Оригинaл материала размещен в выпуске № 8 (58) https://f.almanah.su/58.pdf
Рисование пластилином, пластилиновая живопись, в дошкольном учреждении, считается одним из наиболее редко практикующихся видов изобразительной деятельности, так ка не является обязательным в программах дошкольного образования.
Но стоит отметить, что в пластилиновой живописи заложены колоссальные воспитательные резервы, огромные педагогические возможности, которые в первую очередь положительно влияют на формирование и развитие художественно - эстетического восприятия окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста.
Эффективность данной работы с пластилином и его влияние на развитие творческих способностей отмечали многие авторы, исследующие данную тему (Н.Б. Халезова, Т.С. Комарова, О.В. Григорьева и др.).
Отмечается наличие тесной взаимосвязи между тонкой двигательной координацией и уровнем работоспособности, степенью овладения техническими навыками и успешностью, качеством выполнения работы.
Процесс рисования пластилином в изобразительной деятельности вовлекает в работу движения рук ребенка (ладони, пальцев, кисти), зрительное восприятие, способствует развитию таких психических процессов, как внимание, память мышление, воображение, и что очень важно, речь.
Работа в данном направление может считаться наиболее эффективной, если:
· Педагог владеет методикой проведения пластилиновой живописи;
· Создаются все необходимые условия для проведения деятельности в данном направлении;
· Ведется тесная работа с родителями воспитанников.
В процессе работы с детьми решаются задачи развития:
· Детского изобразительного творчества посредством овладения техникой пластилиновой живописи;
· Последовательного, целенаправленного художественного восприятия произведений искусства;
· Сенсорного восприятия дошкольников посредством наблюдения, обследования и анализа объектов и явлений природы, конструктивного строения предметов (объектов), разнообразия цветовых оттенков предметов и состояний в работе с натуры;
· Устойчивого интереса, вкуса, оценки и суждения, общечеловеческих эмоционально-нравственных ориентаций на проявления эстетического в разнообразных предметах и явлениях природного и социального характера.
Задачи
· воспитывать бережное отношение к произведения искусства;
· дать представление о различном характере рисунка, соотношении изображения предметов (объектов) в линейной и воздушной перспективе;
· совершенствовать умение достигать выразительности образа не только через большое сходство в форме, пропорциях, но и передачей характерных поз;
· формировать у детей различные способы и приемы техники пластилиновой живописи, используя горельеф, барельеф, различные налепы;
· развивать речевые навыки в процессе обсуждения изобразительных средств выразительности при создании работы; активизировать художественный словарь дошкольников;
· учить видеть прекрасное вокруг;
· высказывать доказательные суждения и оценку увиденного, включать познанное — через искусство и ознакомление с окружающим — в собственную эстетическую и художественную деятельность;
· формировать образное мышление при восприятии
· цветового и конструктивного состояния объектов и явлений природы.
· В процессе знакомства с пластилиновой живописью и овладения ею у детей дошкольного возраста:
· развиваются внимание, наблюдательность, восприятие (зрительное, слуховое, осязательное);
· совершенствуются память (образная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная), мышление, воображение, фантазия.
В результате изучения данного раздела ребенок может знать:
- этапы работы,
- способы работы с пластилином
уметь:
· воспринимать и различать произведения изобразительного искусства, выделяя средства выразительности, цветовой гаммы, понимать единство содержания, смысла и языка художественного образа;
· видеть общие, типичные, характерные и индивидуальные признаки предметов, явлений окружающего мира, их эстетические проявления;
· передавать характерные признаки, пропорции, сочетания;
· выделять композиционный центр в качестве основного структурного элемента композиции;
· выполнять рисунок детально, используя горельеф, барельеф и налепы в изображении;
· различать от 15 до 20 оттенков цветовой гаммы, некоторые из них получать путем смешивания, скатывания или раскатывания кусочков пластилина (жгутиков), использовать их в своих работах; различать и систематизировать теплые и холодные гаммы цветов, использовать эти знания в создании композиций; передавать особенности цветовой гаммы, соответствующей цвету наблюдаемого предмета или явления;
· владеть техникой работы по пластилиновой живописи;
· видеть и изображать фактуры предметов с помощью пятна, линий, штрихов, точек и их сочетаний;
· создавать свой сюжет и проявлять желание самостоятельно разнообразить средства художественной выразительности и изобразительный материал;
· развивать художественное восприятие как мотив создания творческих работ;
· давать эстетическую оценку наблюдаемых предметов, объектов, явлений, эмоционально отзываться на красоту природы, картин, репродукций, произведений искусства.
· самостоятельно выполнять задуманное,
· планировать свою работу и доводить замысел до конца.
Занятия пластилиновой живописью, это прекрасная возможность для детей дошкольного возраста проникнуть в процесс эмоционально- эстетического и образно- пространственного восприятия окружающей среды и на основе этого, формировать в себе потребность создавать самостоятельно продукты эстетической значимости, а также это возможность для развития мелкой моторики пальцев рук и подготовка руки к письму.
Занятия рекомендуется проводить в коллективе 5-7 человек, с оптимальной продолжительностью 30-35 минут.
Рисунок 2. Занятие "Удивительная птица"
Рисунок 1 . Занятие "Удивительная птица "
Библиографический список
Рузанова Ю.В. «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности».- СПб «Каро», 2009.-234 с.Яковлева Т.Н. Пластилиновая живопись. Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2010.-128 с.