Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Пелесесенко А.А. Реализация принципа ситуативности на начальном этапе обучения чтению младших школьников

Оригинaл материала размещен в выпуске № 09 (11) https://f.almanah.su/11.pdf


В условиях современного динамического, информационного общества особое значение приобретает информационно-коммуникативная деятельность и сформированная на её основе коммуникативная компетенция. «Овладеть коммуникативной компетенцией на иностранном языке, не находясь в стране изучаемого языка, сложно. Поэтому важной задачей преподавателя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка с использованием различных приемов работы» [2].
В выборе конкретной методики для средней и старшей школы желательно делать упор на обыгрывании реальных ситуаций. Такой метод эффективен для реализации образования в плане умения применять полученные знания в разных жизненных ситуациях. На младшей ступени обучения, обучающимся нравятся воображаемые ситуации с элементами ролевой игры и они с удовольствием выступают в ролях персонажей известных детских сказок.
Учебно-речевые ситуации выполняют две основные функции: обучающую и стимулирующую. Это означает, что «учитель должен моделировать такие условия иноязычного общения, которые способствуют, с одной стороны, достижению определенной методической цели, а с другой — вызывают стойкие, реально действующие положительные мотивы к общению на изучаемом языке» [4]. Другими словами, процесс обучения должен иметь ситуативную основу с целью усиления мотивов говорить, читать, слушать или писать на иностранном языке.
Чтение, как вид деятельности, характеризуется мотивом, целью, условиями и результатом. Мотивом является всегда общение или коммуникация с помощью печатного слова; целью – получение информации по тому вопросу, который интересует читающего.
К условиям деятельности чтения относят овладение графической системой языка и приёмами извлечения информации. Результатом деятельности является понимание или извлечение информации из прочитанного с разной степенью точности и глубины.
Говоря о ситуативном обучении чтению младших школьников, необходимо рассмотреть некоторые психологические особенности этого возраста. «Начало школьного обучения совпадает с периодом, когда в организме ребенка происходит резкий эндокринный сдвиг, сопровождаемый бурным ростом тела, вегетативной перестройкой, что требует большого напряжения» [3], поэтому дети быстро утомляется и легко отвлекается на посторонние объекты, не способны к длительному удерживанию внимания, возбудимы, эмоциональны. Ребенок становится субъектом общества и имеет обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. В этот период становится важным то, насколько успешно он справляется с новыми требованиями.
Переход к систематическому обучению способствует развитию новых познавательных потребностей младших школьников, активного интереса к происходящему в его окружении. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью.
В этом возрасте дети с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Им хочется научиться правильно и красиво писать, читать, считать. Младший школьник очень восприимчив и впечатлителен. Все новое (книжка с картинками, которую принес учитель, интересный пример, шутка учителя, наглядный материал) вызывает немедленную реакцию. Быстрая реакция, готовность к действию проявляется на уроках и в том, как нетерпеливо ученики выслушивают ответ своего одноклассника, стремясь при этом ответить сами.
Происходит развитие интеллектуальных процессов: обобщения, сравнения, классификации по типам и видам, переход от наглядно-образного к словесному, анализирующему мышлению. Увеличиваются объемы памяти. Формируется логическая, ассоциативная память.
Все эти возрастные особенности необходимо учитывать при использовании
принципа ситуативности в обучении чтению, разработке и подготовке ситуации.
Важно обратить внимание, что в чтении выделяют содержательный план и процессуальный. «В первом результатом чтения будет понимание прочитанного. В процессуальном – сам процесс чтения, то есть соотнесение букв или графем с фонемами. В младшем школьном возрасте процесс чтения начинается именно с последовательного восприятия системы письменных знаков (графем, слов, предложений)» [1]. Необходимо расшифровать эти знаки, понять значение отдельных букв и слов, объединить их в более крупные единицы информации - целые фразы и текст, удержать их в памяти и соотнести друг с другом, поняв смысл написанного. На этом этапе принцип ситуативности основывается на игровых технологиях.
Рассмотрим некоторые примеры коммуникативно-направленных проблемных заданий и упражнений по обучению технике чтения, которые позволяют младшим школьникам действовать в ситуациях, приближенных к реальным ситуациям общения. А это в свою очередь способствует повышению мотивации учения и его эффективности.
Задания имеют практическую апробацию.
«This is not my cow»
3 класс.
Оборудование: Фигурки животных (корова, овечка, жираф), 3 объявления о пропаже животного.
Принимали участие: 6 учеников (3 пары)
Вид чтения: поисковое
Ситуация:
У 2х фермеров и 1 работника зоопарка пропали животные. Они подали объявление о пропаже с чётким описанием питомца. Через некоторое время полицейские привели им животных (фигурки). Но герои понимают, что эти животные не их! Пользуясь описанием в объявлении, хозяева пытаются доказать это, используя отличия между описанным (нарисованным) в объявлении животным и приведённым (фигуркой). В свою очередь, полицейские, пользуясь тем же описанием, пытаются доказать обратное, обращая внимание на схожие моменты в описании.
Пример объявления: «Lost cow
Milka the Cow is lost!
Milka is 2 years old, female. Lost since 02 feb 2018
Description: white colour with several black spots, small yellow eyes, big ears, long thin tail, fat body, thin lags.
Last seen in central park.
Please, call if you have any information!»
3 класс. Письма.Оборудование: письма, конверты с рисунками
Принимали участие: 9 человек
Ситуация – у почтальона произошла форс-мажорная ситуация, в связи с чем письма выпали с конвертов и перепутались. Необходимо, сравнив информацию в письме и на конверте, найти пары: письмо-конверт.
2 класс.Оборудование: схема дома, текст
Принимали участие: 12 человек
Передвижения Тома
Ситуация. В тексте описан день из жизни кота Тома. Опираясь на информацию в тексте, нужно составить схему передвижения кота по дому.
Пример текста: «Where is Tom? Look! Tom is in the bedroom! He is under the bed. But where is Tom now? Look! He is in the kitchen. He is on the table! …»
2 класс, «Свидетели», Оборудование: текст, бумага и карандаши для художника.
Ситуация: разыскиваются 3 персонажа (мальчик, девочка, собака). Их описание находится в 1 тексте (предложения перемешаны). Свидетели должны прочитать только те предложения, в которых находится описание нужного им героя.
Пример текста: «It is a boy. It is a girl. He has got blue eyes. It is a dog. She has got big green eyes. His eyes is small. It has got big ears. He has got fair hair. It is not a big dog - the dog is small. Its fur is black. She has got dark hair.»
«Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными. Это мертвый груз, так как пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, если учеба не захватывает их. Яркая, увлекательная форма подачи материала может помочь ученикам преодолеть трудности первых месяцев обучения, снизить психические нагрузки и позволит превратить заучивание необходимых правил в игру» [3].

Библиографический список

1.       Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам /Н.Д. Гальскова. – М.: Аркти-Глосса, 2003
2.       Костецкая Л.М., Рудякова Т.И. Обучение чтению на уроках английского языка. Методологическое пособие / Л.М.Костецкая, Т.И.Рудякова, - Симферополь: ГБОУ ДПО РК КРИППО, 2016. – 56 с.
3.       Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146.
4.       Обучение чтению: учебное пособие / Под ред. Е.И.Пассова, Е.С.Кузнецовой. – Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002.
Sherlocked2@mail.ru +7(978)-705-64-99
2018