Исследовательская и проектная деятельность

Григорьевская Л. В., Парфенова Н. Г. Педагогический проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Воздух – наш бесценный друг»


Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (38) https://f.almanah.su/38.pdf

Актуальность проблемы:
На современном этапе проблема профилактики здоровья детей является одной из самых актуальных. Поэтому усугубление экологических проблем в нашей стране обостряет необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования, охране окружающей среды. Эта работа начинается в детском саду – первом звене непрерывного образования. В частности, очень актуальна проблема загрязнения воздуха и пути её решения.
Цель проекта: Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами. Раскрыть значение воздуха в жизни человека. Создать условия для понимания детьми экологической проблемы и её решения.
Задачи проекта:
- Раскрыть понятие «воздух», его свойства (прозрачен, невидим, не имеет запаха, с его помощью дышат люди, животные и растения).
- Дать детям элементарное представление об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для всего живого, для здоровья человека в частности.
- Дать детям знания о том, как предотвратить загрязнение воздуха.
- Формировать у юных жителей страны экологическую культуру и активную жизненную позицию по отношению к глобальным проблемам, стоящим перед человечеством.

План реализации проекта

1. Подготовительный этап:
- Определение темы, целей и задач проекта «Воздух - наш бесценный друг».
- Составление плана работы над проектом.
- Проведение комплекса непосредственно-образовательной деятельности: занятие «Что мы знаем о воздухе?», «Воздух и его свойства», проведение элементарных опытов и экспериментов с воздухом.
2. Основной этап – практическая деятельность по решению проблемы проекта:
- Занятие на тему «Источники загрязнения воздуха» (рассматривание иллюстраций и фото, изображающих загрязнение воздуха от заводов и фабрик; загрязнение водоемов от сточных вод промышленных объектов).
- Наблюдение за городским транспортом.
- Рассматривание иллюстраций о вырубке лесов, лесных пожарах.
- Беседы на тему «Лес – зеленые легкие планеты», «Воздух – рубашка планеты» (он защищает землю от перегревания, от солнечного жара, от переохлаждения, от космических снарядов метеоритов).
- Прогулка по территории детского сада с рассматриванием хвойных деревьев, которые очень хорошо очищают воздух.
- Беседа об экотранспорте (электромобили, трамваи, троллейбусы); о необходимости установок эколовушек на заводах, фабриках, котельных от вредных газов и пыли.
- Беседа о комнатных растениях и их пользе для очищения воздуха в детском саду.
- Изобразительная деятельность (рисование, аппликация) по теме проекта: «Безопасный транспорт», «Сажаем лес», «Чистый воздух».
- Рассказ детям о том, что у нас в стране есть закон об охране атмосферы.

3. Заключительный этап:
- В основе заключительного этапа лежит совместная работа воспитателя и детей «Сделаем воздух на территории нашего детского сада чище» (посадка семян цветов на рассаду для весенней высадки на участки детского сада).
Сотрудничество с семьей:
- Изготовление совместно с родителями стенгазеты из рисунков детей «Мы хотим дышать свежим воздухом».
- Беседа с родителями воспитанников, работающих на предприятиях города о том, какие мероприятия созданы для предотвращения загрязнения воздуха.
- Обогатить уголок природы комнатными растениями.
Ожидаемые результаты:
- Обогатить и систематизировать знания детей о воздухе.
- Иметь простейшие представления об экологических проблемах.
- Привить детям любовь и бережное отношение к окружающей среде.
Вывод:
- В результате реализации проекта дети усвоили знания о том, что для сохранения жизни на нашей планете, необходимо бережное отношение к воздуху и ко всей природе в целом.
Список использованной литературы:
1. Нищева Н.В. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. СПб. Детство-пресс, 2019 г.
2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Москва: Мозаика-синтез, 2018 г.
3. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. - М.: Мозаика-Синтез, 2015.
4. Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы.- М.: ТЦ Сфера, 2008.
5. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. «Познавательно - исследовательская деятельность дошкольников » М: Мозаика - Синтез, 2015 г.
6. Рыжова Н. А., Мусиенко С. И. «Воздух вокруг нас» Москва, Обруч, 2013 г.
2020