«Художественное воспитание есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве». (В.Н. Шацкая,1987г).
С первых шагов маленького человека, с его первых слов и поступков происходит эстетическое воспитание личности. Всё, что его окружает: общение со сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, их слова, взгляды, настроение, мимика и жесты – откладывается в душе ребёнка на всю последующую жизнь, фиксируется в его сознании. Реакция на всё красивое в окружающем их мире, на предметы живописи, поэзию, музыку формируется уже в дошкольном возрасте. Следствием этого является стремление детей рисовать, лепить, танцевать, сочинять стихи. В нашей повседневной жизни, труде, в общении, быту, взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями, где прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль.
Поэтому, эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее.
Важнейшая задача эстетического воспитания – научить ребенка видеть в красоте окружающего мира духовное благородство, доброту, сердечность и на основе этого утверждать прекрасное в самом себе.
(В.А. Сухомлинский).
Эстетическое воспитание определяется в педагогике, как развитие способности чувствовать, воспринимать, видеть прекрасное в жизни и в искусстве, а также как воспитание стремления человека участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей [8].
В работах Ю.К. Бабанского, Б.Т. Лихачева, Л.П. Печко, В.И. Толстых, эстетическое воспитание рассматривается как закономерная, управляемая система педагогической деятельности, включающая в себя учебную и внеклассную работу, занятия в учреждениях дополнительного образования, воспитание в семье и самовоспитание, направленной на формирование эстетической культуры учащихся [2.5.6].
В "Словаре по педагогике" Г. М. Коджаспировой термин "эстетическое воспитание" описывается так: выработка и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве, активно участвовать в творчестве, созидании по законам красоты [4].
Понятие "эстетическое воспитание" органически связано с термином "эстетика", который происходит от греческого слова "эстезис" - чувственный. Слово это в качестве названия определенной науки было впервые введено немецким теоретиком искусства Баумгартеном. Его труд "Эстетика" был опубликован в 1750 году. С того времени эстетика стала целой отраслью научных знаний. Но сама эстетика зародилась значительно раньше: ее истоки уходят в глубокую древность. Уже на заре цивилизации у человека развилась способность чувствовать красоту окружающих его предметов.
Известный академик Борев Ю.Б. описывал эстетику как философскую науку о сущности общечеловеческих ценностей, их рождении, бытии, восприятии и оценке, о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего в искусстве, о природе эстетического и его многообразии в действительности и в -искусстве, о сущности и законах творчества, о восприятии, функционировании и развитии искусства [1].
Изучив труды учёных, можно обобщить что, эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. Но в эстетике это прекрасное связано с искусством, с художественным отражением действительности в сознании и чувствах человека, с его способностью понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его.
По мнению И.Ф. Харламова, сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности детей, которая направлена на формирование у них способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, на выработку эстетических понятий, вкусов и идеалов, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства [7].
Педагогическое определение художественно – эстетическое воспитание детей дошкольного возраста включает в себя целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребёнка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве. Поэтому осуществляться оно должно в процессе ознакомления с разными видами искусства и активного включения детей в различные виды художественно – эстетической деятельности. Основным направлением которого, является приобщение детей к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры.
Следует помнить, что художественно-эстетическое воспитание – это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинать эту работу необходимо с первых лет жизни ребёнка. В современных условиях, процесс художественно - эстетического воспитания испытывает трудности, которые заключаются в малом внедрении в ежедневную практическую деятельность дошкольных образовательных учреждений научных достижений в области художественно - эстетического воспитания. Причинами служат следующие факторы:
- недостаточное внимание к проблемам эстетического воспитания личности детей в дошкольных образовательных учреждениях;
- перегруженностью учебного плана учебных заведений, обращенного к передаче знаний и умений;
- отсутствием учебно-методического комплекса по эстетическому воспитанию, учебно-методических пособий по проблемам художественно - эстетического воспитания и в дошкольных учреждениях;
- отсутствием необходимой подготовки педагогических кадров;
- малой материальной оснащенностью дошкольных учреждений[9].
Созданный педагогами фундамент, основа для творческих способностей, привитая ребёнку потребность в наслаждении прекрасным, оказывает эффективное воздействие на развитие художественно – эстетической личности. Для реализации поставленных задач, необходимо соблюдение следующих условий:
- учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей;
- за основу художественно-эстетического воспитания взять искусство и окружающую жизнь;
- взаимосвязь художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательно-образовательной работой, дающей разнообразную пищу для развития восприятия, образных представлений, воображения и творчества;
- интеграция различных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности, способствующая более глубокому эстетическому осмыслению действительности, искусства и собственного художественного творчества; формированию образных представлений, образного, ассоциативного мышления и воображения.
- уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого включения их произведений в жизнь дошкольного образовательного учреждения;
- организация выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др;
- вариативность содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания.
Известно, что детский сад, играет важную роль в жизни ребёнка, но формирование его художественного вкуса, представления о всём прекрасном не возможно без непосредственного участия семьи. Именно семья играет важную роль в формировании и становлении личности ребёнка. Ведь первым нравственно-эстетическим идеалом в жизни любого человека являются его родители. Поэтому, все взрослые - педагоги, родители, окружающие ребёнка, желающие вырастить его культурным и воспитанным, должны быть в первую очередь заинтересованы в саморазвитии и самовоспитании [3].
Именно дошкольный возраст, когда дети обладают большим потенциалом фантазий, является наиболее целесообразным периодом для эстетического и художественного развития. Поэтому для педагогов дошкольных образовательных учреждений, одной из основных воспитательных задач должно быть - создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическим сознанием, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.
Сегодняшние дошкольники – это будущее нашей молодой Республики.
Нами сейчас закладывается завтрашний уровень их художественно – эстетического сознания. Поэтому считаю целесообразным поиск возможных форм эстетического воспитания не только на занятиях предметами эстетического, художественного цикла, но и во взаимосвязи различных дисциплин, разработка новых технологий интегрированного подхода в образовательном процессе ДОУ.
Список литературы
1. Борев, Ю.Б. Эстетика: Учебник/Ю.Б. Борев - М,: Высш. шк., 2002. - 511с.
2. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды/Сост. М. Ю.
Бабанский; авт. вступ. ст. Г.Н. Филонов, Г. А. Победоносцев, А. М. Мои-
сеев; авт. комент. А. М. Моисеев.
3. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Г.Н. Пантелеева и др.; Нравственно-эстетическое
воспитание ребенка.; Под ред Н.А. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 1989. -
79с.
4. Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике (междисциплинарный) / Г. М.
Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М.: Март, 2005. - 448 с.
5. Лихачев, Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников: учеб. пособие
по спецкурсу для студ. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1985. - 176 с.
6. Толстых В. И. Эстетическое воспитание: Учебник для средних проф.- техн.
учеб. заведений В. И. Толстых, Б. А. Эренгросс, К. А. Макаров. М.: Высш.
школа, 1979 - 288 е., ил.
7. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Гардарики, 1999. - 520 с.
8. Эстетика: Словарь. — М.: Под общ. ред. А. А. Беляева. 1989 г.
9. Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей дет.
сада. Под ред. Н. А. Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1995.