;
· Развить интерес к национальному искусству;
· Воспитать уважительное отношение к истории и культуре предков.
Форма проведение занятий: групповое учебное занятие.
Материалы, используемые на занятии:
· Репродукции произведений знаменитых художников, иллюстрации которых связаны с русскими сказками, былинами: Билибин И.Я., Васнецов В.М., русский лубок;
· Иллюстративный ряд материалов изразцов;
· Видео ряд архитектурных памятников Санкт-Петербурга: Храм Воскресения Христова, Меньшиковский дворец и др.
· Схемы последовательности выполнения рисунков мифологических животных: кот (различные варианты), птица Сирин, Змей Горыныч (различные варианты);
· Схемы зарисовок растительного, геометрического орнамента;
· Образцы выполнения задания;
Материально-техническое оснащение занятия.
Для детей: бумага 15x15 см., акварельные краски, кисти колонок или белка №-3-5, цветные карандаши, фломастеры, простой карандаш, ластик.
Для педагога: столы, стулья, классная доска, мел, экран, проектор, ноутбук.
Ожидаемые результаты:
· По прохождению данной темы дети будут знать историю возникновения искусства изразцов; правила стилизации растительных и анималистических изображений, правила композиционного размещения изображения в заданном формате;
· Уметь выполнять стилизованное изображение растений, животных; выполнять композиционное размещение изображения в заданном формате; выполнять цветовое и графическое изображение предложенными изобразительными материалами; выполнять простейший орнамент.
Дети будут интересоваться национальным искусством и увпжительно относиться к истории и культуре предков.
Этапы работы над темой.
Данная тема рассчитана на 3 занятия/3 академически часа.
Распределение содержания по занятиям:
· Первое занятие – Подготовительное (введение, беседа, упражнения);
· Второе занятие – Основное составление самостоятельного эскиза по мотивам русских изразцов;
· Третье занятие – Заключительное – цветовое и графическое решение композиции.
Содержание занятий.
Первое занятие – подготовительное.
После завершения организационного момента, объявляется тема занятия. Объяснение темы сопровождается показом иллюстраций произведений изразцового искусства.
Слово «изразец» древнее, оно происходит от слова «образ». «Образить» - значит украсить. Изразцы – керамические плитки для облицовки каминов, печей, стен; имеют с обратной стороны вид открытой коробки (румпы). В зависимости от лицевой поверхности изразцы делятся на гладкие, рельефные, покрытые глазурью (майоликовые, если зеленой глазурью – муравленые) и неглазурованные (терракотовые). Изразцы изготавливаются из пластичных гончарных глин вручную или в деревянных формах с последующим обжигом в печах при температуре до 1150 градусов. Изразцы известны с VIII века в странах Европы и в странах Азии в более ранний период истории человечества. В Германии, Голландии, Швейцарии были известны – белые с синим рисунком. В России с XVI века применялись также для украшения фасадов. С начала XVIII века применялись только для облицовки печей, - большей части плоские. С 60-х годов XIX века снова изготавливаются полихромные изразцы (в «русском стиле») для наружной и внутренней отделки зданий. Часто в тематике изразцовых картинок можно увидеть мифологические существа. Что же такое миф?
Миф – это повествование о богах, духах, обожествленных героях, мифологических существ. В мифах переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства темы.
В русском фольклоре часто упоминаются такие мифологические герои как: «Кот - Баюн», «Сирин», «Змей – Горыныч».
Мы с вами тоже будем изображать мифологических героев русских сказок и былин.
Начнем знакомство с ними. Очень часто персонажем русских сказок является «Кот - Баюн». В образе Кота – Баюна соединились черты чудовища и птицы, обладающей волшебным голосом. Баюн сидит на высоком железном столбе, он обессиливает каждого, кто пытается пойти к нему с помощью песен и заклинаний. Образ волшебного кота был широко распространен в русских лубочных повестях. Змей Горыныч живет в поземном царстве, может обитать в воде, летает по воздуху. В русских былинах и сказках Змей - символ опасности, с которым сражались русские богатыри. Это фантастическое существо, покрытое чешуей, с тремя, шестью или девятью головами, он извергает из пасти пламя, сжигает города. Еще одно интересное существо – Сирин, от головы до пояса женщина несравненной красоты, от пояса же – птица. Спускаясь из рая на землю, она зачаровывает людей пением. С одной стороны, пение этой птицы «служит обозначением божественного слова, входящего в душу человека», с другой стороны – это указание на «нетвердых в вере людей». Педагог иллюстрирует свои слова репродукциями известных художников.
Далее педагог показывает на листе крупно схемы последовательного изображения героев из простых геометрических форм.
Для выполнения задания дети выбирают одного из трех мифологических животных, представленных педагогом. Мифологические животные будут являться главными персонажами в композиции изразца.
Характерная форма изразца – квадрат. Поэтому работа выполняется в формате 15x15 см. Перед этим дети делают эскиз. Эскиз – предварительный часто беглый набросок, фиксирующий замысел художника. Перед ребятами ставится задача, чтобы изображаемое мифологическое животное было узнаваемым.
Ребята приступают к выполнению эскиза, пробуют изображение различных животных, чтобы потом выбрать лучший вариант по совету педагога. Во время самостоятельной работы, педагог осуществляет контроль за выполнением задания, оказывает помощь.
За 10 минут до окончания занятия – подведение итогов работы: обсуждение эскизных работ. Дети в группе могут быть с разными изобразительными способностями, одни из них повторяют педагогический рисунок, другие фантазируют, и выполняют свой вариант изображения. Работы этих детей нужно поощрить похвалой и поставить в пример. Далее ребята приступаю к уборке рабочего места.
Второе занятие – основное.
После завершения организационного момента, ребятам напоминается предыдущая тема, и ставиться задача на продолжение задания, определяется объем работы.
Далее они приступают к работе в заданном формате. Формат 15x15 оформлен линейной рамкой 1 см от края листа. Для того что бы композиция была выразительной, она должна иметь композиционный цент, который будет состоять из одного элемента – доминанта. Нужно расположить рисунок так, чтобы не осталось много пустого места на листе, не было тесно изображаемому объекту, на что обращается внимание детей на примере иллюстрации изразца. Бумага должна быть плотной. Работа будет выполняться акварельными красками. Ребятам надо перенести эскиз на бумагу. Рисунок выполняется в карандаше с легким нажимом, что бы можно было исправить ошибки. Так как акварель прозрачная краска, карандашный рисунок должен быть мало заметным. Рисование следует начинать с основной линии, направляющей движение животного – его позу, далее изображать остальные части (туловище, голову, ноги). Как правило, в углах формата остаются пустые места. По примеру изразцов предлагается заполнить их растительным или геометрическим орнаментом. Далее приступают к стилизации через декорирование изображения простыми орнаментами (кружки, овалы, линии и тд.). Педагог демонстрирует схему простых элементов растительного и геометрического орнамента. Украшается рамка вокруг основного изображения, орнамент для рамки составляется из ритмически упорядоченных геометрических элементов.
За 10 минут до окончания занятия – подведение итогов работы: обсуждение линейного рисунка на формате. Педагог оценивает удачную композицию в листе, разнообразие и качество декорирования. Лучшее работы могут выделить сами ребята. Далее приступают к уборке рабочего места.
Третье занятие – заключительное.
После завершения организационного момента, ребятам напоминается предыдущая тема, и ставиться задача на продолжение задания, определяется объем работы и этапы выполнения.
Следующий этап – выполнение работы в цвете. Обычно в изразцах используется ограниченная цветовая палитра. Поэтому детям для цветового решения эскиза предлагается использовать 4 цвета: синий, красный, белый, охра. Различные качества акварели достигаются путем смешивания акварели с водой. Если взять больше воды и меньше краски, цвет получается прозрачным, светлым по тону. Насыщенный, яркий цвет получается, если взять больше краски и меньше воды. Педагог иллюстрирует свои слова действием, и показывает пример. Ребята выполняют упражнения на отдельном листе бумаги, используя три цвета (охра, красный, синий). Далее ребята должны определить, какими цветами выполнить фон, а какими главного героя. Чтобы найти правильное решение педагог предлагает сравнить два схематичных изображения. Путем вопросов и ответов выяснятся, что выигрышно смотрится яркое изображение на светлом фоне., т. е. работает закон тонального контраста. Другие элементы композиции выполняются остальными заданными цветами. Цветовая работа начинается со светлых пятен (фон, элементы декора), далее используются яркие цвета. Роль белого цвета играет не закрашенная бумага. Перед началом самостоятельной работы педагог показывает образцы цветового решения композиции. Ребята приступают к работе. Завершающим этапом в работе над композицией является прорисовка всех контуров изображения и деталей декорирования коричневым фломастером.
Во время самостоятельной работы, педагог обращает внимание детей на соблюдение правил техники безопасности, правильность осанки при работе; на соблюдение последовательности выполнения цветовой работы; в случае появления характерных ошибок, обращает внимание на методы их исправления.
Методические рекомендации по подведению итогов.
Работы детей вывешиваются на доске за 10 минут до окончания занятий для подведения итогов и обсуждения рисунков с детьми. Педагог привлекает участие детей в обсуждении работ путем постановки целевого ряда вопросов, которые будут определенном образом направлять внимание детей на общие задачи.
Очень важно при оценке качества выполнения работ учитывать индивидуальные особенности детей, что бы у них в дальнейшем не пропал интерес к работе. Ребятам предлагается выделить наиболее выразительные работы, высказаться, это способствует развитию художественного вкуса и правильной самооценки. Далее педагог сам анализирует работу группы над заданием, отмечает достоинства и недостатки.
Качество выполненных работ покажет, насколько освоена тема; входе работы предполагается закрепление полученных ранее знаний и приобретение новых навыков работы акварелью, декорирования изображения, получат представления о славянских мифологических животных, понятии – изразец.
Для объективной оценки деятельности детей, необходимо ориентироваться на определенную систему вопросов:
· Как выражена идея, и использованы различные изобразительные средства для выражения замысла;
· Как решена композиция и заполнена плоскость формата;
· Характер стилизации изображения;
· Качество цветового решения эскиза;
· Оригинальность графической отделки изображения;
· Владение техникой, аккуратность выполнения задания.
Список литературы
1. Адамчик В.В. Словарь славянской мифологии. – Минск: Харвест, 2010. 640 с.
2. Казачеева С.А., Бондарева С.А. Изобразительное искусство. – Волгоград: Учитель, 2009. 143с.
3. Изобразительное искусство. /Сост. З.А. Степанчук и др.- Волгоград: Учитель, 2009. 271с.
4. Смирнов И.Ю. Славянские мифы. – Спб.: Паритет, 2018. 224с.
5. Семенова М. Мы – Славяне. – Спб.: Азбука, 2022. 560с.
6. Коримфский А.А. Народная Русь. – М.: Институт русской цивилизации, 2013. 944с.
Астафьева Н.В. Методическая разработка занятий по изобразительному искусству «Эскиз росписи изразца по мотивам славянской мифологии» // Образовательный альманах. 2024. № 4 (79). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/79-1.pdf.
Дети живут сейчас в условиях информации, несущей преимущественные западные идеалы: философские, нравственные, эстетические. Народные сказки, песни, былины стали уходить из быта семьи. Нарушается связь между поколениями, дети не знают своих предков. Народное искусство всегда было предельно ориентировано именно на духовную культуру, высшую культуру чувств и отношений между людьми. В нем кроются великие гуманистические традиции духовности русской культуры. Поэтому очень важно воспитание у детей подлинной любви к своей Родине, интереса к ее историческому прошлому, к русской самобытной культуре, к народному искусству. В приобщении к отечественному культурному наследию, развивается не только духовно-нравственная, но и творческая мыслящая личность.
Народное искусство - богатейшая сокровищница красоты, является неиссякаемым источником творческой фантазии. Человек всегда жил среди вещей и создавал не только нужные, полезные, но и красивые, выразительные вещи. В наше время также необходим красивый предметный мир. Создавая его, человек обязательно проявляет свои художественные наклонности в той мере, в какой обладает ими.
Одним из ярких образцов народного искусства является изразец. Живя в Санкт-Петербурге, мы имеем прекрасную возможность познакомиться с оригиналами изразцов. В музеях нашего города находятся изразцы разных эпох.
Цель: познакомить детей со славянской мифологией, понятием изразец и создать образ на мифологическую славянскую тематику – эскиз для изразца.
Задачи занятий:
· Обучить декоративной стилизации мифологического животного;
· Закрепить понятие о композиции размещения объекта в формате 15x15 см;
· Закрепить навыки изображения в смешанной технике (акварель, фломастеры);
· Способствовать развитию эстетического и художественного вкуса, творческой и познавательной активности;
· Способствовать развитию гармоничного цветовосприятия;
· Расширить кругозор;
· Развить интерес к национальному искусству;
· Воспитать уважительное отношение к истории и культуре предков.
Форма проведение занятий: групповое учебное занятие.
Материалы, используемые на занятии:
· Репродукции произведений знаменитых художников, иллюстрации которых связаны с русскими сказками, былинами: Билибин И.Я., Васнецов В.М., русский лубок;
· Иллюстративный ряд материалов изразцов;
· Видео ряд архитектурных памятников Санкт-Петербурга: Храм Воскресения Христова, Меньшиковский дворец и др.
· Схемы последовательности выполнения рисунков мифологических животных: кот (различные варианты), птица Сирин, Змей Горыныч (различные варианты);
· Схемы зарисовок растительного, геометрического орнамента;
· Образцы выполнения задания;
Материально-техническое оснащение занятия.
Для детей: бумага 15x15 см., акварельные краски, кисти колонок или белка №-3-5, цветные карандаши, фломастеры, простой карандаш, ластик.
Для педагога: столы, стулья, классная доска, мел, экран, проектор, ноутбук.
Ожидаемые результаты:
· По прохождению данной темы дети будут знать историю возникновения искусства изразцов; правила стилизации растительных и анималистических изображений, правила композиционного размещения изображения в заданном формате;
· Уметь выполнять стилизованное изображение растений, животных; выполнять композиционное размещение изображения в заданном формате; выполнять цветовое и графическое изображение предложенными изобразительными материалами; выполнять простейший орнамент.
Дети будут интересоваться национальным искусством и увпжительно относиться к истории и культуре предков.
Этапы работы над темой.
Данная тема рассчитана на 3 занятия/3 академически часа.
Распределение содержания по занятиям:
· Первое занятие – Подготовительное (введение, беседа, упражнения);
· Второе занятие – Основное составление самостоятельного эскиза по мотивам русских изразцов;
· Третье занятие – Заключительное – цветовое и графическое решение композиции.
Содержание занятий.
Первое занятие – подготовительное.
После завершения организационного момента, объявляется тема занятия. Объяснение темы сопровождается показом иллюстраций произведений изразцового искусства.
Слово «изразец» древнее, оно происходит от слова «образ». «Образить» - значит украсить. Изразцы – керамические плитки для облицовки каминов, печей, стен; имеют с обратной стороны вид открытой коробки (румпы). В зависимости от лицевой поверхности изразцы делятся на гладкие, рельефные, покрытые глазурью (майоликовые, если зеленой глазурью – муравленые) и неглазурованные (терракотовые). Изразцы изготавливаются из пластичных гончарных глин вручную или в деревянных формах с последующим обжигом в печах при температуре до 1150 градусов. Изразцы известны с VIII века в странах Европы и в странах Азии в более ранний период истории человечества. В Германии, Голландии, Швейцарии были известны – белые с синим рисунком. В России с XVI века применялись также для украшения фасадов. С начала XVIII века применялись только для облицовки печей, - большей части плоские. С 60-х годов XIX века снова изготавливаются полихромные изразцы (в «русском стиле») для наружной и внутренней отделки зданий. Часто в тематике изразцовых картинок можно увидеть мифологические существа. Что же такое миф?
Миф – это повествование о богах, духах, обожествленных героях, мифологических существ. В мифах переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства темы.
В русском фольклоре часто упоминаются такие мифологические герои как: «Кот - Баюн», «Сирин», «Змей – Горыныч».
Мы с вами тоже будем изображать мифологических героев русских сказок и былин.
Начнем знакомство с ними. Очень часто персонажем русских сказок является «Кот - Баюн». В образе Кота – Баюна соединились черты чудовища и птицы, обладающей волшебным голосом. Баюн сидит на высоком железном столбе, он обессиливает каждого, кто пытается пойти к нему с помощью песен и заклинаний. Образ волшебного кота был широко распространен в русских лубочных повестях. Змей Горыныч живет в поземном царстве, может обитать в воде, летает по воздуху. В русских былинах и сказках Змей - символ опасности, с которым сражались русские богатыри. Это фантастическое существо, покрытое чешуей, с тремя, шестью или девятью головами, он извергает из пасти пламя, сжигает города. Еще одно интересное существо – Сирин, от головы до пояса женщина несравненной красоты, от пояса же – птица. Спускаясь из рая на землю, она зачаровывает людей пением. С одной стороны, пение этой птицы «служит обозначением божественного слова, входящего в душу человека», с другой стороны – это указание на «нетвердых в вере людей». Педагог иллюстрирует свои слова репродукциями известных художников.
Далее педагог показывает на листе крупно схемы последовательного изображения героев из простых геометрических форм.
Для выполнения задания дети выбирают одного из трех мифологических животных, представленных педагогом. Мифологические животные будут являться главными персонажами в композиции изразца.
Характерная форма изразца – квадрат. Поэтому работа выполняется в формате 15x15 см. Перед этим дети делают эскиз. Эскиз – предварительный часто беглый набросок, фиксирующий замысел художника. Перед ребятами ставится задача, чтобы изображаемое мифологическое животное было узнаваемым.
Ребята приступают к выполнению эскиза, пробуют изображение различных животных, чтобы потом выбрать лучший вариант по совету педагога. Во время самостоятельной работы, педагог осуществляет контроль за выполнением задания, оказывает помощь.
За 10 минут до окончания занятия – подведение итогов работы: обсуждение эскизных работ. Дети в группе могут быть с разными изобразительными способностями, одни из них повторяют педагогический рисунок, другие фантазируют, и выполняют свой вариант изображения. Работы этих детей нужно поощрить похвалой и поставить в пример. Далее ребята приступаю к уборке рабочего места.
Второе занятие – основное.
После завершения организационного момента, ребятам напоминается предыдущая тема, и ставиться задача на продолжение задания, определяется объем работы.
Далее они приступают к работе в заданном формате. Формат 15x15 оформлен линейной рамкой 1 см от края листа. Для того что бы композиция была выразительной, она должна иметь композиционный цент, который будет состоять из одного элемента – доминанта. Нужно расположить рисунок так, чтобы не осталось много пустого места на листе, не было тесно изображаемому объекту, на что обращается внимание детей на примере иллюстрации изразца. Бумага должна быть плотной. Работа будет выполняться акварельными красками. Ребятам надо перенести эскиз на бумагу. Рисунок выполняется в карандаше с легким нажимом, что бы можно было исправить ошибки. Так как акварель прозрачная краска, карандашный рисунок должен быть мало заметным. Рисование следует начинать с основной линии, направляющей движение животного – его позу, далее изображать остальные части (туловище, голову, ноги). Как правило, в углах формата остаются пустые места. По примеру изразцов предлагается заполнить их растительным или геометрическим орнаментом. Далее приступают к стилизации через декорирование изображения простыми орнаментами (кружки, овалы, линии и тд.). Педагог демонстрирует схему простых элементов растительного и геометрического орнамента. Украшается рамка вокруг основного изображения, орнамент для рамки составляется из ритмически упорядоченных геометрических элементов.
За 10 минут до окончания занятия – подведение итогов работы: обсуждение линейного рисунка на формате. Педагог оценивает удачную композицию в листе, разнообразие и качество декорирования. Лучшее работы могут выделить сами ребята. Далее приступают к уборке рабочего места.
Третье занятие – заключительное.
После завершения организационного момента, ребятам напоминается предыдущая тема, и ставиться задача на продолжение задания, определяется объем работы и этапы выполнения.
Следующий этап – выполнение работы в цвете. Обычно в изразцах используется ограниченная цветовая палитра. Поэтому детям для цветового решения эскиза предлагается использовать 4 цвета: синий, красный, белый, охра. Различные качества акварели достигаются путем смешивания акварели с водой. Если взять больше воды и меньше краски, цвет получается прозрачным, светлым по тону. Насыщенный, яркий цвет получается, если взять больше краски и меньше воды. Педагог иллюстрирует свои слова действием, и показывает пример. Ребята выполняют упражнения на отдельном листе бумаги, используя три цвета (охра, красный, синий). Далее ребята должны определить, какими цветами выполнить фон, а какими главного героя. Чтобы найти правильное решение педагог предлагает сравнить два схематичных изображения. Путем вопросов и ответов выяснятся, что выигрышно смотрится яркое изображение на светлом фоне., т. е. работает закон тонального контраста. Другие элементы композиции выполняются остальными заданными цветами. Цветовая работа начинается со светлых пятен (фон, элементы декора), далее используются яркие цвета. Роль белого цвета играет не закрашенная бумага. Перед началом самостоятельной работы педагог показывает образцы цветового решения композиции. Ребята приступают к работе. Завершающим этапом в работе над композицией является прорисовка всех контуров изображения и деталей декорирования коричневым фломастером.
Во время самостоятельной работы, педагог обращает внимание детей на соблюдение правил техники безопасности, правильность осанки при работе; на соблюдение последовательности выполнения цветовой работы; в случае появления характерных ошибок, обращает внимание на методы их исправления.
Методические рекомендации по подведению итогов.
Работы детей вывешиваются на доске за 10 минут до окончания занятий для подведения итогов и обсуждения рисунков с детьми. Педагог привлекает участие детей в обсуждении работ путем постановки целевого ряда вопросов, которые будут определенном образом направлять внимание детей на общие задачи.
Очень важно при оценке качества выполнения работ учитывать индивидуальные особенности детей, что бы у них в дальнейшем не пропал интерес к работе. Ребятам предлагается выделить наиболее выразительные работы, высказаться, это способствует развитию художественного вкуса и правильной самооценки. Далее педагог сам анализирует работу группы над заданием, отмечает достоинства и недостатки.
Качество выполненных работ покажет, насколько освоена тема; входе работы предполагается закрепление полученных ранее знаний и приобретение новых навыков работы акварелью, декорирования изображения, получат представления о славянских мифологических животных, понятии – изразец.
Для объективной оценки деятельности детей, необходимо ориентироваться на определенную систему вопросов:
· Как выражена идея, и использованы различные изобразительные средства для выражения замысла;
· Как решена композиция и заполнена плоскость формата;
· Характер стилизации изображения;
· Качество цветового решения эскиза;
· Оригинальность графической отделки изображения;
· Владение техникой, аккуратность выполнения задания.
Список литературы
1. Адамчик В.В. Словарь славянской мифологии. – Минск: Харвест, 2010. 640 с.
2. Казачеева С.А., Бондарева С.А. Изобразительное искусство. – Волгоград: Учитель, 2009. 143с.
3. Изобразительное искусство. /Сост. З.А. Степанчук и др.- Волгоград: Учитель, 2009. 271с.
4. Смирнов И.Ю. Славянские мифы. – Спб.: Паритет, 2018. 224с.
5. Семенова М. Мы – Славяне. – Спб.: Азбука, 2022. 560с.
6. Коримфский А.А. Народная Русь. – М.: Институт русской цивилизации, 2013. 944с.