Актуальные вопросы начального общего образования

Гречкина А.Б. Образовательный портал «ЯКласс» – эффективное средство обучения младших школьников в условиях реализации ФГОС

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (62) https://f.almanah.su/62.zip

Основная миссия образования заключается в обеспечении условий для самореализации личности человека. Процесс образования направлен на получение обучающимися качественных знаний, которые помогут им в будущем успешно справляться с трудностями и проблемами. Современное образование, основанное на внедрении Федерального государственного образовательного стандарта, невозможно представить без эффективных средств обучения. Задача начальной школы — научить учиться, мотивировать к самостоятельности. В этом педагогу помогает использование на уроках электронных ресурсов, которое сможет вовлечь обучающихся в образовательный процесс, сделать урок по-настоящему современным и развивающим.

Хочу поделиться опытом применения интерактивной образовательной платформы «ЯКласс» в процессе обучения младших школьников.

«ЯКласс» — это цифровой инновационный ресурс для школьников, учителей и родителей обучающихся. Начал работу в 2014 году. Сегодня онлайн-площадкой пользуются 12 миллионов пользователей.

«ЯКласс» содержит теоретический материал, упражнения и интерактивный медиаконтент по предметам школьной программы, соответствующий требованиям ФГОС, дидактические материалы для проведения внеурочных занятий. Разработана система
Genexis, позволяющая на основе генерации задач создать тренировочные задания по школьным предметам программы Российской Федерации и автоматическую проверку домашних заданий. Образовательный портал реализовал полный цикл автоматизированного образования и возможность переноса оценок в электронный журнал.

Уникальная особенность сайта «ЯКласс»
заключается в том, что каждое задание и тест имеют множество вариантов с разными условиями (50 и более вариантов каждого задания). Ответы на такие задания невозможно где-то списать.

Каждому обучающемуся выпадает случайный вариант задания. Таким образом, каждый школьник решает свой вариант. Если он захочет решить задание снова, то ему выпадет уже другой вариант. Таким образом, осуществляется принцип «бесконечной» тренировки и обучения на собственных ошибках. В случае неверного ответа на задание система даёт подсказку в виде теории и разбора решения данного задания.

В декабре 2016 года учащиеся 1-11 классов МБУ Школы 90 включились в работу по апробации возможностей образовательного портала "ЯКласс". Младшие школьники с особой активностью выполняли различные по уровню сложности задания и часто оказывались в числе лидеров среди всех обучающихся школы. Соревновательный дух приводил то один класс, в группу лидеров, то другой. По итогам плодотворной работы на портале наше образовательное учреждение заняло 1 место в ТОПе региона Самарская область и сегодня продолжает вместе с «ЯКласс» с интересом изучать науки, повышать мотивацию к предмету и развивать готовность к продолжению обучения.

В своей практике регулярно использую возможности образовательного портала Якласс на всех этапах уроков и во внеурочной деятельности. Это значительно облегчает и сокращает мое время подготовки к уроку. Для этого существует режим «Презентация». Он может использоваться на этапе работы с теоретическим материалом, для этого показываю раздел «Теория» на мультимедийной доске и провожу фронтальный опрос, повторение или изучение нового материала. На этапе закрепления темы задания «ЯКласс» очень удобно решать всем классом на интерактивной доске. При повторном запуске каждая задача генерирует новое условие. После того как решено задание, есть возможность просмотреть шаги решения и подробно разобрать его ход вместе с обучающимися. Это способствует эффективному закреплению темы.

Более того, есть возможность «конструировать» школьные уроки и другие учебные занятия, определяя их оптимальное содержание, формы и методики обучения. Система самостоятельно проанализирует работу школьника на сайте и отобразит результаты для родителя в разделе «Портфолио учащегося». Это позволит родителям быть постоянно в курсе освоенных ребёнком тем и заданных ему домашних работ.

На платформе можно найти множество уже готовых курсов и заданий в разделе «Предметы». Среди заданий раздела есть доступные младшим школьникам номера, на которых они могут потренироваться, отработать умения и проверить усвоение материала. Но бывают и затруднения, например, если при выполнении какого-то задания возникает необходимость вспомнить материал прошлого года, а учебника нет и негде посмотреть, то навигация по сайту помогает в пару-тройку кликов найти то, что необходимо. По наблюдениям оказалось, что с прошлого года больше ребят 3 и 4 классов стали самостоятельно выполнять задания, используя «Якласс» в качестве репетитора по разным предметам.

Для того чтобы разнообразить работу с сайтом и сохранить развивающийся интерес учащихся, стали создавать свои задания. Например, упражнения по русскому языку на основе книг, которые рекомендуют сами дети. Такая деятельность способствует формированию мотивации к обучению и дальнейшего интереса к целенаправленному и активному познанию ребенка.

Существующий раздел сайта с проверочными работами дает возможность применять тесты практически ежедневно, не тратя времени на долгую проверку, выставлять объективные оценки с помощью компьютера, а также моментально видеть общую картину: как класс выполнил работу, в каких заданиях у большинства были ошибки.

Создавая проверочную работу в первую очередь, выбираю предмет и класс обучающей программы. Ниже, в окне, отобразится список заданий из банка «ЯКласс». Чтобы выбрать одно из них, ставлю галочку слева от названия. Для предварительного просмотра задания нажимаем на его название. Это поможет увидеть задачу «глазами школьника». Есть возможность предварительного просмотра всей проверочной работы. Часто создаю собственное задание. Удобно выбирать обучающие объекты из банка «ЯКласс», помимо текста рядом с любым обучающим объектом определенного вида иконка, которая позволяет обучающемуся быстро ориентироваться по видам деятельности.

Если обучающемуся давать много попыток на каждое задание и заранее объявлять критерии отметок, ему придется самостоятельно оценивать свой результат, читать разбор ошибок, который производится на сайте автоматически, и регулярно возвращаться к теории, чтобы повысить балл. Важно, что каждый школьник получает индивидуальный тест на заданную тему, есть задания, ответ на которые невозможно найти в Интернете. Таким образом, ученик действительно учится учиться, планируя и осуществляя свой рабочий процесс самостоятельно. Так формируются навыки, имеющие отношение не только к предметным знаниям, они позволяют тем, кто ими овладел, адаптировать имеющиеся у них знания к новым обстоятельствам, целям и задачам.

На данный момент времени тема организации дистанционного обучения весьма актуальна для учителей. Здесь можно выделить несколько основных причин: период карантина, пропуски занятий обучающимися по болезни или по другим уважительным обстоятельствам. В таких случаях востребован переход на дистанционную форму обучения. Задания создаются в форме теста и обучающийся, выполняя задание, заносит полученный ответ в определенное пустое «окошко», следуя инструкции, предложенной к заданию. Это может сделать любой, особенно тот, который не любит писать.

В современном мире существует множество разнообразных устройств, имеющих подключение к сети Интернет, поэтому обучающийся имеет возможность выполнить работу не только со стационарного компьютера, но и с планшета, с телефона и т.д., т.е. находясь не только в помещении, дома. Выполнив задание, ученик имеет возможность сразу увидеть свой результат, и, если это необходимо, выполнить работу над ошибками, введя новый ответ.

Удобно пользоваться этим сайтом и при проведении внеурочной деятельности. Ребятам понравились математические головоломки и ребусы в разделе «Переменка». Развивают смекалку ребят «ЯКлассные тесты», задачи на смекалку, вопросы замечательных людей. В классе обучающиеся соревнуются между собой, чтобы занять первое место, и это удаётся! При подведении итогов обменивают заработанные звёздочки на отметки, и у каждого появляется возможность улучшить свои результаты. Регулярно провожу внеурочную индивидуальную работу, заранее продумываю траектории обучения и задания разного уровня сложности в зависимости от индивидуальных способностей каждого ребенка.

ТОПы — это главный мотивирующий раздел «ЯКласс» — соревнования по количеству баллов, набранных за правильное решение заданий.

ТОПы «ЯКласс» делятся на три основных уровня:

• Топ одноклассников;

• Топ классов в учебном заведении;

• Топ учебных заведений в рамках населённого пункта, региона, страны.

Все баллы, которые школьник заработал в разделе «Предметы», видны в публичном профиле школьника. Эти баллы — его личное достижение. Если с первого раза не удалось набрать максимальное количество баллов за задание, то можно решать ещё и ещё раз, пока не удастся достигнуть максимума. Максимальное количество баллов за одно задание можно заработать только один раз. Баллы не накапливаются при многократном решении одного и того же задания. Часть баллов, заработанных школьником, становятся «топовыми», т. е. идут в ТОПы ЯКласс. В ТОП идут только баллы за предметы того класса, в котором зарегистрирован обучающийся.

Обучение на ЯКласс происходит в игровой форме. За правильное решение задач школьники получают баллы, то есть каждое задание имеет определенный вес в баллах. Система ведет подсчет и накопление баллов. Мотивом к выполнению заданий является накопление баллов для определения и поощрения обучающегося. В разделе «ТОПы» дети видят свои баллы и место в рейтинге школы «ЯКласс».

«Якласс» – это постоянные соревнования, причем выигрывают обычно не отличники, а ребята, которым «скучновато» на уроках. Именно они набирают больше всех звездочек и получают «5» при ежемесячном подведении итогов. Соревнование позволяет активизировать личность, сплачивает коллектив, способствует достижению высоких результатов. Чтобы подняться в ТОПе и заработать звёздочки, ребёнок сам выбирает предмет и выполняет задания по интересам. Каждый месяц подводим итоги: вывешиваем «ТОП» каждого обучающегося, распечатываем грамоты и вывешиваем их в «Классный уголок».

Результат — улучшение успеваемости: по итогам окончания учебного года увеличилось количество отличников и хорошистов! Также школа вышла на 1-е место в ТОПе региона — это явный показатель того, что ресурс «ЯКласс» интересен учителям, ученикам и родителям нашей школы.

Образовательный портал
«ЯКласс» помогает управлять качеством образования, повышать мотивацию к предмету и развивать самостоятельность обучающихся, готовность к продолжению обучения, а педагогам — вести уроки на современном уровне в соответствии с актуальными тенденциями и нормативами школьного образования.

Библиографический список

1.Осин А.В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения: Аналитическая записка. - М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2011 - 12 с.

2.Зайченко О. М. Дистанционное обучение детей. Опыт. Перспективы. Рекомендации / О. М. Зайченко, В. Н. Аверкин, К. В. Афанасьев. – Великий Новгород: Новгородский институт развития образования, 2013— 246 с.

3.Федеральные государственные образовательные стандарты.

https://fgos.ru

4.Якласс

https://www.yaklass.ru/info/about
2023-01-19 17:03 2022