Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Черникова Е.А. Театрализованная деятельность в системе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников

Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (25) https://f.almanah.su/25.pdf


В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Всесторонний анализ речевых нарушений у детей представлен в трудах
Р.Е. Левиной, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и других исследователей.
Впервые научное объяснение общего недоразвития речи (ОНР) было дано профессором Р.Е. Левиной в работе «Нарушение письма у детей с недоразвитием речи» в 1961 году. Под термином «общее недоразвитие речи» понимается сложное речевое нарушение, при котором у детей нарушено формирование всех компонентов речи: фонетические процессы, произношение, слоговая структура слова, лексико-грамматическая сторона, словарный запас и связная речь. При этом отмечается нарушение формирования как смысловой, так и произносительной сторон речи.
Речевое недоразвитие детей дошкольного возраста может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с проявлениями лексико-грамматических и фонетико-фонематических нарушений.
У детей с ОНР отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления, для которого характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, низкий уровень используемой фразовой речи.
Личность ребенка с общим недоразвитием речи характеризуется спе­цифическими особенностями, среди которых имеют место заниженная самооценка, коммуникативные на­рушения, проявления тревожности и агрессивности раз­ной степени выраженности.
Обучение детей с общим недоразвитием речи диалогической и монологической речи вызывает большие трудности.
С целью развития диалогической речи дошкольников с общим недоразвитием речи используется театрализованная деятельность, которая позволяет заинтересовать воспитанников на занятиях, удержать их внимание, развивать элементы творческого воображения, словесно-логическое мышление, память и, главное, формировать внутреннюю мотивацию речевого высказывания.
В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи.
Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).
Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста представлена следующими основными видами:
·          кукольный театр;
·          игры-драматизации;
·          игры-представления (спектакли).
Использование кукольного театра как одного из видов театрализованной деятельности обеспечивает развитие самой театрализованной игры: в ней проявляются начальные формы интерактивного взаимодействия. Диалог между детьми становится необходимой составляющей в игровой деятельности. Кукла является стимулирующим фактором для развития диалогической речи.
Благодаря систематическому использованию игр – драматизаций у детей расширяется словарный запас, совершенствуется лексика и грамматика. Развиваются основные языковые функции – экспрессивная (вербально-образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу).
Создание спектакля с дошкольниками – очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолеть трудности в общении.
Театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. В театрализованной деятельности активно развивается диалог как форма социализированной (коммуникативной) речи. Сценические диалоги логические, эмоциональные. Заученные во время подготовки к спектаклю литературные образы речи дети используют впоследствии как готовый речевой материал в свободном речевом общении.
Таким образом, театрализованная развивающая среда для ребенка с нарушением речи обеспечивает комплекс психолого-педагогических условий, способствующих развитию коммуникативных способностей у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Библиографический список

1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду.
М.: ТЦ Сфера, 2003. 120 с.
2. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников.
М.: Просвещение, 1991. 127 с.
3. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду.
М.: ТЦ Сфера, 2001. 128 с.
4. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. М.: Гном-Пресс, 2000. 128 с.
2019