Рисование пластилином, пластилиновая живопись, в дошкольном учреждении, считается одним из наиболее редко практикующихся видов изобразительной деятельности, так ка не является обязательным в программах дошкольного образования. Но стоит отметить, что в пластилиновой живописи заложены колоссальные воспитательные резервы, огромные педагогические возможности, которые в первую очередь положительно влияют на формирование и развитие художественно - эстетического восприятия окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста. Эффективность данной работы с пластилином и его влияние на развитие творческих способностей отмечали многие авторы, исследующие данную тему (Н.Б. Халезова, Т.С. Комарова, О.В. Григорьева и др.). Отмечается наличие тесной взаимосвязи между тонкой двигательной координацией и уровнем работоспособности, степенью овладения техническими навыками и успешностью, качеством выполнения работы. Процесс рисования пластилином в изобразительной деятельности вовлекает в работу движения рук ребенка (ладони, пальцев, кисти), зрительное восприятие, способствует развитию таких психических процессов, как внимание, память мышление, воображение, и что очень важно, речь. Работа в данном направление может считаться наиболее эффективной, если: · Педагог владеет методикой проведения пластилиновой живописи; · Создаются все необходимые условия для проведения деятельности в данном направлении; · Ведется тесная работа с родителями воспитанников. В процессе работы с детьми решаются задачи развития: · Детского изобразительного творчества посредством овладения техникой пластилиновой живописи; · Последовательного, целенаправленного художественного восприятия произведений искусства; · Сенсорного восприятия дошкольников посредством наблюдения, обследования и анализа объектов и явлений природы, конструктивного строения предметов (объектов), разнообразия цветовых оттенков предметов и состояний в работе с натуры; · Устойчивого интереса, вкуса, оценки и суждения, общечеловеческих эмоционально-нравственных ориентаций на проявления эстетического в разнообразных предметах и явлениях природного и социального характера. Задачи · воспитывать бережное отношение к произведения искусства; · дать представление о различном характере рисунка, соотношении изображения предметов (объектов) в линейной и воздушной перспективе; · совершенствовать умение достигать выразительности образа не только через большое сходство в форме, пропорциях, но и передачей характерных поз; · формировать у детей различные способы и приемы техники пластилиновой живописи, используя горельеф, барельеф, различные налепы; · развивать речевые навыки в процессе обсуждения изобразительных средств выразительности при создании работы; активизировать художественный словарь дошкольников; · учить видеть прекрасное вокруг; · высказывать доказательные суждения и оценку увиденного, включать познанное — через искусство и ознакомление с окружающим — в собственную эстетическую и художественную деятельность; · формировать образное мышление при восприятии · цветового и конструктивного состояния объектов и явлений природы. · В процессе знакомства с пластилиновой живописью и овладения ею у детей дошкольного возраста: · развиваются внимание, наблюдательность, восприятие (зрительное, слуховое, осязательное); · совершенствуются память (образная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная), мышление, воображение, фантазия. В результате изучения данного раздела ребенок может знать: - этапы работы, - способы работы с пластилином уметь: · воспринимать и различать произведения изобразительного искусства, выделяя средства выразительности, цветовой гаммы, понимать единство содержания, смысла и языка художественного образа; · видеть общие, типичные, характерные и индивидуальные признаки предметов, явлений окружающего мира, их эстетические проявления; · передавать характерные признаки, пропорции, сочетания; · выделять композиционный центр в качестве основного структурного элемента композиции; · выполнять рисунок детально, используя горельеф, барельеф и налепы в изображении; · различать от 15 до 20 оттенков цветовой гаммы, некоторые из них получать путем смешивания, скатывания или раскатывания кусочков пластилина (жгутиков), использовать их в своих работах; различать и систематизировать теплые и холодные гаммы цветов, использовать эти знания в создании композиций; передавать особенности цветовой гаммы, соответствующей цвету наблюдаемого предмета или явления; · владеть техникой работы по пластилиновой живописи; · видеть и изображать фактуры предметов с помощью пятна, линий, штрихов, точек и их сочетаний; · создавать свой сюжет и проявлять желание самостоятельно разнообразить средства художественной выразительности и изобразительный материал; · развивать художественное восприятие как мотив создания творческих работ; · давать эстетическую оценку наблюдаемых предметов, объектов, явлений, эмоционально отзываться на красоту природы, картин, репродукций, произведений искусства. · самостоятельно выполнять задуманное, · планировать свою работу и доводить замысел до конца.
Занятия пластилиновой живописью, это прекрасная возможность для детей дошкольного возраста проникнуть в процесс эмоционально- эстетического и образно- пространственного восприятия окружающей среды и на основе этого, формировать в себе потребность создавать самостоятельно продукты эстетической значимости, а также это возможность для развития мелкой моторики пальцев рук и подготовка руки к письму. Занятия рекомендуется проводить в коллективе 5-7 человек, с оптимальной продолжительностью 30-35 минут.
Рисунок 2. Занятие "Удивительная птица"
Рисунок 1 . Занятие "Удивительная птица "
Библиографический список
Рузанова Ю.В. «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности».- СПб «Каро», 2009.-234 с. Яковлева Т.Н. Пластилиновая живопись. Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2010.-128 с.